Конспекты занятий по развитию связной речи и обучению грамоте по Нищевой - ноябрь 1 неделя
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

Тема Ягоды и грибы. Лес осенью . Занятие для детей логопедической подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yagody_i_griby._les_osenyu.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

НОЯБРЬ   1 неделя

                                   Занятие 1

Тема «Ягоды и грибы. Лес осенью».

Коррекционно-образовательные цели: Обобщение и систематизация представлений о изменениях происходящих в жизни леса. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи(образование относительных прилагательных и согласование их с  существительными). Совершенствование навыка звукобуквенного и слогового анализа слов.

Коррекционно - развиваюшие цели: Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, тонкой моторики

Воспитательные цели: Воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Мольберт ,альбом “Живая природа в мире растений”Альбом знакомим детей с натюрмортом, альбомные листы с контурными изображениями ежа и ежонка по числу детей, контейнеры с карандашами, ведёрки по числу детей. «Светофорчики», карточки с наложенными изображениями грибов, плоскостные изображения грибов.

Ход занятия                                                                                            1.Организационный момент.

Послушайте загадку

Под еловой лапой колкой

Притаились два грибка.

Крепышей под темной елкой

Вижу я издалека.

Ножки белые, как сахар,

Шляпки темные, как шелк.

Долго мама будет ахать:

«Где ж ты их, дружок, нашел?»

О каких грибах говорится в загадке? Как вы думаете?

Д е т и. Это загадка о белых грибах. Про них можно сказать, что они крепыши. У них темные шелковые шляпки и белые ножки. Они часто растут под елками.

Л о г о п е д. Верно. Вы дали очень хорошее объяснение. И сегодня мы с вами начнем разговор о грибах и лесных ягодах, о том, что дарит нам лес осенью.

2. Рассматривание картины Е. Зуева «Дары лесов».

Сегодня мы рассмотрим картину русскою художника Евгения Зуева «Дары лесов». Почему она так называется? Как вы думаете?

(На картине нарисованы грибы и ягоды — все, что дарит нам лес осенью).

Правильно. Слово дары образовано от слова дарить. Какие ягоды изобразил на картине художник? Постарайтесь сразу же подобрать к названиям ягод слова, отвечающие на вопрос «Какой?»

(Художник изобразил спелую ароматную малину, сочную блестящую чернику, оранжевую золотистую рябину, черную ароматную ежевику и темно-красную горькую калину).

Где лежат ягоды? ( Ягоды лежат в тазу, в кузовке и на столе).

А где лежат грибы? (Грибы лежат в большом кузове и на подносе).

Какие же грибы нарисовал Евгений Зуев? Подберите к названиям грибов слова, отвечающие на вопрос «Какой?» (Художник нарисовал желтые душистые лисички, крепкие белые и черные грузди, блестящие шоколадные маслята, толстые аппетитные белые грибы.)

 Какими красками написана картина? Какое она вызывает настроение? (Картина нарисована яркими красками и вызывает праздничное радостное настроение.)

3. Упражнение «Наш приятель ежик».

Про него народ лесной Говорит, что он портной. Почему же, словно елка, Он с рожденья весь в иголках? Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель.

(Ежик.)

Как вам удалось так быстро отгадать загадку? (Ежик колючий, словно елка, у него шустрые ножки, он громко топает.)

Правильно. Молодцы!

Кого вы видите на картинке? (Это еж.)

 Что он несет на спине? (Он наколол на иголки три белых гриба.)

Обведите по контуру изображения ежа и грибов.

Дети выполняют задание.

А теперь выполните штриховку так, как показано на рисунке. Нарисуйте ежу иголки.

Дети выполняют штриховку.

И наконец, раскрасьте картинку. Подумайте, как это сделать правильно, и приступайте к выполнению задания.

Дети раскрашивают картинку, а потом по предложению ло¬гопеда выбирают лучшую работу.

4.Упражнение «У кого больше?»

На мольберт картина «Грибы» из альбома «Живая природа. В мире растений».

Теперь я предлагаю вам провести соревнование. Давайте посмотрим, кто из вас лучше всех делит слова на слоги. За каждое правильно разделенное на слоги слово вы будете получать по одной фишке. Победит гот, кто наберет наибольшее количество фишек. Дети делят на слоги названия грибов, получают за это фишки, определяют победителя.

5.Подвижное упражнение «За грибами»                                                                        Все зверюшки на опушке Ищут груши и волнушки. Белочки скакали, Рыжики срывали. Лисичка бежала. Лисички собирала.

Скакали зайчатки. Искали опятки. Медведь проходил. Мухомор находил.

        Дети идут в хороводе

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы. Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы

Скачут стоя, срывая воображаемые грибы

Идут вправо, топают правой ногой

6.Игра с мячом «Вот какие повара!»

 Начинается игра

«Вот какие повара!» Есть черника, земляника, Ежевика и брусника. Стоит лишь поговорить. Что из ягод нам сварить.

Я буду бросать вам мяч и начинать предложение. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение. Из черники можно приготовить...(...черничное варенье.)

Из малины можно приготовить...(..малиновую пастилу.)

 Из земляники можно сварить...(..земляничный джем.)

 Из ежевики можно сварить...(..ежевичное повидло.)(И т. п.)

7.Упражнение «За ягодами».

Раз вы гак хорошо знаете, что можно приготовить из ягод, я предлагаю вам отправиться за ними в лес. Я даже приготовила для этого ведерки. Посмотрите на картину и назовите те ягоды, в названиях которых есть звук |м]. ( Земляника, морошка, малина.)

