«Разучивание стихотворения Алексея Плещеева «Осень наступила».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мячина Валентина Ивановна

1. «Связная речь»

   Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.

2.     Учить правильно выражать и излагать свои мысли.

3.     Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.

4.     Закрепить и обобщить знания детей об осени, явлениях природы с помощью произведения  поэта  А.Плещеева «Осень наступила». 

 «Словарь и грамматика»

1.   Уточнять и расширять словарь детей об осени (листопад, жёлтая трава, голые деревья, серое небо, холодный дождь, озимь на полях и т.д.)

2. Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных.

3.   Учить составлять предложения по сюжетной картине (в объёме 2-5 слов).

4.    Совершенствовать навык рассматривания картины.

«Звуковая культура речи»

1.     Развивать артикуляционный аппарат.

2.     Произношение звука [у] с разной интонацией и силой голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_a.pleshcheev_osen.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности детей

в старшей группе.

Образовательная область «речевое развитие».

«Разучивание стихотворения Алексея Плещеева «Осень наступила».

Цель: научить детей читать наизусть стихотворение Алексея Плещеева  «Осень наступила»  через эмоциональное восприятие мотивов осени.

Программные задачи:

Образовательные:

«Связная речь»

  1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.
  2. Учить правильно выражать и излагать свои мысли.
  3. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.
  4. Закрепить и обобщить знания детей об осени, явлениях природы с помощью произведения  поэта  А.Плещеева «Осень наступила». 

 «Словарь и грамматика»

1.   Уточнять и расширять словарь детей об осени (листопад, жёлтая трава, голые деревья, серое небо, холодный дождь, озимь на полях и т.д.)

2. Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных.

3.   Учить составлять предложения по сюжетной картине (в объёме 2-5 слов).

4.    Совершенствовать навык рассматривания картины.

«Звуковая культура речи»

  1. Развивать артикуляционный аппарат.
  2. Произношение звука [у] с разной интонацией и силой голоса.

 Развивающие:

  1. Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст.  Отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
  2. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей, словарь на основе углубленных знаний о природных явлениях.
  3. Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма.
  4. Творческое воображение, память, мышление, внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику с согласованной работой рук

Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоционально-радостные отношения к осенней природе.
  2.  Формировать положительную установку на участие в образовательной деятельности.
  3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Словарная работа:  «озимь на полях» «туча небо кроет», « ветер воет», «воды зашумели быстрого ручья». 

Материал и оборудование:  расписанное узорами зеркало, магнитофон, проектор для мультимедиа, презентация осеннего леса, конверты с разрезными картинками.  

Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы осенью (ветер, листопад ,серое небо ,холодный дождь), коллективные,  индивидуальные беседы с детьми об осени, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы, составление рассказов о красоте осеннего пейзажа.

 Техническое сопровождение: презентация «Осенние пейзажи», аудиозаписи Чайковский «Времена года»

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Ход проведения:

Звучит музыка Чайковского «Времена года»

Воспитатель предлагает детям посмотреть, откуда звучит музыка и вместе с детьми заходит в группу и находит волшебное зеркало.

В. Ребята, а это зеркало непростое, оно волшебное…как вы думаете, кто его разрисовал? Я загадаю загадку, а вы попробуете отгадать, кто же его разрисовал.

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года-…

(Осень)

А вы хотите попасть в этот волшебный осенний лес? Зеркало нам в этом поможет .Давайте посмотрим в зеркало и повторим за мной волшебные слова

  «В зеркале я отражусь,

   Где захочу, там и окажусь.

  Перенеси нас зеркало в  осенний лес».

Зеркало (Воспитатель): В лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья вам, ребята, не найти

Друг за другом становитесь, крепко за руки  беритесь,

По дорожкам по тропинкам по лесу гулять пойдём

Приключения найдём!

