«Пословица недаром молвится»
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Евсеева Галина Владиславовна

 

Сценарий развлечения

 в подготовительной к школе группе

«Пословица недаром молвится»

Задачи:

- обобщить у детей знание о пословицах;

- развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;

- воспитывать любовь к родной речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность;

- вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность.

Подготовительная работа: заучивание пословиц с детьми, подготовка инсценировок и костюмов к ним, совместное рисование с родителями иллюстраций к пословицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_rech.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения

 в подготовительной к школе группе

«Пословица недаром молвится»

Задачи:

- обобщить у детей знание о пословицах;

- развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;

- воспитывать любовь к родной речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность;

- вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность.

Подготовительная работа: заучивание пословиц с детьми, подготовка инсценировок и костюмов к ним, совместное рисование с родителями иллюстраций к пословицам.

Оформление: в музыкальном зале оформить выставку детских рисунков, на центральной стене зала изображены солнце, плетень, подсолнухи.

Декорации: деревенская изба, лавочка,  деревянная посуда.

Музыкальный центр, записи с русскими народными мелодиями, призы – шоколадные монетки, леденцы-петушки.

Ход развлечения

Звучит русская народная музыка, дети рассаживаются в зрительном зале.

Ведущая: Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей и гостей. Собрались мы на развлечение, всем на удивление, на других посмотреть, себя показать! Велик и могуч русский язык, много можно рассказать о нем, но наша сегодняшняя встреча посвящена пословицам. Давайте разделимся на две команды и посоревнуемся в знании пословиц (дети делятся на две команды). В этом сундучке необычные монетки (достает и показывает шоколадные монетки). Команды будут получать их за смекалку и знание пословиц. Ну что, команды готовы?

Разминка

Дети отвечают на вопросы ведущей и получают монетки.

  • Кто придумал пословицы? (народ)
  • Когда появились пословицы и поговорки? (очень давно)
  • Кто собирал пословицы и поговорки, как они сохранились до наших дней? (ученые, поэты, писатели, простые люди, любившие и знавшие и изучавшие русский язык)
  • О чем говорят пословицы? (о добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о любви)
  • Почему вам нравятся пословицы? (они умные, складные, красивые, интересные, смешные)

Ведущая: Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения. Например: Под лежачий камень вода не течет (пословица) — Бить баклуши (поговорка). Каждый день мы используем в своей речи пословицы и поговорки. Практически к каждому случаю нашей жизни можно подобрать пословицу, их тематика очень разнообразна: работа, семья, любовь, дружба и т.д.

Конкурс № 1 «Доскажи словечко»

Ведущая: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Я прочитаю пословицу, а вы закончите ее одним словом (пословицы читаются по очереди каждой команде за правильные ответы раздаются монетки).

  • Не спеши языком, торопись…(делом).
  • Сначала подумай, потом …(говори).
  • Сумел взять – умей и  … (отдать).
  • Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал … (умнее).
  • О дереве судят по плодам, а о человеке по … (делам).
  • Терпение и труд, все …(перетрут).

Конкурс № 2 «Узнай пословицу по двум словам»

Ведущая: Молодцы! Отлично справились с заданием. А сейчас послушайте пару слов и скажите, в каких пословицах они встречаются.

Семь – один. (Семеро одного не ждут. Один с  сошкой – семеро с ложкой. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Семь бед – один ответ.)

Конкурс № 3 «Путаница»

Ведущая: Дети, к нам в приехал заграничный гость (звучит музыка, появляется старик Хоттабыч в восточном наряде).

Ведущая: Проходите, гость дорогой! Мы рады видеть вас в нашем детском саду.

Хоттабыч (говорит с акцентом): Здравствуйте! Вы речь ведете о пословицах? Мне тоже нравятся русские народные пословицы. Я их быстро выучил. Вот, например: Что с возу упало, того не вырубишь топором.

Ведущая: Ой-ой-ой! Ребята, вы поняли, что произошло? Наш гость перепутал все пословицы! Помогите ему, пожалуйста, назовите пословицы правильно (команды по очереди поправляют «иностранку»).

Хоттабыч: А вот еще, какую пословицу знаю: Не рой другому яму – пригодится воды напиться (дети называют правильные пословицы).

Хоттабыч: Ну а это правильно? Хочешь есть калачи – люби и саночки возить (дети называют правильные пословицы).

Хоттабыч: И вот еще, какую знаю: Слово не воробей – разобьешь, не сложишь (дети называют правильные пословицы). Спасибо вам, друзья! Теперь я постараюсь говорить пословицы правильно (гость прощается и уходит).

