Картотека речевых игр
картотека по развитию речи на тему

Анастасия Сергеевна Захарова

В картотеке представлены речевые игры, в которые можно поиграть не только педагогам с детьми в детском саду, но и дома, с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_rechevyh_igr.doc390 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1

«Отгадай, что звучит»

   Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т.д.

    Ход:

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.

Карточка №2

«Солнце или дождик»

   Оборудование: бубен

    Ход:

Взрослый говорит ребёнку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. В это время взрослый звенит бубном. Затем он говорит, что погода испортилась, пошёл дождик. Теперь педагог стучит в бубен и говорит, чтобы ребёнок подбежал к нему – спрятался от дождя. Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться». Игру повторяют примерно 4 раза.

Карточка №3

«Кто внимательный?»

   Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.

    Ход:

Взрослый садится на расстоянии 2-3 м от ребёнка. Рядом с ребёнком разложены игрушки. Взрослый предупреждает ребёнка, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шёпотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем даёт инструкции: «Возьми мишку и посади мишку», «Вынь мишку из машины», «посади в машину куклу», и так далее. Ребёнок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и чётко.

Карточка №4

«Угадай, кто кричит»

   Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных: корову, собаку, кошку, лошадь и др.

    Ход:

Взрослый показывает ребёнку приготовленные картинки или игрушки и обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем он просит малыша послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подаёт голос, подражая одному из животных. Ребёнок угадывает, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы малыш внимательно слушал, активизировать его вопросами.

Карточка №5

«Где позвонили?»

   Оборудование: колокольчик

    Ход:

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

Карточка №6

«Угадай, кто идёт»

   Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен

    Ход:

Взрослый показывает ребёнку картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а ребёнок ходит, как цапля. Когда же взрослый быстро стучит в бубен, ребёнок скачет, как воробей. Затем взрослый стучит в бубен, всё время меняя темп, а малыш то прыгает, то медленно ходит. Менять темп звучания надо не более 4-5 раз.

Карточка №7

«Угадай, кто сказал»

   Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, мишутки).

    Ход:

Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

Карточка №8

«Иди – беги»

   Оборудование: бубен

    Ход:

Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бежит. Менять темп звучания рекомендуется 3-4 раза.

Карточка №9

«Волшебная палочка»

   Оборудование: предмет, который может сыграть роль волшебной палочки (лазерная указка, карандаш, обёрнутый фольгой и т.п.)

    Ход:

Взрослый и малыш рассматривают предметы в комнате. У взрослого в руке волшебна палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносит ребёнок, стараясь сделать это как можно чётче. Взрослый постоянно обращает внимание ребёнка на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы ребёнок правильно соотносил слова с предметами.

Карточка №10

Путешествие «В поиске слов»

   Оборудование: любимая игрушка

    Ход:

Взрослый предлагает ребёнку отправиться вместе со своей любимой игрушкой на улицу в путешествие на поиск слов. На прогулке ребёнок находит предметы и чётко называет их (качели, скамейка, песок и т.д.). Взрослый следит, чтобы он правильно и отчётливо произносил слова.  

Карточка №11

«Игрушка ошибается»

   Оборудование: любимая игрушка малыша

    Ход:

Взрослый объясняет ребёнку, что его любимая игрушка, например, плюшевый мишка, слышал, что малыш знает много слов. Мишка просит научить его произносить их. Взрослый предлагает ребёнку обойти вместе с мишкой комнату или квартиру, чтобы ознакомить его с названиями предметов. Мишка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Он старается подражать ребёнку в произношении звуков, но иногда заменяет один звук другим, называет другое слово: вместо «стул» говорит «штул», вместо «кровать» - «шкаф» и т.п. Малыш не соглашается с его ответами, более внимательно прислушивается к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки.

Карточка № 12

«Подскажи словечко»

    Ход:

Взрослый предлагает ребёнку послушать интересные загадки-складки: «Я не буду договаривать одно слово, а ты догадайся какое».  Взрослый читает стихотворение, а ребёнок подсказывает последнее слово:

  • Наша Таня громко плачет:  уронила в речку … (мячик)
  • Зайку бросила хозяйка – под дождём остался … (зайка)
  • Уронили мишку на пол, оторвали мишке … (лапу)
  • Я люблю свою лошадку, причешу я шёрстку … (гладко)
  • Спать пора! Уснул бычок, лёг в коробку на … (бочок)

После этого взрослый предлагает ребёнку назвать какое-нибудь слово. Если малыш затрудняется, он сам произносит чётко и внятно несколько слов: «Я вспомнила такие слова: мама, кукла, стол, улица. А ты что-нибудь вспомнил?» ребёнок произносит слова. Затем взрослый и малыш повторяют все слова, которые они назвали.

Карточка № 13

«Так ли это звучит?»

   Оборудование: две большие карточки, в верхней части которых изображены мишка и лягушка, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением слов, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка).

    Ход:

Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если малыш не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, взрослый и ребёнок вместе громко называют слова, отмечая многообразие слов, из разное и сходное звучание.

Карточка №14

«Кто внимательный?»

   Оборудование: один символ звука или несколько.

    Ход:

Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза.