Дети проходят на осеннюю полянку, воспитатель предлагает им расположиться, кому где будет удобно (расставлены кубики-пеньки, накрытые жёлтой, коричневой тканью, расставлены искусственные деревья, украшенные разноцветными листьями: жёлтыми, коричневыми, оранжевыми)

В это время звучит тихая музыка Чайковского «Осень» и идет показ презентации «Осенние пейзажи».

(Дети рассказывают, что они видят в лесу, используя слайды на экране)
- Великолепен вид осенней природы! Деревья оделись в разноцветное одеяние.(1)

- Стройные березы стоят в накидках золотых. Воздух свежий в лесу.(2)

  -  Торжественно светло и тихо.(3)
 - Вся земля покрыта разноцветным ковром, мягким, шуршащим под ногами(4)

- Природа осенью в лесу удивительно красива.(5)
- Чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой.(6)
- Так  хочется побывать в лесу, упасть на мягкий разноцветный ковёр,  увидеть над собой чистое, ясное небо и ощутить все волшебство нашей удивительной осени. (7)
- Осень – волшебница, она очаровала природу, украсила ее разноцветными нарядами.(8)
Упражнение «Нарисуем осень».

Воспитатель:

- Ребята, как вам кажется, осенний лес красивый? (Да.)

- А давайте и мы с вами попробуем  нарисовать осеннюю картинку, но у нас с вами  нет ни  карандашей, ни  красок, ни бумаги. А как же можно нарисовать осень в лесу? ( Движениями рук.  Дети встают со своих мест, образуют круг)

(Звучит тихая музыка Чайковского «Осень»)

 (Движения выполняет воспитатель, затем и дети.) 

Идёт  по лесу осень, шуршит листвой (скользят ладонями друг о друга)

Прикоснётся осень рукой к берёзке, пожелтеют листья и запоют свою песенку (развести ладони параллельно друг другу, руки в стороны, затем ладони соединить)

Прикоснётся к рябине, покраснеют листочки, запою свою радостную песню (делают тоже)

Заденет осинку, красные листья запоют (делают то же)

Взмахнёт руками Осень, завоет ветер (поднять руки вверх и делать круговые движения руками)

Затрепещут, задрожат листья на деревьях (подняв руки вверх, легко встряхиваем пальцами и кистями рук)

Полетят на землю разноцветным дождём (постепенно опускают руки вниз, встряхивая пальцами)

Воспитатель: Молодцы, красивая картина у вас получилась!

Затем воспитатель предлагает детям присесть на свои места.

Воспитатель:

-Как  художники изображают красоту осенней природы? (В картинах), а как еще можно рассказать об осенней сказке? Какими способами? (Можно сфотографировать, можно написать красивую музыку).

Воспитатель:

- А   поэты как об этом могут рассказать? (СТИХАМИ)

Я вам сейчас прочитаю стихотворение «Осень наступила». Написал его  Алексей Николаевич   Плещеев. (Вывешивается портрет А.Плещеева)

Послушайте внимательно.

Осень наступила,

Высохли цветы.(1)

И глядят уныло

Голые кусты. (2)

Вянет и желтеет

Травка на лугах (3)

Только зеленеет

Озимь на полях.  (4)

Туча небо кроет,

Солнце не блестит (5).

Ветер в поле воет,

Дождик моросит. (6)

Воды зашумели

Быстрого ручья, (7)

Птички улетели

В теплые края.(8)

-О чем это стихотворение(об осени)

Как я его прочитала? (грустно, печально).

 - А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? (печаль, грусть, плохо  настроение.)

Беседа о произведении:

- Как поэт говорит о цветах в своем стихотворении? Какие они? (зачитать строчку из стихотворения)

- Дети: цветы стали сухими, засохшими

- Что происходит с кустами,  какие они?

(зачитать 2-ую строчку из стихотворения)

- Дети: кусты стали голыми.

- Что произошло с травкой с приходом осени? Послушайте, как поэт говорит об этом (зачитать строчку)

- Дети:  травка стала вянуть и желтеть

А кто знает, что означает слово «озимь»

- Дети: поля, которые засеяли на зиму зерном.