 

Конкурс № 4 «Аукцион»

Ведущая: А сейчас мы проведем аукцион! Его правила очень простые: кто пословиц больше знает, тот награду получает. Назовите пословицы о дружбе.

Старый друг – лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Конкурс № 5 «В селе Веселово-Говорково»

Ведущая: Есть на свете маленькое село. Называется оно Веселово-Говорково. (звучит музыка «Во саду ли, в огороде», дети-артисты занимают места в избе, садятся на лавочку около дома)

Ведущая: В этом селе живет славный народ. Здесь без пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят: «Люди – хлеб убирать, а они на солнышке лежать».

Сценка «Ленивица»

Действующие лица: матушка, Акулина и Марфушка (ее дочки), хор – все в русских народных костюмах.

Из избы выходят две девочки. Марфушка садится на завалинку, зевает, начинает дремать.

Акулина: Проснулась Марфушка не поздно, не рано. До обеда проспала, да обедать встала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.

Матушка (выглядывает из окна): Марфушка, сходи за водицей на речку!

Марфушка: Да лень мне, дремота одолела!

Акулина: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив!

Матушка (из избы): Марфушка, иди кисель хлебать!

Марфушка (поднимаясь): Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (уходит в избу)

Хор на завалинке запевает:

Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить.

Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.

С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.

А уж как за стол идти, ложку знает, где найти.

Марфушка (высовывается из окна): Ой-ой! Не надо про меня петь!

Хор: Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

Ведущая: Дети, какие пословицы вы услышали? А какие еще можете сказать о труде? (ответы детей: Терпение и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Не бывает скуки, коли заняты руки.) Много трудились в Веселово-Говорково, но и веселиться не забывали. Недаром в пословице говорится «Делу – время, потехе – час». Когда кончалась работа, собирались у околицы и стар и млад, смешили друг друга потешками да небылицами.

Сценка «Веселый Емеля»

Выбегает Емеля с балалайкой в костюме скомороха

Емеля: Здрасьте! А вот и я – Емеля, весела неделя. Голоса услыхал – к вам прибежал. Эх, мы паря удалые да озорные – голосом спляшем, ногами споем. В общем и целом прекрасно живем! Вот присяду у ворот да потешу народ. Я спою, а вы подпевайте! (имитируя игру на балалайке, исполняет небылицы, дети ему отвечают)

Емеля: На дубу коза пасется, в бане парится медведь. Рано утром вечерком, поздно на рассвете баба ехала верхом в ситцевой карете.

Все:         Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.

Емеля: На заборе чепуха жарила варенье. Куры съели петуха в одно воскресенье. Сидит ежик на заборе, новая рубашка, на макушке сапожок, на ноге фуражка.

Все:         Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.

Емеля: А наш дедушка Иван посадил кота в карман. Котик плачеи и рыдает, громко дедушку ругает. По реке плывет корова, обгоняет пароход. На рогах сидит ворона и соломинкой гребет.

Все:         Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.

Емеля: Эх, весело тут у вас! Смотрю, нарисовали много рисунков к пословицам, а давайте выберем те, которые больше всего всем понравились! (выбирает с детьми на выставке  рисунки-иллюстрации к пословицам, дарит победителям призы – леденецы-петушки)

Ведущая: Вот так весело и дружно живет народ в селе Веселово-Говорково. Вам понравилось? (ответы детей) Давайте посмотрим, как команды справились с заданиями (подсчитывается количество монеток у команд, определяются победители). Молодцы, ребята! Все вы хорошо знаете пословицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

Викторина "Пословица недаром молвится"

Викторина может проводиться с детьми старшего и подготовительного к школе возраста....

Речевой праздник "Пословица недаром молвится"

Занятие позволяет в увлекательной форме познакомить детей с некоторыми пословицами...

«Пословица недаром молвится»

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД для детей старшей группы " Пословица недаром молвится...."

Непосредственно образовательная деятельность по теме "Пословица недаром молвица..." направлена на обогащение детьми знаний о русском фольклоре....

Конспект непосредственной образовательной деятельности ,,Пословица недаром молвится "

Дети получают представление о жанровых особенностях и значении пословиц как народной мудрости....

"Пословица недаром молвится" Малые фольклорные формы. составление сказок по пословицам

На занятии мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Учим отличать пословицу от поговорки. Прививаем любовь к малым фольклорным формам. Активизируем словарь старших дошкольников. Учимся придумыва...