Карточка №15

«Сломанный телевизор»

   Оборудование: символы звуков,  плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком.

    Ход:

Взрослый объясняет ребёнку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а малыш поднимает соответствующий символ. Затем ребёнок может сам «поработать в качестве диктора» в сломанном телевизоре.

Карточка № 16

«Звуковые песенки»

   Оборудование:  звуковые символы

    Ход:

Взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа АУ, как дети кричат в лесу, или как мы удивляемся ОО и другие. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая её, затем – второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную им схему.

Карточка №17

«Кто первый?»

   Оборудование: символы звуков, предметные картинки утка, ослик, аист, ива и т.п.

    Ход:

Взрослый показывает ребёнку картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного а, о, у или  и. ребёнок чётко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

Карточка №1

«Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних  явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времён года.

 Ход:

На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам с помощью взрослого называет их.

Пример. Солнышко прячется за тучи. Идёт дождь. Листья на деревьях жёлтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т.д.

Карточка №2

«Один – много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч

 Ход:

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:

Дождь – дожди

Капля – капли

Лист – листья

Гриб – грибы

Зонт – зонты

Плащ – плащи

Птицы - птицы

Карточка №3

«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья берёзы, дуба, клёна и липы, наклеенные на отдельные карточки.

 Ход:

Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребёнком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берёт одну маленькую карточку и определяет, лист, какого дерева у него оказался: «Это лист клёна» и т.п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую.

Карточка №1

«Чудесный мешочек»

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

 Ход:

Перед игрой ребёнка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достаёт из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребёнок затрудняется, взрослый помогает ему.

Карточка №2

«Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

 Ход:

Взрослый объясняет ребёнку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешочке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь) Зелёный, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т.п.

Карточка №3

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец – огурцы, помидор – помидоры, репа – репы».

Карточка №4

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход:

Взрослый показывает ребёнку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовёшь ласково маленький такой же овощ?» демонстрирует картинку (помидорчик). Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец – огурчик, репа – репка, морковь – морковочка, лук – лучок, картошка – картошечка). Неговорящего ребёнка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

Карточка №5

«Какой овощ пропустили?»

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование:  игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход:

Взрослый показывает ребёнку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребёнок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

Карточка №6

«Поварёнок»

Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование:  картинки с изображением овощей или муляжи.

Ход:

Взрослый просит ребёнка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребёнок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

Карточка №1

«Что в корзине?»

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование:  корзина с натуральными фруктами или муляжами.

Ход:

Взрослый по одному достаёт фрукты из корзины и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребёнок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

Карточка №2

«Чудесный мешочек» (вариант 2)

Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.

Ход:

Не заглядывая в мешочек, ребёнок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребёнок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок.

Карточка №3

«Соберём фрукты в саду»

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определённом порядке.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.

Ход:

Взрослый объясняет ребёнку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребёнок «собирает» фрукты в определённом порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок …» и т.д.

Карточка №4

«Магазин «Фрукты»

Цель: научить выражать просьбу одним – двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.

Ход:

Взрослый играет роль продавца. Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребёнка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить жёлтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»

Карточка №5

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Яблоко – яблоки, груша - груши».

Карточка №6

«Назови ласково» (вариант 2)

Цель: учить образовывать существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребёнку. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко – яблочко, лимон – лимончик, апельсин – апельсинчик и т.д.). Неговорящему ребёнку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко. А теперь покажи яблочко».

Карточка №7

«Разрезные картинки»

Цель: научить составлять целое из двух частей.

Оборудование: картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и «Груша» (вертикальный разрез), разрезанные на две части.

Ход:

Ребёнку предлагается сначала одна картинка. Он складывает её, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребёнка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку.

Карточка №1

«Узнай игрушку»

Цель: уточнение и активизация словаря по теме. 

Оборудование: любимые игрушки ребёнка в мешке.

Ход:

Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета с синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами. Если ребёнок правильно отгадал загадку, взрослый достаёт игрушку из мешка.

Карточка №2

«Чудесный мешочек» (вариант 2)

Цель: закрепить словарь по теме, научить определять игрушки на ощупь.

Оборудование: игрушки в мешке.

Ход:

Не заглядывая в мешочек, ребёнок определяет игрушку на ощупь и называет её. Если ребёнок задание выполнил правильно, игрушку достают из мешочка.

Карточка №3

«Назови ласково» 

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек.

Ход:

Взрослый показывает ребёнку картинку с изображением игрушки, например, машина и спрашивает, как она называется. Затем объясняет: «Это машина.  А как ты назовёшь её  ласково?» Ребёнок выполняет задание с другими картинками.

Карточка №4

«Один - много» 

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Кукла – куклы, мяч - мячи».

Карточка №5

«Чего не стало?»

 

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки.

Ход:

Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребёнок называет их. Затем взрослый просит ребёнка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребёнок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторить 3-4 раза.

Карточка №6

«Разрезные картинки» 

Цель: научить составлять целое из двух частей.

Оборудование: разрезная картинка «Матрёшка» (вертикальный разрез).

Ход:

Ребёнку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась.

Карточка №7

«Чего не хватает»

 

Цель: развитие у ребёнка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.