 -  Как вы понимаете эти строчки?:  «Туча небо кроет, солнце не блестит »

 - Дети : небо стало серым , не видно солнышка

 - Как понимаете строчки из стихотворения: « ветер в поле воет, дождик моросит?»

Дети: дует  сильный ветер, завывает как волк, идёт мелкий дождь.

- Что означают эти строчки? «Воды зашумели быстрого ручья»

Дети: из за сильного ветра вода в реке  стала быстрее течь.

- Послушайте последнюю строчку стихотворения «Птички улетели в тёплые края»  Как вы понимаете эти слова?

Дети: птичкам стало холодно, нечего кушать.

 

- Как вы думаете, любил поэт русскую природу? Как вы догадались, что любил?

- Для того чтобы легче запомнить стихотворение, нам помогут картинки на экране.

При вторичном прочтении стихотворения воспитатель показывает детям слайды  - мнемотаблицы по тексту стихотворения (номера слайдов указаны в скобках). (Дети слушают)

Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки с экрана воспроизвести стихотворение по памяти (рассказывая по одной строчке -один слайд). . Я начинаю говорить строчку, а вы ее заканчивайте.

-Молодцы

Игра «Ветер». Звучит звук завывания ветра. (1мин)

Воспитатель:

- Кажется, начинается сильный ветер в осеннем лесу. Но я знаю, как  можно усмирить проказника. Давайте мы его поймаем в круг и поиграем в игру «Ветер».

(Звучит музыка ветра)

Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «У» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «У» долго и тихо. (Упражнение повторяется 3-5 раз.)

Рефлексия: «Разрезные картинки».

- Ребята, пока ветер проказничал в лесу, он рассыпал все наше стихотворение. Нужно срочно его собрать, иначе зеркало обратно нас не выпустит из леса.

(Дети подходят к столу, берут любой конверт с разрезными картинками.)

Дети должны собрать картинку и вспомнить по ней строчку из стихотворения. Затем вместе с воспитателем дети собирают все стихотворение и проговаривают его.

- Ой, ребята, нам пора возвращаться в детский сад

Чудно осенью в лесу

Расставаться нет желанья

С лесом надо нам прощаться

В детский сад свой возвращаться

Давайте посмотрим в наше «волшебное зеркало» и  повторим за мной «волшебные слова»:

                                         «В зеркале я отражусь,

                                        Где захочу, там и окажусь.

                               Перенеси нас, зеркало,

                               Обратно, в детский сад».

- Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад.

Воспитатель:

-  Ребята, где же мы сегодня с вами побывали? (В осеннем лесу)

- Что мы там делали? ( Рассматривали осеннюю природу и рассказывали о ней)

- Чем занимались? (Рисовали осеннюю картину руками, играли в игру «Ветер», учили стихотворение Алексея Плещеева «Осень наступила», собирали разрезные картинки)

Воспитатель:

- Когда придёте сегодня домой, обязательно расскажите стихотворение Алексея Плещеева «Осень наступила» своим родителям!

А сейчас давайте поблагодарим осень за эту красоту.

(Дети поют песню «Спасибо тебе, осень!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

В данном занятии использовалась технология по использованию мнемотехники для разучивания стихотворений. Сами картинки-схемы к данному стихотворению вышлю по просьбе заинтересовавшихся отдельно....

Презентация к занятию : разучивание стихотворения А. Плещеева "Осень наступила"

1.     Воспитывать эмоционально-радостные отношения к осенней природе....

Конспект по развитие речи во второй младшей группе Тема: Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...»

обобщить знания об осени, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень»; работать над умением определять настроение выраженное в стихотворении, добиваться выразительности чтения»....

Технологическая карта образовательной деятельности (с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) "Чтение стихотворения А.Блока "Зайчик". Заучивание стихотворения А.Плещеева "Осень наступила"

Технологическая карта образовательной деятельности №5(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности коммуникативная группа вторая младшаяТема: «Чтени...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень» с помощью разнообразных методов заучивания....

Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»

Цель.Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила».При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которомухолодно, голодно и...