Программа дополнительного образования "Логоритмика".
рабочая программа по развитию речи на тему

Бекетова Ольга Борисовна

Программа дополнительного образования "Логоритмика".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Дополнительного образования

Направление: познавательно – речевое

«Раз – ладошка, два – ладошка!»

логоритмика

срок реализации - один год

для детей  4-6 лет

Автор-разработчик: Бекетова О. Б.

педагог дополнительного образования

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Большетарховской ОСШ»

С. Большетархово, 2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность

познавательно-речевое

Уровень

ознакомительный

Возраст обучающихся

4-6 лет

Год обучения

первый

Количество учебных часов

36 часов

Особенности обучения в текущем учебном году

подготовка к знаменательным датам и событиям.

Цель рабочей программы на текущий учебный год

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи на текущий учебный год для группы 

1. Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; формирование чувства равновесия и т.д.).
2. Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.).
3. Воспитательные (воспитание способности ощущать  в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.).
4. Коррекционные (выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.)

Режим занятий в текущем учебном году

Программа рассчитана на 1 года обучения. Логоритмические занятия проводятся с детьми 1  раза  в неделю длительностью 20-30 минут логопедом, с детьми 4-6 лет.

Формы занятий

Фронтальная, групповая, индивидуальная, практическая

Ожидаемые результаты

Активное участие в мероприятиях;

Интерес к творческой деятельности;

Коррекция и профилактика отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Способы оценки результатов:

Текущий контроль

в конце изучения каждой темы  (тесты, викторины, творческие задания).

Промежуточная аттестация

диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – вводная - сентябрь, итоговая - май

Итоговая аттестация

итоговые праздничные события; участие в конкурсах.

        

БАЗИЗ ПРОГРАММЫ

Кружок логоритмики  «Раз – ладошка, два – ладошка!» основывается на методических пособиях:

  • Бабушкина Р Л., Кислякова О.М.  Логопедическая ритмика:  Методика работы с дошкольниками. –Сб.:КАРО,2005;
  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 4-6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2011;
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012;

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. 
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

1. Провести анкетирование родителей.

2. Провести беседу с родителями детей, нарушением речи о необходимости регулярно посещать кружок для систематической и планомерной выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков

3. Провести работу с родителями по вопросу изготовления атрибутов, требующихся для занятий.

4. Пригласить родителей детей участников кружка «Раз – ладошка, два – ладошка!» на итоговые занятие.

5. Подготовить рекомендации для родителей детей, посещающих кружок  «Раз – ладошка, два – ладошка!»   «Методы и приемы развития чувства ритма у детей в домашних условиях».

6. Подготовить наглядный материал в родительские уголки «Так занимаются наши дети».

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ  В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

1. Совместно с воспитателями провести работу с родителями по вопросу приобретения и изготовления атрибутов для работы кружка «Раз – ладошка, два – ладошка!»

2. Подготовить консультацию для воспитателей «Развитию музыкально-ритмических движений, как основу для работы кружка .

3. Провести индивидуальную работу с воспитателями по организации самостоятельной индивидуальной танцевально-музыкальной деятельности детей в группе.

4. Познакомить воспитателей с организацией музыкально-дидактических игр.

5. Совместно с воспитателями подготовить настенную информацию в родительские уголки на тему «Так занимаются наши дети».

6. Провести работу с воспитателями, задействованными в занятиях кружка.

7. Совместно с воспитателями подготовить и провести открытые занятия кружка.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Неделя

Название занятия

Цель

Количество занятий

1

«Осень»

  • Развитие эмоциональной отзывчивости .
  • Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
  • Активизация мышц верхней и  нижней челюсти;
  • Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
  •  Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса;
  •  Развивать умение допевать фразу до конца.

1

2

Кукла Ася

  • Развивать умения выполнять движение с ритмом музыки;
  • Учить спокойно открывать рот;
  • Формировать навыки ритмичного вдоха и выдоха (1:3);
  • Закреплять  произношение звука [А] изолировано;
  • Развивать слуховое внимание, метрический слух;
  • Развивать умение соотносить части тела со словом;
  • Способствовать регуляции мышечного тонуса;
  • Повысить эмоциональный тонус детей;
  • Воспитывать чувство заботы о ближнем;

1

3

«Туча»

  • Закрепление произношения звука [У] изолированно;
  • Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом;
  • Активизация мышц нижней челюсти;
  • Учить спокойно открывать рот;
  • Развитие метрического слуха.