Ход:

Ребёнок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватает. Затем взрослый предлагает ребёнку дорисовать недостающую часть.

Карточка №1

«Уложим куклу спать»

 

Цель: познакомить с предметами одежды, её деталями, рисунком, цветом. 

Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка.

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку уложить куклу спать. Ребёнок раздевает куклу, а взрослый комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т.д. По ходу игры взрослый должен активизировать речь ребёнка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?». Если малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам.

Карточка №2

«Кукла проснулась» 

Цель: уточнить названия кукольной одежды, её деталей, рисунка, цвета.

Оборудование: кукла на кроватке, комплект кукольной одежды.

Ход:

Взрослый демонстрирует ребёнку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и её нужно одеть. Ребёнок одевает куклу, а взрослый сопровождает его действия речью: «Оденем кукле маечку, чистую белую маечку». Для активизации речи детей взрослый задаёт ребёнку вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?»

Карточка №3

«Нарядим куклу» 

Цель: активизировать словарь по теме. 

Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку одеть куклу для разных ситуаций (кататься на лыжах, на праздник, на пляж и т.д.). Ребёнок одевает её, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду: «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребёнка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»

Карточка №4

«Один - много» 

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Кофта – кофты, майка – майки, рубашка – рубашки, платье – платья, куртка - куртки».

Карточка №5

«Назови ласково» 

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды

Ход:

Взрослый показывает ребёнку картинку с изображением одежды, например, куртка и спрашивает, как она называется. Затем объясняет: «Это куртка.  А как ты назовёшь её  ласково?»

Карточка №6

«Кто во что одет?» 

Цель: сравнивать одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме. 

Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.

Ход:

Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти – платье, а у Саши – рубашка и брюки. У Настиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки – длинные» и т.д. Ребёнка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» если ребёнок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы.

Карточка №7

«Чего не хватает»

 

Цель: развитие у ребёнка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.

Ход:

Ребёнок всматривается в нарисованный предмет одежды и находит ту часть, которой не хватает. Затем взрослый предлагает ребёнку дорисовать недостающую часть.

Карточка №1

«К кукле пришли гости»

 

Цель: познакомить с названием посуды, её цветом, формой, назначением.

Оборудование: кукольная или настоящая посуда, стол (кукольный или настоящий), кукла, мишка и зайка.

Ход:

Взрослый объясняет ребёнку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть стол к чаю. Малыш выполняет поручения взрослого: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания взрослый активизирует речь ребёнка, задавая ему вопросы: «Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки? И т.д. Если малыш затрудняется ответить, взрослый сам отвечает на вопросы.

Карточка №2

«Угостим медведей чаем»

 

Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая.

Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».

Ход:

Ребёнок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребёнка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребёнка: чашка – чашечка, тарелка – тарелочка. 

Карточка №3

«Помоем посуду»

 

Цель: расширить словарь по теме, активизировать речь.

Оборудование: таз с водой, кукольная посуда.

Ход:

Взрослый объясняет ребёнку, что после завтрака нужно помыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребёнку подключиться к игре. Ребёнка необходимо побуждать называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).  

Карточка №4

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «чашка – чашки, ложка – ложки, блюдце – блюдца, тарелка – тарелки, чайник – чайники, хлебница – хлебницы».

Карточка №5

«Ложка и стакан»

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов. 

Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.

Ход:

Перед взрослым и перед ребёнком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребёнку действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т.д. Затем ребёнок выполняет инструкцию взрослого. После этого, если ребёнок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое-либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи малыша.

Карточка №6

«Чего не стало?»

 

Цель: уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: кукольная или настоящая посуда.

Ход:

Взрослый выставляет на столе три - четыре предмета посуды. Затем взрослый просит ребёнка закрыть глаза, а сам в это время прячет один из предметов. Ребёнок должен отгадать, какой предмет посуды исчез. Игру рекомендуется повторить 3-4 раза.

Карточка №7

«Разрезные картинки»

Цель: научить составлять целое из двух частей.

Оборудование: разрезная картинка «Чашка» (два горизонтальных разреза).

Ход:

Ребёнку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет предмет посуды, который получился. 

Карточка №1

«Мой дом»

Цель: познакомить с частями дома.

Ход:

Взрослый и ребёнок рассматривают дом на прогулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий или низкий. Затем взрослый просит ребёнка отгадать, о чём он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь). Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и т.д.

Карточка №2

«Назови ласково» 

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

Оборудование: мяч

Ход:

Взрослый бросает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнка просит назвать это слово ласково и вернуть мяч. Например: дом – домик, окно – окошечко, дверь- дверка. 

Карточка №3

«Кошкин дом» 

Цель: активизировать словарь по теме, развивать понимание предлогов в, на, из, под.

Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонный дом и кошка.

Ход:

Взрослый рассказывает ребёнку, что в этом доме живёт кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном.  Потом просит ребёнка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем говорящему ребёнку предлагают прокомментировать свои действия.

Карточка №4

«Разноцветная улица» 

Цель: закрепить и расширить словарь по теме, научить располагать дома ровно в ряд. 

Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку построить улицу, располагая дома на столе  в один ряд (слева направо). После того, как ребёнок положил дом, ему задают вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?»

Карточка №5

«Строитель» 

Цель: активизировать словарь по теме. 

Оборудование: строительный материал (различные кубики).

Ход:

По образцу взрослого построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Взрослый сопровождает все свои действия речью: «Сейчас мы с тобой построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу». Активизирует речь ребёнка, задавая ему вопросы: «Что поставим сначала? Какого цвета кубик?» взрослый обращает внимание ребёнка на то, что много домов – это улица.

Карточка №1

«В гостях у куклы Оли» 

Цель: уточнить название предметов мебели, её назначение. 

Оборудование: кукольная мебель, кукла.

Ход:

Взрослый приглашает ребёнка пойти в гости к кукле Оле. У куклы дома есть разная мебель. Взрослый вместе с ребёнком рассматривают мебель, определяют, из чего она сделана, уточняют её назначение. Взрослый активизирует речь ребёнка вопросами: «Покажи, где стул? Для чего он нужен?»

Карточка №2

«Спрячь мячик» 

Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций. 

Оборудование: мяч

Ход: Ребёнку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т.д. После этого ребёнок может сам производить действия с мячом, комментируя их.

Карточка №3

«Мебель для Мишутки» 

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

Оборудование: мяч

Ход:

Предварительно перечитывают ребёнку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает поиграть. Он будет называть мебель для Михайлы Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча):

Кровать – кроватка

Стул – стульчик

Стол – столик

Шкаф – шкафчик

Диван – диванчик

Кресло - креслице

Карточка №4

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «стол – столы, стул – стулья, шкаф - шкафы».

Карточка №5

«Мастер»

Цель: активизировать словарь по теме. 

Оборудование: строительный материал (кубики).

Ход:

По образцу взрослого ребёнок строит мебель для любимой куклы или другой игрушки. Все действия взрослый комментирует, активизируя речь ребёнка вопросами: «Сейчас мы сделаем стул для куклы Оли (строит стул из кирпичика и кубика). Какого цвета кубики я взяла? Зачем кукле нужен стул? Построй ещё один стул для гостей куклы Оли».

Карточка №1

«Доктор»

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушечные атрибуты медика.

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку поиграть в больного и доктора. Сначала доктором будет ребёнок. Взрослый жалуется, что у него болит голова (рука, нога, ухо и т.д.) «Доктор» должен осмотреть больного и «полечить» его. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями.

Карточка №2

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «глаз – глаза, ухо – уши, рука – руки, нога - ноги».

Карточка №3

«Назови ласково» 

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

Оборудование: мяч

Ход:

Взрослый бросает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнка просит назвать это слово ласково и вернуть мяч. Например: нос – носик, глаз – глазик, рука – ручка, голова – головка и т.д. 

Карточка №4

«Два и две» 

Цель: познакомить ребёнка с числительными два и две, научить употреблять их в речи. 

Оборудование: зеркало

Ход:

Взрослый объясняет ребёнку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, что у него ещё два. Ребёнок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.

Карточка №5

«Вспомни, что делает» 

Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы.

Ход:

Взрослый показывает малышу картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, пить, рисовать и т.д.). Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам.

Карточка №6

«Олины помощники» 

Цель: учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Оборудование: кукла Оля

Ход:

Взрослый рассказывает ребёнку, что к нему в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают Оле делать. Затем  взрослый показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза. Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы.

Карточка №7

«Олины помощники» (2)

Ход:

Взрослый читает стихотворение Киргановой Е.Г. «Олины помощники», побуждая ребёнка добавить слово в конце каждого четверостишия:

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ножки).

Оля ягодки берёт

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (ручки).

Оля ядрышки грызёт,

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Оле … (зубки).

Оля смотрит на кота,

На картинки – сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (глазки).

После чтения стихотворения взрослый спрашивает ребёнка: «Кто твои помощники? Что они умеют делать?

Карточка №1

«Давай познакомимся» 

Цель: уточнить и расширить словарь ребёнка по теме.

Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (кошка, собака, корова, лошадь).

Ход:

Взрослый с таинственным видом показывает ребёнку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достаёт игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребёнка вопросами: «Кто это? Какие части тела у неё есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Где живёт?» Если ребёнок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребёнку, что собака – это домашнее животное, так как она живёт рядом с человеком и человек о ней заботиться. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.

Карточка №2

«Кто как кричит?» 

Цель: научить ребёнка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребёнку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка). «Гав-гав» (собака). «Му-му» (корова). «Иго-го» (лошадь).

Карточка №3

«Помогите маме найти своих детёнышей» 

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.

Ход:

Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детёнышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто её дети? Покажи и назови». Ребёнок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребёнок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детёнышей.

Карточка №4

«Назови ласково» 

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детёныша.

Ход:

Взрослый просит ребёнка назвать животное (например, коза), его детёныша (телёнок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького телёнка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова – головушка, нога – ножка, рога – рожки, копыто – копытце, ухо – ушко, глаз – глазик.  

Карточка №5

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «кошка - кошки, собака - собаки, корова – коровы, лошадь – лошади, котёнок – котята, щенок – щенки, телёнок – телята, жеребёнок - жеребята ».

