Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Картотека речевых игр.
«Речевые игры как средство развития речи»
Верниченко Юлия Александровна
Учитель-логопед
ГБДОУ № 16
г. Санкт – Петербург
Пояснительная записка.
В дошкольной педагогике и логопедии игра дошкольников рассматривается как ведущая деятельность, в которой формируются основные для данного возраста психологические новообразования, которые необходимы для следующей, более высокой ступени развития детей. Под дидактическими играми понимается игровая деятельность детей, направленная педагогом на выполнение специфических дидактических задач, таких, которые в спонтанно возникающих детских играх не достигаются. Например, если в сюжетно - ролевых играх детьми усваиваются представления о социальной стороне жизни окружающего мира, то в дидактических играх детьми усваивается содержание - целенаправленно формируются представления о живой и неживой природе, о родной речи, математические представления и многое другое. Иными словами, обучающие (дидактические) игры в детском саду — это условные ситуации, организованные в игровой форме и имеющие познавательную ценность. Интересен тот факт, что в подготовительной группе дидактические игры становятся «рубежными», то есть по выражению педагога, психолога и философа А. Н .Леонтьева, определяющими переход от игровой к учебной деятельности.
В дидактических играх, такой вид игр как речевые занимает значительное место.
В работе с детьми, имеющими общие нарушения речи, речевым играм отводится очень большая роль. Эти игры проводятся в течение всего дня: до завтрака, перед занятиями, как физминутка во время занятий, во время коррекционного часа, на прогулках.
Речевые или логопедические игры направлены на развитие всех сторон речи.
Задачи речевых игр:
- Развитие зрительно-звукового внимания
- Увеличение лексического словаря, работа с грамматическими конструкциями
- Развитие общих речевых навыков
- Развитие фонематических представлений
- Развитие связанной речи
- Развитие общей речевой моторики
+
Игры на развитие зрительно-слухового внимания:
А. “Оркестр”, “Что звучит?”
Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.
1 вариант. Педагог воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.)Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.
2 вариант. У педагога большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно педагогпоказывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.
Б.“Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”
Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.
1 вариант Дети закрывает глаза. Педагог тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.
2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.
В. “Найди пару”, “Тихо – громко”
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.
1 вариант. У педагога звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.
2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Педагога стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.
Г. “Найди картинку”
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
Игра может проводиться в двух вариантах:
а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,
б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).
Д. “Хлопки”
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
2. Игры на увеличение лексического словаря, работа с грамматическими конструкциями
А. «Из чего сделано? »
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.
Б. «Чей, чья, чьё?»
Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
В. «Какой бывает?»
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными
Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»
Г. «Найди точное слово»
Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .
Д. Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Е. Игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
3. Игры Развитие общих речевых навыков (речевое дыхание, арт. гимнастика, дикция)
А. «Осенние листочки»
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке сухие разноцветные листья деревьев.
Ход: педагог с детьми рассматривает листочки, называют, определяют цвет.
Дети стоят напротив листочков.
Логопед: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на листочки». (Повторяем 3-5 раз).
Список используемой литературы
- Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя детского сада. М. «Просвещение», 1974
- Загорная Е.В. «Настольная книга детского психолога». – СПб: Наука и Техника, 2016
- «Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет»: Книга для воспитателей детского сада и родителей; Под ред. А.А.Столяра. -М.:Просвещение, 1991
- «Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада и родителей. Под ред О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991
- Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. Москва : Издательство Юрайт, 2021
- Карпова Е.В «Дидактические игры в начальный период обучения». Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль: «Академия развития» - 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Дошкольное учреждение - это первая и главная ступень в развити детей. Именно этот возраст сензитивен к речевой способности. Поэтому основой задачей ...
«Речевые игры , как средство развития речи!»
Одни из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие р...
Методическая разработка " Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников"
Методическая разработка...
Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуля...
Методический час на тему: «Речевые игры как средство развития речи у дошкольников и профилактики нарушений звукопроизношения»
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко ...
Методическая разработка «Развивающая предметно-пространственная среда группы, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского сада;- показать возможности использования развивающей предметно-пространственной среды в младшей гр...