Тема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Стрепетова Елена Валентиновна

Конспект занятия в средней группе

Тема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskaz_o_nasekomyh.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в средней группе

Тема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»

Подготовила:воспитатель МДОУ «ДС№28                                                                          

Стрепетова Е.В.

ЗАДАЧИ:

Обучающие задачи : · Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, передавать характерные черты их строения используя при этом план - схему;
Закрепить правильное произношение звуков ж, ш, з, д, ч.

Совершенствовать диалогическую речь детей ( умение вступать в диалог, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим ) .

Знакомить детей с фольклором : загадками.

Учить правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полным предложением.

Учить называть характерные признаки весны.                                                                    Учить передавать в рисунке  характерные черты строения бабочки.

Развивающие задачи :

Развивать связную речь.

Развивать познавательную активность.

Формировать образную речь, сопровождать слова движениями.

Вызывать желание участвовать в общем разговоре.

Развивать умение соотносить знаковые символы с образами.

 Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление.                                                                                                                                   Развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика «Паучок» )

Воспитательные задачи :

Воспитывать интонационную выразительность речи.

Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого , повторять простые предложения;                                                                                                               Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.                             Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.

Предварительная работа  :

Подготовить демонстрационный материал. Чтение сказки  К Чуковского «Муха-цокотуха», рассматривание иллюстраций «Как появляется  бабочка». Аппликация «Весенняя лужайка».                                                                                                                         Рассматривание картины «Весна»

Методические приёмы :

Организационный момент .

Игровой ( физминутка, использование сюрпризного момента).

Наглядный ( использование мнемотаблицы).

Словесный ( напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы

Материал и оборудование:Конверт с письмом, мнемотаблица «Расскажи о насекомом», картинки с изображением насекомых, аппликации весенней лужайки, карандаши.            

        Ход занятия :

Организационный момент :

Воспитатель :                                                                                                                                Ребята я приглашаю вас стать в круг.

Придумано кем – то просто и мудро .

При встрече здороваться : « Доброе утро!»

Доброе утро – нам птица поёт,  ( чик-чирик )

Доброе утро – скажет нам кот, ( мяу – мяу )

Доброе утро жужжит нам пчела, ( ж – ж – ж )

Доброе утро – как ваши дела ?

Доброе утро – лягушка сказала, ( ква – ква )

Доброе утро – нам мышь пропищала, ( пи – пи )

Даже ползучий пятнистый питон : «Доброе утро!» – вымолвил он. ( ш – ш – ш)

Доброе утро – шумят тополя. ( ля – ля – ля )

Доброе утро  родная земля!

Доброе утро улыбчивым лицам ! Давайте улыбнёмся друг другу!

Воспитатель :.Ребята, а какое время года сейчас наступило? Ответы детей(Весна) .Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови  признаки весны». Ответы детей(прилетают птицы, распускаются подснежники, приходит праздник мам и т.д)                           Раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя приносит письмо от насекомых.

 Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, я прочту вам письмо.              Воспитатель читает письмо и рассказывает детям :                                                                        - Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме  о насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает).
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Насекомые прислали картинки с их изображение ,а к ним загадки, чтобы Зима услышала что вы можете отгадать кто на картинке. Готовы?                  

Воспитатель :

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…
(муравей.)

Воспитатель выставляет картинку на мольберт.

Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький …
(кузнечик)

Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …
(муха)

Сорвать цветок я захотел,

А он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Я трудилась круглый год.

Приготовила вам мед. (пчела)

Осенью в щель забьется,

А весной проснется.

Вокруг носа вьётся

А вруки не дается.(комар)

Воспитатель: Молодцы ребята, всех насекомых угадали.   А каких насекомых вы еще знаете?                                                                                                                                               Ребята,  давайте немного отдохнем и сделаем нашу любимую  пальчиковую гимнастику. Вы не забыли, как мы делам гимнастику? Рот открываем широко, язычок у вас работает, движения повторяйте за мной.