Карточка №6

«Кто где спрятался?»

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. 

Оборудование: игрушечная кошка или собачка.

Ход:

Взрослый прячет кошку или собаку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т.д. и просит ребёнка найти её. После того как ребёнок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собака?  (Под стул). «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребёнку спрятать игрушку, а сам ищет её и активизирует речь ребёнка вопросами: «Куда спрятал собачку?». Безречевому ребёнку предлагают спрятать игрушку в какое-либо место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.

Карточка №7

«Разрезные картинки»

Цель: научить составлять целое из трёх и четырёх частей, активизировать речь в ходе работы и после её выполнения.

Оборудование: разрезные картинки «Конура» (два вертикальных разреза), «Конюшня» (вертикальный и горизонтальный разрезы).

Ход:

Ребёнку предлагают сложить конуру (конюшню). В ходе работы и после её выполнения активизируют речь ребёнка по вопросам: «что ты нашёл сначала? Кто живёт в конуре (конюшне)?»

Карточка №1

«Что бывает зимой?»

Цель: закрепить понятие о зимних   явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времён года.

 Ход:

На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, на которых изображены только зимние  явления и сам с помощью взрослого называет их.

Пример. Идёт снег. На деревьях нет листьев. Люди надевают тёплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

Карточка №2

«Выпал беленький снежок»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.

Оборудование: настоящий снег и сосульки.

Ход:

Взрослый приносит в комнату снег и сосульки разной величины. Вместе с ребёнком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребёнка вопросами: «Какого цвета снег? (белый). А какая сосулька? (прозрачная). Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твёрдая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька? После этого взрослый предлагает ребёнку согреться, так как зимой на улице холодно. Он произносит стихотворение, выполняя вместе с ребёнком все движения, соответствующие тексту.

Выпал беленький снежок –

Собрались мы все в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем.

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем.

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем.

Карточка №3

«Что лишнее?»

Цель: Расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т.д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если малыш затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребёнку задают вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько сюжетных картинок, на которых изображены дети, катающиеся на санках, лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку. Взрослый активизирует речь ребёнка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как едет мальчик? Почему он тепло одет?» и т.д.

Карточка №5

«Что на ёлке, а что (кто) под ёлкой?»

Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.

Оборудование: наряженная ёлка, игрушечный Дед Мороз и Снегурочка, подарок под ёлкой.

 Ход:

Взрослый просит ребёнка показать и сказать, что он видит на ёлке, а что под ёлкой. Предлоги необходимо выделять голосом.

Карточка №4

«Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка, с изображением существительных данной темы.

Ход:

Взрослый просит ребёнка назвать предмет «ласково».  Например: снег – снежок, лёд – ледок, сосулька – сосулечка, санки – саночки, горка – горочка, лопата – лопатка.

Карточка №5

«Сделай снеговика»

Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

Оборудование: три белых кружка разной величины.

Ход:

По образцу взрослого ребёнок выкладывает снеговика из трёх кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой). Какой потом (средний). Какой круг будет вверху? (маленький). Назови его ласково (кружок, кружочек).

Карточка №1

«В лесу родилась ёлочка»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме.

Оборудование: настоящая или искусственная ёлка.

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть ёлку. Он объясняет, что ёлка – это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребёнка активизируется вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки. Какие они? (острые). Покажи нижние ветки, верхние. Где растёт ёлка?» затем взрослый и ребёнок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась ёлочка».

Карточка №2

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «ёлка – ёлки, ветка – ветки, иголка – иголки, шишка - шишки».

Карточка №3

«Украсим ёлку к празднику»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме. 

Оборудование: настоящая или искусственная ёлка, пять – шесть ёлочных игрушек.

Ход:

Сначала рассматривается ёлка без игрушек. Ребёнка просят рассказать всё, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить ёлку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребёнка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки – стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребёнку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, кроткие).

Карточка №4

«Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с существительными по теме.

Ход:

Взрослый просит ребёнка назвать предметы «ласково»: ёлка- ёлочка, иголка – иголочка, ветка – веточка, шишка – шишечка, шар – шарик. 

Карточка №6

«Сложи ёлочку»

Цель: научить правильно выкладывать ёлку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.

Оборудование: три треугольника зелёного цвета разного размера.

 Ход:

Ребёнок по образцу взрослого выкладывает ёлку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой). А какой потом? (поменьше). Какой треугольник будет вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребёнку. В конце игры ребёнок рассказывает о ёлке (где растёт, какого цвета иголки и ствол, чем украшают ёлку на Новый год).

Карточка №1

«Птичий двор»

Цель: уточнить и расширить  словарь по теме.

Оборудование: игрушечный петух, курица и цыплята, строительный материал – кирпичик.

 Ход:

Взрослый строит забор из кирпичиков, ребёнок помогает ему. Потом выполняет действия с петухом: «Взлетел петух на забор. Закричал петух: «Ку-ка-ре-ку» и т.д. Ребёнка привлекают к игре: «что есть у петуха? (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить). Затем появляются курица и цыплёнок. Их тоже рассматривают, беседуют об их внешнем виде, повадках, названиях частей тела, побуждают ребёнка к звукоподражаниям: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып, ку-ка-ре-ку»

Карточка №2

«Кто как кричит?» 

