Развитие мелкой моторики с помощью предметов домашнего обихода у детей ясельного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Щеглова Виктория Геннадьевна

Как с помощью предметов домашнего обихода можно организовать в детском саду или дома интересную и полезную деятельность с детьми 2 - 3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Прицеплю прищепки ловко я на мамину веревку»

или как игры с предметом домашнего обихода влияют на развитие мелкой моторики ребенка.

Мне хочется рассказать,  как с помощью обычной бельевой прищепки можно организовать в детском саду или дома интересную и полезную деятельность с детьми от 2 до 3 лет.

В этом возрасте дети еще не могут использовать сложные, трудоемкие и труднодоступные материалы (мелкие бусинки, плетение, вырезание ножницами или штриховка карандашом)  для развития моторики и сенсорики, поэтому главным достоинством игр с прищепками является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и методики. В этих играх используются подручные материалы, а именно предметы-заместители, которые есть в каждом доме: прищепки, бельевые веревки, всевозможные коробочки, корзинки, одежда для кукол, картон, цветная бумага и т.д.

Разноцветные прищепки с ребристыми поверхностями не только развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, но и формируют представления о цвете, форме, величине, способствуют развитию ощущений от собственных движений, стимулируют речевую активность, не говоря уже о воображении и внимании, ведь игры с прищепками очень интересны и разнообразны.

Так как развитие личности ребенка происходит в игровой деятельности, мы стараемся предлагать детям близкие и понятные по своей сути игры, не забывая сопровождать свои действия речью.

Знакомя ребенка с прищепкой, учим держать ее тремя пальцами, сжимая и разжимая ее несколько раз руками, формируя тем самым, так называемый «щипковый хват», т.е. способность распределять мышечный тонус кисти руки. Важно не забывать о последовательности, переходить от простого к сложному и стараться развивать обе руки, и правую и левую.

Вкладывая прищепку в ручку малыша, первое время придерживаем ее своими пальцами, помогая открывать «ротик» у прищепки, сравниваем ее с каким-нибудь животным или насекомым.

- поочередно, слегка «кусая» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно) приговариваем:

Ла - ла – ла - ко мне летит пчела,

Лы – лы – лы - вот какое жало у пчелы.

Или

«Сильно кусает котенок - глупыш,

Он думает это не палец, а мышь (здесь можно поменять руки).

Но я же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш»!

Во время таких игр, важно не напугать, а заинтересовать ребенка и следить, чтобы он не прищемил себе пальчики или другие части тела. Процесс развития мелкой моторики рук нельзя оставлять без внимания, поэтому он обязательно должен проходить под присмотром воспитателя или другого взрослого человека.

В основном, сначала дети только снимают прищепки, сдергивая их или стягивая, так как их ручки еще непослушны и не приучены нажимать на краешки и открывать прищепку и лишь, потом дети постепенно учатся одевать их.

Потом детки учатся играть с  4 основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий), соотнося цвет прищепки с цветом стаканчика или коробочки, на краешек которой они стараются их прицепить. После дети могут усложнять игру по своему желанию, цепляя прищепки друг к другу, фантазируя и  угадывая, что же в итоге получилось и на что это похоже, используя тем самым прищепки как конструктор. Можно смастерить самолетик, ракету, паучка, забавных человечков и много всего еще. Здесь и развивается детское воображение, так как такой тип игры требует от ребенка творческого подхода.

А самыми популярными по своему типу играми с прищепками можно назвать такие, где нужно прикрепить неполной картинке недостающие части:

-солнышку – лучики, чтобы ярко светило, ежику - колючки, чтобы защититься от врагов, ушки для зайчика, крылышки для бабочки, веточки для елочки и все, что вы сможете придумать, и что подскажет вам фантазия. А для поддержания интереса детей, в этих играх целесообразно использовать потешки и стишки:

- Самолет, самолет

Отправляется в поход.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда.

- Дом сломался - вот беда.

Где крылечко? Где труба?

Мы умеем мастерить,

Сможем домик починить.

- Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам ежик,

Мы сейчас тебе поможем.

- Урожай мы собирали

И ботву все оборвали.

Мы листочки прикрепляем,

И тот час вас всех узнаем (морковь, репа, свекла).

Когда дети будут увереннее пользоваться прищепками,  уже можно поиграть с ними в «маминых помощников». Предложить развесить «постиранную « кукольную одежду на веревку, закрепляя ее прищепками. Это действие будет для малышей значительно сложнее, так как веревка узкая и подвижная, а маленькая вещица так и норовит упасть с веревки, но зато эта игра отлично развивает координацию движений рук ребенка.

Всем известно, что дети очень любят наряжаться, особенно девочки,  и это можно очень хорошо обыграть в игре и предложить детям украсить себя или кукол. Например: «Стань елкой! Да не простой, а новогодней. А прищепки будут  твоими игрушками». Одни дети украшают «елку», другие снимают.

Так же с удовольствием,  дети будут искать по группе или дому «разбежавшихся разноцветных жучков», которые решили поиграть в прятки. «Жучков»- прищепки можно прикрепить в разных местах - на игрушках, скатерти, шторках и подсказывать детям там ли они ищут словами «горячо – холодно». Эта игра очень хорошо развивает детскую наблюдательность и внимание.

В целом, хочется сказать, что игр с прищепками очень много и не стоит пренебрегать ими из-за их простоты, наоборот, их можно с успехом использовать в различных дидактических играх и творческих проектах.

А дети с удовольствием «втягиваются» во все новое, интересное, если мы - взрослые, будем им в этом помогать.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка «Упражнения для развития мелкой моторики» игры с предметами домашнего обихода.

Памятка для родителей«УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА....

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

Презентация «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...

Мастер- класс для родителей: "Развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода"

На мастер- классе родители узнают, как с минимальными затратами сил и времени осуществлять работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в...

"Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста в домашних условиях"

Семинар - практикум для родителей, который поможет взрослым познакомиться с приёмами и материалами, которые можно использовать дома для развития мелкой моторики у детей....

Памятка для родителей. "Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода"

laquo;Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»Современные «бирюльки»Когда-то на Руси была игра «бирюльки»: крохотные деревянные пре...