1

4

«Богатый урожай»

  • Закрепить знания детей об овощах и фруктах в дидактической игре.
  • Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А - У].
  • Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
  • Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
  • Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.

1

5

«Караваюшка»

  • Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

1

6

«Городок игрушек»

  • Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [ИУ], [УИ].
  • Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Учить дифференцировать быстрый и медленный темп.

1

7

«Прогулка в осенний лес»

  • Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
  • Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
  • Закреплять умение различать на слух гласные звуки [А – У - И], определять последний согласный звук в словах.
  • Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.

1

8

«У кошки новоселье»

  • Уточнение артикуляции звука [О], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
  • Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
  • Развивать мимику детей и пантомимику.
  • Воспитывать правильное речевое дыхание.

1

9

«Кем быть?»

  • Развитие игровых имитационных движений (пропевание звука /о/, звукоподражание);
  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие координации движений;
  •  Формирование фразы из двух слов. Закрепить знания детей о различных профессиях.
  • Упражнять детей в выделении звука [О] в слогах и словах.
  • Развивать общую и мелкую моторику.

1

10

«До свидания, птицы!»

  • Закреплять знания детей о перелетных птицах.
  • Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
  • Уточнить артикуляцию звуков [А – О – У - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].
  • Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.

1

11

«Одежда»

  • Систематизировать знания детей о различных видах одежды.
  • Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
  • Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
  • Формировать правильное речевое дыхание.
  • Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.

1

12

«Лесные звери осенью»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
  • Учить детей выделять звуки [Ы - И]  из ряда гласных звуков.
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

1

13

«Посудная лавка»

  • Систематизировать знания детей о различных видах посуды.
  • Уточнить артикуляцию звуков [М – м’] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

1

14

«В зоопарке»

  • Расширить знания детей об обитателях зоопарка.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
  • Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
  • Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.

1

15

«Семья»

  • Совершенствовать ходьбу  друг за другом;
  • Учить соотносить движение с ритмом музыки;
  • Учить дифференцировать быстрый и медленный темп;
  • Расширять активный словарь за счет слов, обозначающих членов семьи;
  • Развивать слуховое внимание, метрический слух;
  • Способствовать нормализации мышечного тонуса;
  • Повысить эмоциональный тонус детей;

1

16

«Домик куклы Кати»

  • Закрепить знания детей по теме «Мебель».
  • Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках.
  • Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.

1

17

«Снегири»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.
  • Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

1

18

« В гости к Снегурочке»

  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Учитьдетейдифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.
  • Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок.

1

19

«Зимняя царица»

  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [М - Н], выделять их из ряда согласных звуков.
  • Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
  • Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения  движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

1

20

«Снеговик»

  • Учить ходить по ограниченной дорожке;
  • Учить различать динамические оттенки (быстро-медленно, громко-тихо);
  • Развитие чувства ритма;
  • Учить соотносить движение со словами песни;
  • Учить подпевать простые звукоподражания (ух, бух);
  • Развитие эмоциональной отзывчивости.

1

21

«Кошка и котята»

  • Развитие способности менять движения с изменением музыки;
  • Развитие речевого слуха;
  • Учить выполнять движения по тексту;
  • Учить прыгать одновременно на двух ногах.

1

22

«Уголок природы»

  • Расширить знания детей о комнатных растениях и о правилах ухода за ними.
  • Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных [А], [У],  [И],  [О].
  • Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения.
  • Развивать мелкую моторику пальце рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, зеленым комнатным растениям.

1

23

«Наши любимые сказки»

  • Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
  • Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
  • Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.
  • Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений.
  • Воспитывать любовь к книгам, чтению, стремление узнать больше нового.

1

24

«Кошкин дом»

  • Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации «Пожарные».
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги. 
  • Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.

Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.