Цель: научить ребёнка узнавать птицу по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какой-либо домашней птицы, и бросает мяч ребёнку. Тот называет эту птицу и возвращает мяч: «Га-га-га» (гусь). «Кря-кря» (утка). «Ко-ко-ко» (курица). «Ку-ка-ре-ку» (петух). «Пи-пи-пи» (цыплёнок).

Карточка №3

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «курица – курицы, петух – петухи, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок - утята ».

Карточка №4

«Угадай, кто это?»

Цель: активизировать словарь по теме. 

Оборудование: картинки с изображением домашних птиц.

Ход:

Взрослый просит ребёнка отгадать загадки. Если ребёнок отгадал правильно, взрослый показывает картинку – отгадку:

«Кудах-тах-тах – снеслась в кустах. (курица)

Ку-ка-ре-ку! Стерегу! (петух)

Пить-пить-пить – воды попить! (цыплёнок)

Карточка №5

«Кто где спрятался?»

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. 

Оборудование: любая игрушечная домашняя птица.

Ход:

Взрослый прячет игрушки на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т.д. и просит ребёнка найти их. После того как ребёнок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась курочка?  (Под стул). «Правильно. Курочка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребёнку спрятать игрушку, а сам ищет её и активизирует речь ребёнка вопросами: «Куда спрятал петушка?». Безречевому ребёнку предлагают спрятать игрушку в какое-либо место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.

Карточка №6

«Разрезные картинки»

Цель: формировать целостное восприятие предмета, активизировать словарь по теме.

Оборудование: разрезная картинка «Яйцо» (два горизонтальных разреза).

Ход:

Игра проводится после знакомства со сказкой «Курочка Ряба». Речь ребёнка активизируют вопросами: «Что получилось? Какого цвета яйцо? Как можно назвать его ласково? Кто снёс яичко?» и т.д.

Карточка №1

«Давай познакомимся» 

Цель: уточнить и расширить словарь ребёнка по теме.

Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (лиса, медведь, ёж, волк, заяц).

Ход:

Взрослый с таинственным видом показывает ребёнку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достаёт игрушку, например лису, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребёнка вопросами: «Кто это? Какие части тела у неё есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у лисы? Чем питается? Где живёт?» Если ребёнок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Аналогично проводится беседа о волке, зайце, медведе, еже. Взрослый должен объяснить ребёнку, что лиса, волк, заяц, медведь  – это дикие животные, так как они живут в лесу и сами о себе заботятся.

Карточка №2

«Помогите маме найти своих детёнышей» 

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.

Ход:

Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детёнышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, лисы и говорит: «Лисичка плачет, она потеряла своих детей. Кто её дети? Покажи и назови». Ребёнок ищет подходящую картинку и называет детенышей лисы. Если ребёнок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детёнышей.

Карточка №3

«Угадай, кто это?»

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением диких животных.

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка – отгадка:

Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)

Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк).

Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса)

Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц)

Карточка №4

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Заяц – зайцы, лиса – лисы, волк – волки, медведь – медведи, зайчонок – зайчата, лисёнок – лисята, волчонок – волчата, медвежонок - медвежата».

Карточка №5

«Лисьи прятки»

Цель: упражнять в употреблении предлога за.

Оборудование: игрушечные деревья, избушка, пенёк, игрушечный лисёнок.

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку спрятать лисёнка за дерево, за домик, за пенёк. Затем задаёт вопрос: «Куда ты спрятал лисёнка?» аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями.

Карточка №6

«Кто чем питается?»

Цель: закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.  

Оборудование: картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, мёда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход:

Картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребёнок показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например «Капустой») или предложением («Заяц питается капустой»)

Карточка №7

«В лесу»

Цель: научить выкладывать большие и маленькие ёлки из треугольников, закрепляя понятие данной геометрической фигуры; активизировать речь во время и после выполнения работы.

Оборудование: большие и маленькие зелёные треугольники из картона или пластмассы.

Ход:

Ребёнок по образцу взрослого выкладывает большие и маленькие ёлочки из трёх треугольников. Все действия комментируются, обговаривается размер и количество треугольников. После выполнения работы взрослый активизирует речь ребёнка вопросами: «Что у нас получилось? (Лес). Какие деревья растут в этом лесу? Какого они цвета? Кто живёт в твоём лесу? А ещё кто? Как называются их детёныши?

Карточка №2

«Кораблик»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме. 

Оборудование: бумажный лист для изготовления лодочки.

Ход:

Игра проводится на прогулке весенним днём. Сначала ребёнок и взрослый наблюдают весенние изменения в природе: таяние снега, образование воды, капель, появление проталин. Затем пускают лодочку по воде. Взрослый может прочитать стихотворение А. Барто «Кораблик»:

Матросская шапка

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И  просят меня:

- Прокати, капитан!

 

Карточка №1

«Что бывает весной?»

Цель: закрепить понятие о весенних   явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времён года.

 Ход:

На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, на которых изображены только весенние  явления и сам с помощью взрослого называет их.

