"Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников"
статья по теме

Кошкина Светлана Владимировна

Овладеть родным языком - это не только уметь правильно построить предложение. Ребёнок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольника».

Овладеть родным языком – это не только уметь правильно построить предложение. Ребёнок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии и т.д. Такой рассказ состоит из ряда предложений, связанных между собой по смыслу и выстроенных в логической последовательности. В этом  случае мы говорим о развитии у детей связной речи.

Иными словами можно сказать, что связная речь – это логическая связь мыслей, выраженная точными словами в правильно построенных предложениях. При этом ребёнок учится мыслить и совершенствует  свою речь, приобретая  умения мыслить.

Отсюда и главные задачи по развитию    речи детей:

- развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух;

-побуждать детей пользоваться интонационными средствами выразительности;

- способствовать чёткому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков;

-формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий малышам характеризовать словарный запас, позволяющий малышам характеризовать многообразие окружающего мира;

-кристаллизовать речь дошкольников, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное  согласование слов в предложении; обогащать речь детей за счёт освоения новых грамматических форм.

В своей работе я использую разнообразные игры и игровые упражнения:

- игры с грамматическим содержанием, направленные на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имён существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных.

Решая игровую задачу, отгадывая, чей голос слышится (игра  «Чей голос?»), запоминая предметы, выставленные на столе воспитателем ( «Чего не стало?»), узнавая предмет по описанию ( игры «Чудесный мешочек», «Почтальон принёс открытки»), дети овладевают грамматическими  навыками речи. Обязательно использую наглядный материал: предметы, игрушки, картинки.

- игры на отработку артикуляции и уточнение произношения трудных для малышей звуков ( игры «Чудесный сундучок», «Мешочек, впусти!»). Причём  акцент в них делается на интонационной выразительности речи, которая, как правило, страдает у малышей.

Такие игры, как «Зайчик и мишка», «Где спрятался зайчик?» направлены на развитие пространственных представлений ребёнка и на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов ( близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом), и сразу же закрепляют знания.

В большинстве игр слово связано с движением и действием (реальным или воображаемым).

Также в работе с детьми я использую дыхательную гимнастику. Формирование  правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития параллельно с развитием артикуляции и голоса.

Очень хорошо использовать  в работе над техникой речи детскую          литературу и малые фольклорные формы. Я считаю, что считалки, дразнилки, мирилки, скороговорки, песенки, загадки, потешки – это уже готовые словесные игры, необходимые ребёнку для овладения своим родным языком.  Это и хороший тренинг артикуляционного аппарата, и хороший тренинг памяти ребёнка, так как все малые  фольклорные формы запоминаются очень легко.

Театрализованные игры, инсценировки и игровые упражнения с персонажами сказок помогают  активно включаться в речевое общение, активизировать словарь, мимику, развивать дикцию, интонацию.

Использование костюмов, масок или кукол способствует ускорению процесса обучения и помогает обрести уверенность в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование дидактических игр для речевой активности дошкольников в различных видах деятельности

Дидактические игры играют важную роль при постановке и автоматизации зву-ков, а также обогащают словарный запас у ребенка с недоразвитием речи. При проведении дидактических и пальчиковых игр развивают...

Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.

Целенаправленное развитие речи  дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....

Использование дидактического синквейна в речевом развитии детей дошкольного возраста

мастер-класс для педагогов ДОУ  Кто ясно мыслит  – тот ясно излагает.Античная поговорка...

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста"

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста" на педагогическом совете....

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста"

В презентации  проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста" обобщен опыт работы по данной теме...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...