Тема: " Беседа о хлебе". Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Самодурова Галина Васильевна

Конспект занятия по развитию речи

Тема:»Беседа о хлебе»

Старшая группа

 

Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи: учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим; закрепить знания детей о том, что хлеб- это одно из самых главных богатств в России, его очень трудно вырастить; познакомить детей с трудом хлеборобов.

Словарная работа

пополнять активный словарь детей такими словами: комбайн, бункер, элеватор, хлеборобы.

Демонстрационный материал:

картины с изображением - поля и различных работ в поле, комбайна; хлеб чёрный и белый, колоски, пшеничная и ржаная мука, печенье, сушки на подносе.

Методические приёмы:

вопросы.

Ход занятия.

 

Воспитатель:

- Много ли хлеба ежедневно доставляют в детский сад, много ли его поступает в магазин, сколько хлеба надо выпечь, чтобы накормить людей их родного города, почему много надо хлеба?

- Я сказала «хлеб надо выпечь». Да, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А кто знает, из чего пекут хлеб? ( Из муки.)

- Пекут из муки, добавляя в неё дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт — мука.

- Хлеб бывает чёрный и белый. Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? ( Хлеб выпекают из разной муки.)

- Правильно, белый хлеб из пшеничной, чёрный — из ржаной.

- Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? (Предположения детей.)

- Муку получают из зёрен пшеницы и ржи.

Воспитатель показывает детям колосья ржи и пшеницы.

- Взгляните, это пшеничные зёрна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? ( Ответы детей.)

- Значит, чтобы получить муку, зёрна надо размолоть. А ещё раньше — добыть их из колючих колосков — обмолотить колоски.

- Повторите, что сделать.

- Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю — так говорят: хлебное поле — комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и одновременно молотят зерно. Зерно поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая автомашина, и зерно с помощью специального устройства пересылают в её кузов.

Комбайн продолжает работать, а машины с зерном идут на приёмные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно дальше отправить. А отправить его можно на мельницу или на элеватор. Элеваторы — это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придёт время заменить его зерном нового урожая.

- Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?

- Из зерна, поступившего на мельницы, мелют муку. Её отправляют в хлебопекарни и в магазины.

В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

«Хочешь есть калачи — не сиди на печи», - гласит русская народная пословица.

- Вы догадались, о чём идёт речь? (Ответы детей. )

- Правильно, хочешь калачей — трудись.

- А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.

- Весной, вспахав поля хлеборобы — запомните, ребята, это слово — засевают их пшеницей и … рожью.

Из зерна вырастают колосья, в них созревают новые зёрна. И тогда выходят на поле мощные машины — комбайны. Комбайны скашивают и молотят пшеницу ( рожь ), загружают её в кузова машин, а машины отправляются на приёмные пункты. С приёмных пунктов зерно поступает на мельницы и элеваторы. С мельниц оно идёт в хлебопекарни. Там выпекают душистые караваи и буханки пшеничного и ржаного хлеба.

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Чёрный хлеб на столе -

Нет вкусней на земле.

( Я. Дягутите. «Каравай». )

- И так, сегодня дорогие ребята, вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу.

- Как вы думаете, легка? ( Ответы детей. )

- Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и молотят его. Шофёры доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы, мукомолы мелют его, пекари выпекают хлеб.

Вы, дети живёте в России — богатой и сильной стране. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.

А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.

В заключении воспитатель ещё раз читает отрывок из стихотворения Я. Дягутите «Каравай».