Карточка №3

Назови ласково» 

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с, изображением весенних явлений в природе.

Ход:

Взрослый просит ребёнка назвать «ласково»:

Снег – снежок, вода – водичка, ручей – ручеёк, солнце – солнышко, лодка – лодочка, корабль – кораблик.

Карточка №4

«Разрезные картинки»

Цель: научить складывать картинку из четырёх частей, активизировать речь.

Оборудование: разрезная картинка «Лодочка с парусом» (разрез по диагоналям).

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку сложить картинку. Во время работы и после необходимо активизировать речь ребёнка вопросами.

Карточка №1

«Чудесный мешочек» 

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.

Оборудование:  несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду в мешке.

Ход:

Взрослый по одной достаёт машины из мешка. Вместе с ребёнком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовик, гоночная и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Взрослый знакомит малыша с обобщением: грузовые машины перевозят грузы, а легковые – людей.

Карточка №2

«Покатаем в машине игрушки»

Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.

Оборудование: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку покатать игрушки в машине. Уточняется название частей машины, их цвет и форма. Ребёнок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задаёт вопросы: «Кто едет в машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т.д.

Карточка №3

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «машина – машины, грузовик – грузовики, колесо – колёса, кабина – кабины, фара – фары, груз – грузы, пассажир - пассажиры ».

Карточка №4

«Где сейчас машина?»

Цель: учить понимать предложные конструкции. 

Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

Ход:

Взрослый раскладывает картинки перед ребёнком. Затем просит его показать машины, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту и т.д.

Карточка №5

«Выложи грузовую машину»

Цель: учить правильно располагать готовые формы, развивать планирующую функцию речи. 

Оборудование: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат.

Ход:

Ребёнок по образцу взрослого выкладывает грузовик из геометрических фигур. Взрослый активизирует речь малыша вопросами: «Какую фигуру возьмёшь сначала? Что это будет у машины? Какие фигуры положишь потом? Чего ещё не хватает?» и т.д. если ребёнок затрудняется, взрослый сам комментирует все действия.

Карточка №1

«Зайка и его любимый цветок»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме. 

Оборудование: игрушечный зайчик и настоящий или изображённый на картинке одуванчик.

Ход:

Взрослый рассказывает ребёнку, что сегодня к нему в гости пришёл зайка. Зайка здоровается с малышом и показывает ему свой любимый цветок – одуванчик, это дикий цветок, так как никто за ним не ухаживает, растёт одуванчик на лугу – луговой. Затем показывает ребёнку листья, стебель, пушинки, спрашивает, как всё это называется, какого цвета. После беседы предлагает ребёнку подуть на одуванчик, чтобы сдуть все пушинки. Можно подуть на импровизированный одуванчик – кусочек ваты. Заканчивается игра чтением ребёнку стихотворения Г. Виеру «Одуванчик».

Карточка №2

«Сплетём веночек»

Цель: учить согласовывать существительное с числительным. 

Оборудование: настоящие одуванчики.

Ход:

Взрослый плетёт венок, проговаривая с ребёнком словосочетания: «Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков». Аналогично можно собрать букет.

Карточка №3

«Чего не хватает?»

Цель: развитие у ребёнка целостного восприятия предмета. 

Оборудование: картинка с изображением одуванчика без стебля.

Ход:

Ребёнку предлагают посмотреть на картинку и назвать, и дорисовать то, чего не хватает.

Карточка №1

«Забавная шкатулка»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме. 

Оборудование: картинки с изображением жука, бабочки и божьей коровки в шкатулке.

Ход:

Взрослый  демонстрирует ребёнку шкатулку и читает стихотворение:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Катя (Саша и т.д.) загляни,

Вынь картинку, назови.

Ребёнок по одной достаёт картинки, называет насекомое, его части, цвет крыльев, усов и пр. взрослый обобщает все картинки: «Это насекомые».

Карточка №2

«Угадай, кто улетел?»

Цель: активизировать словарь по теме. 

Оборудование: 3-4 картинки с изображением насекомых.

Ход:

Взрослый раскладывает в ряд на столе картинки. Ребёнок их называет. Затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, а сам в это время убирает одну картинку. Ребёнок открывает глаза и называет, какое насекомое улетело.

Карточка №3

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Жук – жуки, бабочка – бабочки, божья коровка – божьи коровки, муха - мухи».

Карточка №4

«Где бабочка?»

Цель: формировать понимание  предлогов. 

Оборудование: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.

Ход:

Взрослый  выполняет различные действия с бабочкой (сажает её на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком и пр.) В это время спрашивает у ребёнка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребёнку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.

Карточка №5

«Разрезная картинка «Жук»

Цель: научить составлять целое из двух частей.

Оборудование: разрезная картинка «Жук» (разрез по диагоналям).

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку сложить картинку. Во время работы и после необходимо активизировать речь ребёнка вопросами.

Карточка №1

«Забавная шкатулка»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме. 

Оборудование: картинки с изображением воробья и голубя в шкатулке (можно добавить ещё несколько картинок, если позволяет уровень речевого развития ребёнка).