1

25

«Родной край»

  • Формирование  фонематического компонента, учить различать звучание слов «мишка» и «мышка»
  • Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках.
  • Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
  • Формирование длительного плавного ротового выдоха.
  • Воспитывать у детей любовь к животным.

1

26

«Мишкина малина»

  • Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
  • Уточнить артикуляцию звука [Д], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх.
  • Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
  • Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

1

27

«Рыболовы»

  • Систематизировать знания детей о рыбах..
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [Т] в речевой игре «Самовар».
  • Развивать правильное речевое и физиологическое дыхание.
  • Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных звуков в логопедических распевках и песнях.

1

28

«Армейская

 карусель»

  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в оздоровительных и подвижных играх.
  • Развитие способности менять движение с изменением музыки;
  • Формирование фонематического слуха, способности различать близкие по звучанию звукоподражании я, воспроизводить действия;
  • Развитие координации движений;
  • Расширение предикативного словаря за счет глаголов: «дую», «наливаю».

1

29

«Находчивый бобр»

  • Закрепить знания детей о весне, ее приметах.
  • Уточнить артикуляцию звука [Г], учить детей выделять этот звук из ряда согласных звуков.
  • Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте.
  • Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

1

30

«Самая любимая мама»

  • Формировать слуховое внимание, учить детей начинать и заканчивать пение вместе с музыкой.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в речевых играх.
  • Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
  • Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
  • Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.

1

31

«Петушок и его семья»

  • Систематизировать у детей знания о домашних птицах.
  • Учить детей определять позицию звука [Х] в словах.
  • Развивать общую, ручную, мелкую моторику в общеразвивающих и оздоровительных комплексах упражнений.
  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.

1

32

«На лесном перекрестке»

  • Дать детям знания о правилах безопасности на дороге.
  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Г] в пальчиковой игре «Круглый год».
  • Формировать выразительность и эмоциональную окрашенность речи в играх-диалогах.
  • Развивать правильное речевое дыхание, длительный плавный выдох.

1

33

«Мы строители»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Х] в чистоговорках.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

1

34

«Полетим на ракете»

  • Расширить знания детей о первом космонавте.
  • Закрепить правильную артикуляцию звуков [С]- [З] в дыхательных играх.
  • Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру.
  • Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.

Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных упражнений.

1

35

«Муха-Цокотуха»

  • Расширить знания детей о насекомых и среде их обитания.
  • Уточнение артикуляции звука [Ц], пропевание чистоговорок слоговых рядов с этим звуком.
  • Формировать мелкую атаку голоса при произнесении гласных звуков [А – У - О] в логопедических распевках.
  • Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.

1

36

«День Победы»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закреплять правильную артикуляцию звуков [Ф - В] в дыхательных играх.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх, умение соблюдать правила игры.
  • Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.

1


ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Диагностика проводится в начале учебного года старшим воспитателем, логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент:        - - .. -

2-й элемент:        - .. - -

3-й элемент:        - - …

4-й элемент:        … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен
  • Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
  • Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
  • Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
  • Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
  • Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
  • Положительные  результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети  внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
  • Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической.
  • Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

ЛИТЕРАТУРА

  • Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1999;
  • Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.-  СПб.: ЛОИРО, 2007;
  • Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2008;
  • Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
  • Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  • Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
  • Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». -  М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
  • Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  • Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.:  ТЦ Сфера, 2004;
  • Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012;
  • Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2005;
  • Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000;
  • Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
  • Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д»,  2005;
  • Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
  • Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  • СанПиН 2.4.1.2731-10 Москва 2011г.
  • Радынова О.П.  Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. -  М.: Просвещение Владос, 1994;
  • Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
  • Тютюнникова Т. Э.  Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
  • Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
  • Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. -  М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
  • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
  • Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
  • Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2013;
  • Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
  • Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. -  М.: Айрис-пресс, 2007;

Конспект занятия по логопедической ритмике

«Семья»

ЦЕЛЬ:    развитие чувства ритма.