Определите место звука [м] в слове земляника. Поставьте ведерко на красный квадрат «светофора», если звук в начале слова. Если звук в середине слова, поставьте ведерко на желтый квадрат. И если слово заканчивается этим звуком, поставьте ведерко на зеленый квадрат.

Дети выполняют задание. Аналогично проводится работа по определению места звука /м/ в двух друг ах словах. Затем логопед собирает у детей «светофорчи- ки» и ведерки и приглашает ах за столы.

8. Упражнение «Найди место».

Следующее упражнение называется «Найди место». Посмотрите внимательно на карточки и найдите изображение своего гриба на одной из них. Затем подойдите к карточке и четко вложите свое изображение гриба в контур.

Дети по очереди подходят к наборному полотну и прикладывают плоскостные изображения гриба к контурным.

9. Разгадывание ребуса.

Логопед ставит на наборное полотно карточку с ребусом.

Название какого гриба спрятано в этом ребусе Рыжик.Как вы узнали это?

( На первой картинке-   рыба. Из этого слова нужно убрать две последних буквы. Останется слог ры. На второй картинке нарисованы ежи. Из этого слова нужно убрать первую букву. Останется слог жи. На третьей картинке нарисован кот. От этого слова остается только буква к. Получается слово рыжик)

Молодцы! Это было непросто.

10 Окончание занятия. Оценка работы детей.

Расскажите, чем вы занимались. Что вам было интересно делать.

НОЯБРЬ   1 неделя

                                   Занятие 2

Тема «Ягоды и грибы. Лес осенью».

Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи(подбор однокоренных слов)

Совершенствование навыка пересказа. Автоматизация произношения и

 дифференциация сонорных звуков в игре.

Коррекционно-развиваюшие цели: Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия,

творческого воображения.

Воспитательные цели: Воспитание эмоциональности, инициативности, самостоятельности,

творческой активности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Мяч среднего размера, плоскостные изображения девочек с корзинками,

плоскостные изображения грибов.

                                          Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие и предлагает для создания настроения прочитать стихотворение Н. Рубцова.

         У сгнившей лесной избушки.

Меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

 На склоне осеннего дня.

                       Летят журавли высоко

Под куполом светлых небес,

И лодка, шурша осокой.

Плывет по каналу в лес.

  И холодно так, и чисто,

           И светлый канат волнист,                                                                                           И с дерева с легким свистом

 Слетает прохладный лист.

Сегодня мы закончим разговор о лесных ягодах и грибах. Я прочитаю вам рассказ «Последние ягоды»

2.Чтение рассказа  И.Павловой «Последние ягоды»

Поздней осенью на болотах поспевает клюква. Она растет на кочках, ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видны издалека, а стебельки незаметны. Но если присмотришься, увидишь, что на моховой подушке протянулись тоненькие нити, а на них – жесткие блестящие листочки.

3.Беседа по тексту.

Когда на болотах поспевает клюква? ( Поздней осенью на болотах поспевает клюква)

Как растет эта ягода? ( Она растёт на  кочках, ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видно издалека, а стебельки незаметны)

Что можно увидеть, если присмотришься. ( Если присмотришься,  можно увидеть тоненькие нити, а на них жёсткие блестящие листочки)

 4.Составление плана рассказа.

Давайте составим план рассказа. С чего вы его начнёте?( Мы расскажем, что клюква поспевает поздней осенью) о чём вы расскажите потом? ( Потом расскажем, что клюква растёт на кочках, ягоды лежат прямо на мху,  ягоды видно издалека, а стебельки незаметны). И чем же вы закончите рассказ? ( Мы расскажем, что если присмотреться, то можно увидеть тоненькие нити, а на них жёсткие блестящие листочки)

5.Повторное чтение рассказа.

6. Пересказ текста.

7. Подвижная игра «Где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.                                  Что вы, ручки, работали?                                  Мы грибочки собирали.                                                    А вы, глазки, помогали?                                                     Мы искали да смотрели,                                                       Все пенечки оглядели.        Дети выполняют ходьбу на месте.

Приседают, изображают, что собирают грибы.

Смотрят из-под руки, выполняют повороты влево, вправо

8.        Игра с мячом «Одна семейка»

Давайте с вами поиграем в игру и образуем слова семейки от одного слова ЯГОДА.  Как можно назвать маленькую ягоду.(ягодка). Как называется место, где растут ягоды (ягодник). Как называется пирог с ягодами (ягодный)

9.Игра «За грибами»

Мы в лесок пойдём,

Мы грибок найдём,

В шапочке нарядной,

Светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

Девочки Ира, Римма, Лада и Оля отправились за грибами. Вы отправитесь вместе с ними и поможете Ире собрать грибы, в названиях которых есть звук [р], Римме — грибы со звуком [р*] в названиях, Ладе — со звуком [л], а Оле — со звуком [л']. Закрепляйте изображения грибов рядом с девочками и рассказывайте, какие грибы они собирают. Следите за произношением перечисленных звуков.

Ира собирает боровики, рыжики, грузди и сыроежки. Римма берет только подберезовики. У Лады — волнушки. Ау Оли — лисички и маслята. Молодцы! Девочки благодарят вас за помощь,

Окончание занятия. Оценка работы детей.

Что лес дарит людям осенью? (Лес дарит нам осенью грибы и ягоды.)Что делают люди с грибами и ягодами?...( Люди заготавливают их на зиму).