Ход:

Взрослый  демонстрирует ребёнку шкатулку и читает стихотворение:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Катя (Саша и т.д.) загляни,

Вынь картинку, назови.

Ребёнок по одной достаёт картинки, называет птицу, её части, цвет оперенья,  и пр. взрослый обобщает все картинки: «Это птицы».

Карточка №2

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «голубь – голуби, воробей - воробьи».

Карточка №3

«Сосчитай воробьёв»

Цель: учить согласованию  существительного с числительным.

Оборудование: три картинки с изображением трёх воробьёв, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи воробьев.

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку посчитать трёх воробьёв, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьёв?» Контролируется правильность ответа (много воробьёв).

Карточка №4

«Помоги Незнайке»

Цель: активизация глагольной лексики по теме. 

Оборудование: игрушечный Незнайка или картинка с его изображением.

Ход:

Взрослый демонстрирует ребёнку игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как тот не знает, что умеют делать птицы. Ребёнок сам или с помощью взрослого вспоминает слова – действия, которое могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить и т.д.

Карточка №5

«Построй голубятню»

Цель: закрепить умение выкладывать геометрические фигуры по образцу, активизировать речь.

Оборудование: картонный треугольник и квадрат.

 Ход:

Взрослый показывает, как можно построить дом для голубей – голубятню. Во время выполнения задания ребёнок отвечает на вопросы: «Что ты положишь внизу? (Квадрат). Какого он цвета? Что ты положишь сверху? (Треугольник). Кто здесь будет жить? (Голуби, много голубей).

Карточка №1

«Что бывает летом?»

Цель: закрепить понятие о летних   явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времён года.

 Ход:

На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, на которых изображены только летние  явления и сам с помощью взрослого называет их.

Карточка №2

«Спасибо, лето!»

Цель: расширить и активизировать  словарь по теме.

Оборудование: разноцветная коробочка с дарами лета (ягоды, грибы, орехи, овощи, фрукты, созревшие к моменту игры).

 Ход:

Игру лучше всего проводить на улице.  Выйдя на улицу, ребёнок замечает красивую коробочку (на столе, на ступеньках, на скамейке и т.п.) Открыв сундучок, малыш обнаруживает в нём дары лета. Доставая по одному плоды,  орехи и ягоды, ребёнок рассматривает их, описывает цвет, форму, пробует на вкус (то, что можно). Взрослый активизирует речь малыша вопросами, помогает в подборе слов.

Карточка №3

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. 

Оборудование: мяч.

Ход:

Взрослый называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «дождь – дожди, гроза – грозы, радуга – радуги, молния – молнии, река – реки, мяч – мячи, ягода – ягоды, гриб – грибы, фрукт – фрукты, овощ - овощи».

Карточка №4

«Назови ласково» 

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с, изображением летних явлений в природе.

Ход:

Взрослый просит ребёнка назвать «ласково»:

Солнце – солнышко, дождь – дождик, река – речка, мяч – мячик, ведро – ведёрко, ягода – ягодка, гриб – грибок.

Карточка №3

«Что лишнее?»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, мелки, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т.д.), сюжетная картинка по теме «Летние развлечения».

Ход:

Взрослый предлагает ребёнку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для летних  игр. Лишние предметы убирают. Если малыш затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребёнку задают вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько сюжетных картинок, на которых изображены дети, катающиеся на велосипеде, купающиеся в реке, играющие в песочнице. Взрослый активизирует речь ребёнка вопросами: «Что это у мальчика? Для чего нужно? Как едет мальчик? Почему он раздет?» и т.д.

Карточка №4

«Игры с водой» 

Цель: расширить и активизировать глагольный словарь по теме (приставочные глаголы).

Оборудование: надувной бассейн с водой  или другая ёмкость, лейка, ведёрко, пластмассовые чашки, миски и другая посуда для игры с водой.

Ход: Игра проводится на улице в тёплый солнечный день. Взрослый рассказывает ребёнку, что летом солнышко очень тёплое, оно нагревает воду, и люди купаются. Затем предлагает малышу поиграть с тёплой водичкой. Во время действий ребёнка с водой взрослый задаёт вопросы: «Что ты сейчас делаешь?» (Наливаю воду, выливаю воду, переливаю, доливаю, лью). Если ребёнок затрудняется, взрослый сам чётко произносит глаголы. В заключение ребёнку предлагают поплавать с надувными игрушками (если позволяют условия).

Карточка №5

«Угадай, что делать»

   Оборудование: два флажка, бубен.

    Ход:

Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.

Карточка №5

«Где позвонили?»

   Оборудование: колокольчик

    Ход:

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

Игры со звуковыми символами

Животные жарких стран,

Животные Севера

Фрукты, овощи

Профессии

Зима. Зимние забавы

Дом, семья

Космос

Посуда

День защитника Отечества

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования

Игры со звуковыми символами

Игры для развития слухового внимания

Игры для развития фонематического слуха

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

Игры для развития слухового внимания

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 Калининского района города Челябинска

Развитие фонематического восприятия у детей со стёртой формой дизартрии в условиях дошкольного логопункта

Выполнила:

Учитель-логопед

Абрарова О.В.

(первая квалификационная категория)

Челябинск

2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»

В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...