 «Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки

(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик)

Паучков на землю смыл

(Хлопок ладонями по коленям или по столу)

Солнце стало пригревать

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки

Чтобы погулять на ветке                                                                                            

Воспитатель: А сейчас ребята я вам расскажу о насекомых  и вы сами будете составлять рассказ о них. Постарайтесь свой рассказ составлять из полных предложений, рассказывать громко , четко, чтобы Зима вас услышала.                                                                            А поможет нам составить рассказ схема-мнемотаблица которую нам прислали в письме насекомые.Давайте посмотрим что обозначает каждый мнемоквадрат.(рассматривание мнемотаблицы)                                                                                                                Воспитатель: Это бабочка. Бабочка –это насекомое. Бабочки отличаются по цвету и размеру .Эта бабочка большая, разноцветная. У бабочки есть крылья,брюшко,6 ног. На голове : глаза, усики и хоботок. Бабочка не произносит звуки. Она питается нектаром и соком растений и фруктов. Бабочка ползает и летает. Бабочки  живут там где тепло и есть пища. Она опыляет растения.                                                                                                                        Воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным предложением.
Вопросы детям:                                                                                                                              -Где  живут бабочки?                                                                                                                              -Чем питаются?                                                                                                                                 Чем отличаются друг от друга?                                                                                                       Как передвигаются?Воспитатель рассказывает детям о муравьях.Вопросы:-Почему муравьев называют трудолюбивыми?-Где они живут?-Чем питаются?-Какую пользу приносят?(  муравьи – санитары леса: они поедают мелких жучков, которые поедают деревья,  муравьи спасают деревья).Воспитатель рассказывает по схеме о пчеле.Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 2-3 ребенка).
Физминутка
На лужайке  поутру мы затеяли игру.                                                                                         Я- подснежник, ты-вьюнок. Становись-ка в наш венок.                                                             Раз, два, три, четыре- раздвигайся круг по шире.                                                                             А теперь мы ручейки, побежим вперегонки.                                                              Становитесь в круг опять- будем снова мы играть.                                                                  Руки подняли и покачали-это деревья в лесу;                                                                       Спины нагнули ,руки встряхнули, ветер сбивает росу.                                                                   В стороны руки-плавно помашем – это к нам птицы с юга летят;                                          Как они сядут тоже покажем-крылья мы сложим назад.      

Воспитатель: Ребята, проходите на свои места. Вам нравятся  чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит весной.
Сказка о бабочке. Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна красное Солнышко:
- Согрей получше Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму. Пригрело Солнышко Землю. Вылезли разные насекомые и все поползли, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими подарками. Первыми явились бабочки и сказали:
- Весна, дай нам яркие, нарядные одёжки.
- Хорошо, - ответила Весна и начала их наряжать. Бабочке-белянке дала ярко-белое платье. Лимоннице – нежно-жёлтое, как осенний листок. Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. Все были довольны весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам.
- Вот такая сказка. Интересная?(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы помните какие  полянки  мы с вами сделали? (показывает)

-А кого же здесь не хватает? ( бабочек на цветах)

-Я включу сейчас музыкальную композицию «Бабочка», а вы проходите к столам и нарисуйте бабочек. Раскрасьте их крылья большими и маленькими кружочками.

-Думаю что Зиме очень понравятся ваши полянки.

Дети рисуют.

Воспитатель: Какие красивые бабочки у вас получились! А вы заметили как солнышко стало ярче светить! Это Зима передаёт вам свой привет, она отпустит всех насекомых. Зима прощается с нами.

-Ваши полянки мы покажем вашим родителям, пусть они полюбуются.

-Ребята а что-же мы свами сегодня сделали хорошего?

-Что было интересного?

-Что вы делали и запомнили?

Ответы детей.                                                                                                                       Воспитатель: Дорогие ребята, все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь,  никогда их не обижать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы»....

Составление рассказа "Весна идет" с использованием мнемотаблиц.

При проведении данной непосредственно-образовательной деятельности закрепляется и расширяется словарь по теме "Весна" и совершенствуется грамматический строй речи детей.Что очень важно при работе с де...

«Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группеТема: «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»...

Конспект занятия "Составление рассказов и сказок с использованием мнемотаблицы"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа по картинке с использованием мнемотаблицы"

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа по картинке с использованием мнемотаблицы"...

Занятие по развитию речи. Тема: "Составление рассказа о Зиме, с использованием мнемотаблицы" (средний возраст)

Материал представлен для развития у детей среднего возраста связной речи и последовательного рассказа о зиме. Посредством вступительной беседы, мнемотаблицы способствование более глубокого осмысления ...