«Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»
методическая разработка по развитию речи на тему

Стрепетова Елена Валентиновна

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе

Тема: «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_o_vesne.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия по речевому развитию

во второй младшей группе

Тема: «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

ЗАДАЧИ:

Обучающие задачи:

Закрепить правильное произношение звуков ж, ш, з, д, ч.

Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу – мяу, чик-чирик, ля – ля, пи – пи, ква – ква, чек, чка.

Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим; использовать в речи уменьшительно - ласкательные суффиксы.

Знакомить детей с фольклором: загадками, развивать интерес к их обыгрыванию.

Учить правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полными предложениями.

Учить называть характерные признаки весны. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий, связной логической последовательности;

Развивающие задачи:

Развивать речь детей посредством малых фольклорных форм.

Развивать познавательную активность.

Формировать образную речь, сопровождать слова движениями.

Вызывать желание участвовать в общем разговоре.

Развивать умение соотносить знаковые символы с образами;

 Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление

Воспитательные задачи:

Воспитывать интонационную выразительность речи.

Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого , повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Предварительная работа:

Подготовить демонстрационный материал

Разучить с детьми потешки, песенки, стихи о весне

 Беседа об Антарктиде и её обитателях                                                                               Рассматривание картины «Ранняя весна»

Методические приёмы:

Организационный момент перед занятием.

Игровой ( физминутка, использование сюрпризного момента).

Наглядный (использование мнемотаблицы).

Словесный (напоминание, указание,  вопросы, индивидуальные ответы

Анализ занятия.

Материал и оборудование: Игрушка-пингвин, мнемотаблица «Весна», мнемотаблица –загадка о весне, льдина - пазл.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья! (дети здороваются)

Придумано кем – то просто и мудро.

При встрече здороваться: « Доброе утро!»

Доброе утро – нам птица поёт,  (чик-чирик)

Доброе утро – скажет нам кот, (мяу – мяу)

Доброе утро жужжит нам пчела, (ж – ж – ж)

Доброе утро – как ваши дела?

Доброе утро – лягушка сказала, (ква – ква)

Доброе утро – нам мышь пропищала, ( пи – пи )

Даже ползучий пятнистый питон: «Доброе утро!» – вымолвил он. ( ш – ш – ш)

Доброе утро – шумят тополя. (ля – ля – ля)

Доброе утро солнцу и птица,

Доброе утро улыбчивым лицам! Давайте улыбнёмся друг другу!

Воспитатель: Ребята, а какое время года сейчас наступило? Ответы детей (Весна). Сегодня мы с вами поговорим о весне. Назовите  признаки весны. Ответы детей (прилетают птицы, распускаются подснежники, приходит праздник мам и т.д.)

 Воспитатель: Ребята, весной хочется говорить только ласковые слова. Давайте поиграем в игру «Ласковые слова». Присаживайтесь на стулья (воспитатель бросает мяч детям по очереди, дети называют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами)                          

Солнце – солнышко

Ручей – ручеек

Проталина – проталинка.

Дождь – дождик.

Трава – травка, травушка

Капля – капелька

Облако – облачко

Птица – птичка

Цветок – цветочек

Лист – листочек

Ветер – ветерок

Ветка-веточка

Воспитатель: Ребята я приготовила для вас загадку, но она необычная. Посмотрите ,что это?(воспитатель показывает пустой квадрат)

Ответы детей (квадрат)

Воспитатель: На квадрате появилось изображение, он стал не просто квадратом . Как мы называем квадрат с изображением?(ответы детей - мнемоквадрат). А когда мнемоквадратов много? Ответы детей (мнемотаблица)

Рассматривание мнемотаблицы – загадка о весне, отгадывание мнемозагадки.

http://festival.1september.ru/articles/556663/img13.jpg

Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели

Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите? Кто-то прячется за дверью.

Педагог вносит мягкую игрушку – пингвина. (Дальше воспитатель говорит и за пингвиненка).

Воспитатель: К нам в гости пришёл необыкновенный гость. Кто это? (дети: пингвиненок)

Воспитатель: Этот маленький пингвиненок приплыл на льдине к нам с его родины. Ребята, где живут пингвины? Ответы детей (в Антарктиде)

Пингвиненок: Здравствуйте, ребята! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.

Воспитатель: Конечно, ребята тебе помогут. Садись на стульчик.  Ребята, расскажите нашему гостю что такое весна?, какая бывает весна?

Дети: Это время года. Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.

Воспитатель:

Сейчас мы с вами будем составлять рассказ о весне по мнемотаблице, а наш гость послушает ваши рассказы.

Ребята в слове  «Весна» какой звук вы слышите первым? Ответы детей.

В первом квадрате таблицы буква «В» ,это означает - наступила весна.

Далее  воспитатель продолжает рассказ  о весне по мнемотаблице.

Солнце светит ярко   и очень сильно пригревает. Мальчики и девочки пускают кораблики.  Расцвели подснежники. Проснулись жуки и другие насекомые. Прилетают перелётные птицы.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы пингвиненок запомнил его и рассказал своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощники – таблицы. Игра – снежок (передаем снежок, у кого он оказался, тот и рассказывает о весне по мнемотаблице) .

Пингвиненок: Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

А теперь давайте немного поиграем.

Физкультминутка «Весна».

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становись-ка в наш венок.

Раз, два, три, четыре –

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

Становитесь в круг опять –

Будем снова мы играть.

Руки подняли и покачали-

Это деревья  в лесу;

Спины нагнули ,руки встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки - плавно помашем-

Это к нам птицы с юга летят;

Как они сядут тоже покажем

Крылья мы сложим назад.

Пингвиненок: Спасибо, ребята! Мне понравилось играть с вами, а  как мне понравился рассказ! Я так много узнал о весне и хочу быстрее рассказать своим друзьям, но вот беда, когда я к вам плыл, льдина раскололась, и я не знаю, как мне добраться до дома.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем пингвиненку. Какой формы была льдина?   Пингвиненок: Льдина была квадратная

Игра «Собери льдину» (большой квадрат разделенный на части по количеству детей)

Пингвиненок: Спасибо, что вы мне помогли, как здорово что я смогу вернуться к друзьям, жаль, что вы их не увидите, хотя нет, я взял фотографии моих друзей и хочу вам их подарить(дарит фотографии)                                                                                                 Ну все, мне пора. Закройте глаза и сосчитайте до пяти. До свидания! (Дети закрывают глаза, пингвиненок «исчезает».

Воспитатель: А сейчас ребята сядьте спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки… и слушайте…. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Вдох – выдох. (Дети выполняют 3 раза.) Весной природа пробуждается от зимнего снега, и мы сейчас в вами откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими. (Дети открывают глаза и выполняют движения). Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся. (Дети потягиваются).  Молодцы.

Рефлексия

А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось и запомнилось? Ответы детей( Говорили о приметах весны. К нам приходил гость -пингвинёнок. Составляли   рассказ о весне. Играли в игру «Назови ласково», собирали льдину).

Воспитатель: Ой кажется мне пришла СМС, от кого же она? Сейчас прочитаю:  Добрался хорошо, все друзья были в восторге от моего рассказа о весне, передаю всем большой привет! Ваш друг –Пингвиненок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы»....

Тема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»

Конспект занятия в средней группеТема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»...

Конспект занятия "Составление рассказов и сказок с использованием мнемотаблицы"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи...

Конспект занятия «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия " Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы"...

Конспект занятия «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Конспект занятия в старшей группе  «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»...

Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы

КОНСПЕКТ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ  «ВЕСНА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двига...