ЗАДАЧИ:

  • Совершенствовать ходьбу  друг за другом;
  • Учить соотносить движение с ритмом музыки;
  • Учить дифференцировать быстрый и медленный темп;
  • Расширять активный словарь за счет слов, обозначающих членов семьи;
  • Формировать навыки ритмичного вдоха и выдоха (1:3);
  • Развивать слуховое внимание, метрический слух;
  • Способствовать нормализации мышечного тонуса;
  • Повысить эмоциональный тонус детей;
  • Воспитывать чувство заботы о ближнем.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Настольная ширма;
  • Перчатка кукольного театра «Моя семья»;
  • Персонажи кукольного театра «Солнышко», «Тучка»
  • Плоскостной домик;
  • Ориентиры – желтые кружки на липах;
  • аудиокассета «Малыш в лесу»;

ХОД:

  1. Вводная  часть.

Учитель-логопед: - Здравствуйте, малыши! Вы хотите играть? Будем играть? (да)

Логопед приглашает детей на дорожку с ориентирами (желтые кружки на липах). Вводная ходьба.( Сауко Т., Буренина А. «Топ-хлоп, малыши». «Марш»  Стр. 47)

Вот как мы шагаем – посмотри!

Ножки поднимаем – раз, два, три!

Тверже шаг, дружно по дорожке,

Все быстрей торопитесь ножки!

Так шагают ножки – топ-топ-топ,

Прямо по дорожке – топ-топ-стоп!

(Дети энергично маршируют, с окончанием музыки останавливаются).

Педагог: По дорожке мы пошли в гости к солнышку пришли! (шагают друг за другом. Подходят к плоскостному домику)

Педагог: Утро настало, а солнышка не видно!

Солнышко-вёдрышко,

Прогляни, просвети!

Солнышко, нарядись!

Красное покажись!

Из-за плоскостного домика-ширмы выглядывает солнышко (персонаж кукольного театра)

Солнышко: - А вот и я! Здравствуйте, ребятки!

Дети – Здравствуй, солнышко

2. Упражнение на развитие артикуляционного праксиса.

Педагог: - Ребятки, давайте улыбнемся солнышку!

Игра «Солнышко-тучка». Из-за домика выглядывает «Солнышко» - дети делают соответствующее упражнение, затем выглядывает «Тучка» - дети делают соответствующее упражнение под музыкальное сопровождение, соблюдая метроритм.

Артикуляционные упражнения для подвижности губ «Солнышко» (губы растянуты в улыбке, пальчики расставлены в стороны), «Тучка» (губы вытянуты вперед, пальцы рук собраны в «щепотку»).

Педагог: - Ребятки, давайте позовем солнышко в гости!

Солнышко, солнышко.

Выгляни в окошечко.

На ребяток погляди,

Ты ребяткам посвети!

Вращают кистями, подняв руки вверх («фонарики»)

Приставляют ко лбу сначала одну ладонь, потом другую («смотрят»).

Поднимают обе руки вверх, подставляя ладошки солнышку.

(М.Ю. Картушина «Забавы для малышей» стр. 181).

Из-за плоскостного домика-ширмы выходит солнышко – девочка подготовительной группы

Солнышко:

Я – солнышко – колоколнышко,

Протяните свои ладошки!

Я подарю вам тепла немножко!

3. Упражнение на формирование плавного выдоха.

Логопед: - Как ярко солнышко светит, даже жарко стало ладошкам.  Давайте носом вдохнем ветерок и подуем на ладошки. Смотрите, как я подую Кате на ладошки!

За ширмой педагог хлопает ладонями по столу, имитируя топот ног.

4. Упражнение на развитие чувства темпа.

Логопед: Ребятки, кто-то к нам идет! Давайте покажем так же. Потопаем медленно.

- Послушайте, уже кто-то бежит! Давайте потопаем быстрее.

(Дети топают под музыку в медленном и быстром темпах).

Из-за ширмы появляется мизинец ладошки и обращается к детям:

Ой, я спешил, я бежал.

Наконец-то к вам попал!

Посмотрите, это – я,

А это – вся моя семья!

  1. Упражнение на развитие метроритма на материале потешки.

Из-за ширмы показывается ладошка с героями пальчикового театра. Педагог по очереди показывает детям членов семьи и произносит потешку, дети подговаривают:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик папочка,

Рядом с ним и мамочка,

Этот пальчик-крошка – я!

