Развитие речи. Тема "Ярмарка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Абашкина Ирина Владимировна
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Ярмарка»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Ярмарка»

Цель: Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества. Уточнить знания о пословицах и узнать новые пословицы. Обогащать и уточнить словарь.

Задачи:

  • Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры.
  • Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству. Знать русские традиции и культуру.

Материалы: расписная шаль, поднос, народные игрушки, изделия народных промыслов, куклы для театрализации, картинки с пословицами, атрибуты для игры.

Ход занятия:

1. Вступление.

Воспитатель: -Ребята, подойдите ко мне  мы с вами отправимся на праздник.

Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, шутливые потешки, весёлые и грустные песни.

Все эти виды народного творчества принято называть английским словом «Фольклор» — переводится это слово, как «народная мудрость».

У наших предков было много развлечений и одно из них – карусель!

- На карусели мы и отправимся на русскую ярмарку. (Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку).

Скороговорка:

Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

(Скороговорка сначала произносится в обычном темпе, затем быстрее, можно спросить желающих произнести скороговорку.)

2. Воспитатель: -Ну хорошо, ребята, садитесь.

Есть такая пословица: «Делу время, потехе час».

- Как вы её понимаете? (Ответы детей)

-Это значит что делу нужно уделять основное время, а потом уже и повеселиться можно.

Игра: «Угадай пословицу по картинке». Воспитатель показывает картинки, а дети угадывают пословицы. Дети приводят примеры из жизни детского сада.

  1. «не имей сто рублей, а имей сто друзей ».
  2. «Землю красит солнце, а человека- труд».
  3. «Хочешь есть калачи- не лежи на печи».
  4. «Собираешь по ягодке- наберёшь кузовок».
  5. «Грамоте учиться – всегда пригодится»

(Здесь можно привести пример, что дети на каждом занятии получают новые знания и в конечном итоге наберут их очень много для того чтобы успешно учиться в школе).

Воспитатель просит детей привести свои примеры пословиц и объяснить их смысл.

Воспитатель: -Сейчас у нас на ярмарке потехи час. (Воспитатель накидывает платок берёт в руки поднос. На подносе несколько игрушек).

Воспитатель: -Кто хочет купить товар, опишите его, расхвалите!

(Ребёнок берёт игрушку, описывает её и ставит, и так 2-3 человека.)

3. Загадки.

Воспитатель: -А теперь попробуйте отгадать что я вами загадаю. Например, этот предмет сделан из дерева, без него не обходилась ни одна трапеза, а так же его можно использовать как музыкальный инструмент (ложка).

Затем дети загадывают загадки друг другу.

4. Физминутка.

Воспитатель: Вот и у нас пришел потехи час.

Русская народная игра «Горелки».

Гори-гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо,
Птички летят, колокольчики звенят!


Гори, не воронь, беги как огонь!

(Дети встают в хоровод и выбирают ведущего. Ведущий встаёт в центре хоровода в руках у него яркий платок. Все дети начинают петь песню «Горелки» и одновременно движутся в хороводе. К тому моменту, когда заканчивается песня, ведущий останавливается между двумя детьми, подняв высоко платок. И сделав движения вниз касаясь их сомкнутых рук. Обозначая этим движением, что он размыкает их руки. В это время дети отпускают руки и поворачиваются спиной друг к другу. По сигналу «Гори, не воронь, беги как огонь!»

 Тот, кто стоит с право бежит справой стороны круга, а кто слева бежит в левую сторону, чтобы вернутся на прежне место. Тот, кто прибежит первым выхватывает у водящего платок и становится ведущим.)  

5. Воспитатель: На ярмарках люди устраивают смешные соревнования:

  • кто быстрее пробежит в мешке
  • кто с закрытыми глазами скорее накормит покупателя сметаной
  • кто больше всех съест блинов
  • кто перетянет канат и т. д.
  • А у нас на ярмарке работает театр кукол. Куклы развлекают детей, рассказывая небылицы.

Воспитатель берёт куклу и за ширмой показывает представление.

Небылицы.

Как у нашего Данилы

Разыгралася скотина:

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны,

Утки – в дудки,

Сверчки- в смычки,

Комары в котлы,

Козёл- пляшет,

Ножкой машет.

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять.

Бух, бух, бух, бух

Захватило, братцы дух.

(Дети разыгрывают представление за ширмой выбирая понравившихся героев и рассказывая разученные раннее на занятиях небылицы).

6. Воспитатель: -Ребята, а вы любите сказки? Мы с вами прочитали много сказок и сейчас проверим помните ли вы их героев и кто написал эту сказку.

- А игра называется «доскажи словечко». Я буду называть слово, а вам нужно будет добавить сказочное слово.

  1. Петушок (золотой гребешок) — русская народная сказка.
  2. Кот (в сапогах) — Шарль Перро.
  3. Баба (Яга) — русская народная сказка.
  4. Царевна (лягушка) — русская народная сказка.
  5. Гадкий (утёнок) — Г. Х. Андерсен.
  6. Гуси (лебеди) — русская народная сказка.
  7. Жар (птица) -из сказки «Конёк –горбунок» — П. П. Ершов.
  8. Красная (шапочка) — Шарль Перро.

Воспитатель: -А ещё у меня есть карточки, но они не простые, чтобы узнать какая на них картинка нужно составить слово.

7. Дидактическая игра «Назови какой…»

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, на ярмарках люди привозили разный товар, раскладывали его на прилавки. Вот и на нашей ярмарке есть такой прилавок. Посмотрите сколько здесь товара. Давайте посмотрим из чего же этот товар.

Ковёр из шерсти- шерстяной ковёр (отвечают дети)

Полотенце из льна- льняное полотенце,

Ложка из дерева- деревянная ложка,

Варежки из шерсти- шерстяные варежки,

Воротник из меха- меховой воротник,

Балалайка деревянная- деревянная балалайка,

Кукла из тряпок- тряпичная кукла и т. д.

8. Итог занятия.

Воспитатель: -Где мы побывали сегодня (–На ярмарке.)

-Для чего люди устраивали ярмарки (–Развлекались, покупали и продавали разные товары, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)

- Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость.» -А ещё люди угощали друг друга и сами угощались. Давайте угостим наших гостей и сами угостимся. (дети приглашают к столу гостей и сами угощаются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...