Составление рассказа "Весна идет" с использованием мнемотаблиц.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

При проведении данной непосредственно-образовательной деятельности закрепляется и расширяется словарь по теме "Весна" и совершенствуется грамматический строй речи детей.Что очень важно при работе с детьми ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Тема: « Составление рассказа «Весна идет» с использованием элементов

мнемотехники».

Группа: компенсирующего вида с ТНР

Воспитатель: Панфилова Ирина Николаевна

Форма организации: подгруппа

Цель: формирование грамматического строя речи

Интеграция областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие.

Обучающие задачи:

  • закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

  • совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

  • упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

  • формировать понятия причинно
    -следственных связей и закономерностей в явлениях природы.


Развивающие задачи:

  • развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

 Воспитательные задачи:


  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;

  • воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.



Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка-пингвиненок, мяч. 

Предварительная работа

  • экскурсии и наблюдения в природе;
  • чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;
  • чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;


     рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;


  • рисование по теме «Весна»;

  • разучивание стихотворения с одним из детей;

  • разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

  • дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».


Ход  непосредственно образовательной деятельности.

Дети стоят полукругом. Приветствие:

-Здравствуйте, наши ладошки (хлопают три раза);

-Здравствуйте, резвые ножки (топают три раза);

-Эй, язычки, просыпайтесь! ( цокают язычками три раза)

- Глазки, скорей открывайтесь! (моргают три раза)

- Здравствуй, дружок! Здравствуй, дружок! ( поворачиваются друг к друг и улыбаются)

-Давай оживим наш волшебный кружок!

- Руку мне дай и я тебе дам!(подают друг другу руки)

-И будет весело нам!

- Крикнем мы от души на весь белый свет:

- Солнцу привет!(машут солнцу)

- Гости привет!(машут гостям)

Садятся на стульчики полукругом

Педагог. Ребятки, отгадайте загадку.

Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?

Дети. Это время года — весна.

Педагог. Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу — солнце, а вы ласково — солнышко, ветка.., ручей...
 (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

 Педагог вносит в группу мягкую игрушку-пингвина(Можно использоватьИКТ) Дальше воспитатель говорит и за Пингвиненка.


Педагог. Ребятки, к нам в гости пришел необыкновенный гость. Вот он. Кто это?

Дети. Это пингвин.

Педагог. Этого маленького пингвиненка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребятки, где живут пингвины?

Дети. Пингвины живут в Антарктиде.

Пингвиненок.. Здравствуйте, ребятки! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.

Педагог. Конечно, ребятки тебе помогут. Садись на стульчик, и вы, ребятки, садитесь. Расскажите ему — какая бывает весна?

Дети. Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.

Педагог. А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Дети. Весной солнце светит ярко. Весной появляются первый цветы. Весной с юга прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду.

Пингвиненок.. Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений.

Педагог. А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день — весенний день, погода — весенняя погода, солнце — .., настроение — .., проталины — гроза — .., месяц — .., лучи — дерево — .., листва — .., цветы — ...
 (Дети называют словосочетания.)

Пингвиненок.. Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов про весну.А веселое стихотворение вы знаете?

Педагог. Ребята ,давайте расскажем стихотворение, а чтобы пингвиненок рассказал своим друзьям, зарисуем мнемодорожку.
Педагог. Какие вы молодцы! Давайте еще раз расскажем ваше любимое стихотворение! (стихотворение в стиле «расскажи стихи руками»)

Весной ежики проснулись!

Потянулись, встрепенулись!

Брюшко, нос, глаза, усы-умыли капелькой росы!
Педагог. Ребятки, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»?

Дети: Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки.


А какие вы знаете пословицы, поговорки о весне, о птицах?

^ Дети рассказывают пословицы, используя мнемодорожки. 

  • Грач на горе - весна на дворе.
  • Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
  • Кто спит весной, плачет зимой.
  • Весенний день – что ласковое слово.



Педагог. Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы Пингвиненок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне.

^ Рассказывание по мнемотаблице «Весна».

Пингвиненок.. Спасибо, ребятки. Я запомнил ваши рассказы о весне и могу рассказать своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания!А вам оставляю сундук с сюрпризом
Педагог. Чтобы открыть сундук, нужно разгадать слова. Вам необходимо правильно расставить буквы.

- Какие буквы поменяем местами? Прочитайте, что написано на сундуке?

“ЗНАНИЕ”

Для человека сокровища - это знания, грамотная речь, а драгоценности - верные и правильно произнесенные слова.

Педагог:

- Ребята, вы – молодцы! Мы справились со всеми заданиями.

(достает из сундука смайлики ).

Педагог: Ребята, смайлики выбирайте сами. Кому было интересно и понравилось, берите улыбающиеся смайлики, но кому не понравилось-грустные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД "Весенняя сказка" : Для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности детей посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.Задачи:1.      Создать условия дл...

НОД по развитию связной речи "Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу К.Д. Ушинского “Наше отечество”". В рамках темы: «Наша родина - Россия»

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием прёма мнемотехники для детей подготовительной группы компенсирующей направленности....

«Составление пересказа с использованием мнемотаблицы. Использование современной технологии пальчиковые игры с песком».

Цель: Развивать связную речь.Задачи:Расширять, уточнять и активизировать слова по теме «Наша армия».Совершенствовать  навык слогового анализа слов.Учить образовывать существительные о...

«Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А. Митяева «Мешок овсянки».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А. Митяева «Мешок овсянки»....

Консультации для воспитателей "Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц"

ull;Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц....

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц»

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания».Мнемоника – искусство запоминания, совокупность...