Это  вся моя семья! (покрутите ладошку)

Дети загибают пальцы по подражанию и поют потешку.

6. Упражнение на активизацию словаря.

-Кто у нас проснулся и к солнцу потянулся? Педагог поднимает руки вверх и показывает пальчик, изображающий дедушку. Дети называют – Дедушка! А у вас где пальчик дедушка? Давайте дедушки поздороваются!

Кто проснулся и к солнцу потянулся (руки вверх, пальчик – бабушка)? Дети отвечают – бабушка! И так далее со всеми членами семьи.

- Взрослым пора на работу,  а мы будем в садике играть и весело плясать!

7.Упражнение на развитие чувства ритма.  «Веселая пляска» на мелодию русской народной песни «Ах, вы сени!» слова Ануфриевой (Сауко Т., Буренина А. «Топ-хлоп, малыши», стр. 37)

Как у наших у ребят                         Дети топают ножками в такт музыке (руки на поясе)

Ножки весело стучат.

Наш народ удаленький,

Хоть и очень маленький.

Лишь устанут наши ножки,             Дети хлопают в ладоши.

Мы похлопаем в ладошки.

Ах, ладошки хороши!

Будем хлопать от души!

А теперь вприсядочку                     Дети выполняют полуприседание, руки на поясе.

Мы танцуем рядышком.

Книзу, кверху, раз и два –

Вот как пляшет детвора!

Кулачком сильнее бей,                  Дети стучат кулачками друг о друга.

Своих ручек не жалей!

Ах, какие малыши

Веселятся от души!

А как пустимся бежать,                 Дети бегут легким бегом друг за другом по залу.

Никому нас не догнать.

Мы народ удаленький,

Хоть и очень маленький!

Логопед: - Зашагали ножки- топ-топ-топ, прямо по дорожке – топ-топ-топ (ходьба, восстановление дыхания)

8.Заключительная часть.

Как мы весело плясали

И немножечко устали (берут индивидуальные коврики, расстилают на полу)

А теперь мы полежим

И немножко помолчим (укладываются на спинки)

Релаксация. Под спокойную музыку малыши укладываются на ковер. Учитель-логопед и педагог делают расслабляющий массаж.

Заключительная ходьба по дорожке здоровья.

Педагог: Ребятки, расправьте плечики, солнышко будет греть ваши спинки!

Конспект занятия по логопедической ритмике

«Кукла Ася»

ЦЕЛЬ: развитие дыхания средствами музыки, ритма и движения.

ЗАДАЧИ:        

  • Развивать умения выполнять движение с ритмом музыки;
  • Учить спокойно открывать рот;
  • Формировать навыки ритмичного вдоха и выдоха (1:3);
  • Закреплять  произношение звука [А] изолировано;
  • Развивать слуховое внимание, метрический слух;
  • Развивать умение соотносить части тела со словом;
  • Способствовать регуляции мышечного тонуса;
  • Повысить эмоциональный тонус детей;
  • Воспитывать чувство заботы о ближнем.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Кукла в платье,
  • пеленка,
  • маленькие бумажные куклы на резинках,
  • перчатки светло-розового (телесного)  цвета,),
  • плоскостной домик-ширма,
  • кровать для куклы;
  • аудиокассета «Малыш в лесу»

ХОД:

  1. Вводная  часть. Педагог приглашает детей на полянку к домику. Вводная ходьба. Зашагали ножки: топ-топ-топ

Прямо по дорожке: топ-топ-топ

Куда ведут нас ножки топ-топ-топ

На полянку к домику: топ-топ-топ!

- Кто в домике живет? (дети стучат)- тук-тук-тук!

Из-за домика выходит педагог, у которого руки одеты в специальные перчатки и спрятаны за спину. Педагог показывает детям ручки:

- Здравствуйте, малыши! Это я, а это – мои ручки!

Педагог подзывает к себе детей:  Ручки деток подзывают,

                                     Ручки деток гладят, хвалят!

Учитель-логопед и воспитатель делают легкий массаж – поглаживающие движения по спинке.

- Ребятки, посмотрите, в моем домике живет кукла! Её зовут Ася, Ася любит делать зарядку! Давайте покажем, как мы умеем делать зарядку!».

За ладощками пойдем

В гости к Асе придем!

  1. Развитие физиологического дыхания.

Под музыку марша дети идут стайкой за ладошками воспитателя.

Ах, как мы шагаем!

Ах, как мы гуляем!
Ах, как мы бежим!

Будут ручки деток догонять! (ручки хлопают, догоняют деток, затем подзывают к себе)

Воспитатель легко бегает по залу, увлекая за собой детей и выполняя вместе с ними действия по содержанию рифмовки:

Ах, как мы потянемся! (руки тянем вверх)

Ах, как мы сидим! (сесть на ковер)

  1. Формирование произношения изолированного звука /А/.

- Ой, ребятки кукле Асе пора отдыхать. Давайте уложим куколку спать!?

Воспитатель пеленает куклу в заранее приготовленную пеленку. При этом произносит рифмовку:     Нашей Асе пора спать

Будем куколку качать,

Будем песню напевать:

- А-а, а-а!

- Ребятки, Ася заснула. Давайте споем песенку тихо!

- Пока Ася спит, другие куколки гуляют и играют.

Учитель-логопед и воспитатель каждому ребенку надевают на ручку маленькую бумажную куколку, прикрепленную к резинке. Дети садятся на стульчики.

  1. Упражнение на развитие метрического слуха, физиологического дыхания.

Согнуть руку в локте и расположить перед собой. Пальцами другой руки ритмично дотрагиваться до руки от пальцев до локтя, изображая шагающих кукол:

Наши куколки шагают –

Ап-ап-ап-ап!

На сугробы наступают –

Ап-ап-ап-ап!

Ах, устали ножки,

Посидим немножко.

-Ребятки, положите руки на колени! (Игра повторяется 2 раза, затем куколок снять с ручек детей).

  1. Упражнение на формирование ритмичного дыхания.

-Ребятки, Ася все спит, ей пора вставать!:

Надо Асеньке вставать,

Надо глазки открывать.

Ветерочек пролетает

И на Асю подувает:

Подует на носик,

Подует на глазки,

Подует на щечки!

- Ребятки, давайте носом вдохнем ветерок и подуем Асеньке на глазки т.д.(см. рифмовку)

  1. Заключительная часть. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

- Ребятки, кукла Ася хочет с вами поиграть.

Пляска-игра «Где же наши ручки?»

Спрятали мы ручки.

Спрятали мы ручки

(прячут ручки за спину)

Вот, вот наши ручки,

Посмотрите – ручки!

(протягивают ручки вперед, показывают)

Спрятали мы глазки.

Спрятали мы глазки.

(закрывают ладошками глазки)

Вот, вот наши глазки,

Посмотрите, глазки!

(раскрывают руки, смотрят по сторонам)

Спрятали мы ножки.

Спрятали мы ножки.

(сидят на корточках, обхватив колени)

Вот, вот наши ножки,

Посмотрите – ножки!

(встают, наклоняются и хлопают по коленям)

Произносим рифмовку, соединяя ладони на ударный слог:

Ладушки, ладушки

Хорошо у Асюшки!

Ах, как мы подросли (дети тянут руки вверх – вдох)

Хлопали старались –

Повисли растерялись. (дети наклоняются, свесив свободно обе руки -выдох)

Заключительная ходьба. Очень дружно мы шагали,

Топ, топ, топ, топ!

(показывают на себе части тела, упоминаемые в тексте)

Наши ноженьки устали,

Наши рученьки устали,

Наши глазоньки устали,

Наши щечки устали,

Наши ротики устали,

Мы тихонько полежим

И немножко помолчим.

Воспитатель вместе с детьми укладывается на ковер.(релаксация под спокойную музыку). Кассета «Малыш в лесу». Учитель-логопед делает массаж биологически активных точек.

- А теперь домой спешим

До свиданья, малыши!

Дети прощаются с куклой. Выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...