Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Картотека речевых игр.

 «Речевые игры как                                          средство развития речи»

 

                                                         Верниченко Юлия Александровна

                                                                  Учитель-логопед

                                                                  ГБДОУ № 16

                                                             г. Санкт – Петербург              

                                                               

                                                                       

                           Пояснительная записка.

В дошкольной педагогике и логопедии игра дошкольников рассматривается как ведущая деятельность, в которой формируются основные для данного возраста психологические новообразования, которые необходимы для следующей, более высокой ступени развития детей.                                                                                                                                                                    Под дидактическими играми понимается игровая деятельность детей, направленная педагогом на выполнение специфических дидактических задач, таких, которые в спонтанно возникающих детских играх не достигаются. Например, если в сюжетно - ролевых играх детьми усваиваются представления о социальной стороне жизни окружающего мира, то в дидактических играх детьми усваивается содержание - целенаправленно формируются представления о живой и неживой природе, о родной речи, математические представления и многое другое. Иными словами, обучающие (дидактические) игры в детском саду — это условные ситуации, организованные в игровой форме и имеющие познавательную ценность.  Интересен тот факт, что в подготовительной группе дидактические игры становятся «рубежными», то есть по выражению педагога, психолога и философа А. Н .Леонтьева, определяющими переход от игровой к учебной деятельности.

В дидактических играх, такой вид игр как речевые занимает значительное место.

   В работе с детьми, имеющими общие нарушения речи, речевым играм отводится очень большая роль. Эти игры проводятся в течение всего дня: до завтрака, перед занятиями, как физминутка во время занятий, во время коррекционного часа, на прогулках.

Речевые или логопедические игры направлены на развитие всех сторон речи.

Задачи речевых игр:

  1. Развитие зрительно-звукового внимания
  2. Увеличение лексического словаря, работа с грамматическими конструкциями
  3. Развитие общих речевых навыков
  4. Развитие фонематических представлений
  5. Развитие связанной речи
  6. Развитие общей речевой моторики

+

 

Игры на развитие зрительно-слухового внимания:

А. “Оркестр”, “Что звучит?”

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

1 вариант. Педагог воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.)Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.

2 вариант. У педагога большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно педагогпоказывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.

Б.“Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

1 вариант Дети закрывает глаза. Педагог тихо встаёт в стороне (сзади, спередислева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

В. “Найди пару”, “Тихо – громко”

Цель: развитие слухового вниманиядифференциация шумов.

1 вариант. У педагога звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Педагога стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.

Г. “Найди картинку”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,

б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

Д. “Хлопки”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

2. Игры на увеличение лексического словаря, работа с грамматическими конструкциями

А. «Из чего сделано? » 

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

Б. «Чей, чья, чьё?» 

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

В. «Какой бывает?»

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

Г. «Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

Д. Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Е. Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

- Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

3. Игры Развитие общих речевых навыков (речевое дыхание, арт. гимнастика, дикция)

А. «Осенние листочки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке сухие разноцветные листья деревьев.

Ход: педагог с детьми рассматривает листочки, называют, определяют цвет.

Дети стоят напротив листочков.

Логопед: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на листочки». (Повторяем 3-5 раз).

Б. «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

   Ход: птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).    

В. «Речевая зарядка»

Цель: Развитие речевого дыхания и голоса.

Ход: Проговаривание загадки и чистоговорки.

Я пыхчу, пыхчу,                                

Больше греться не хочу.    

Крышка громко зазвенела.              

-Пейте чай, вода вскипела!  

(Самовар)    

       

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос

Мне Валерка тарелку

На подносе принес.

Г. «Звукоподражание животным»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Изменение голоса по силе и высоте.

Ход: Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.)

Теленок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.) Кошка: «Мяу-мяу-¬мяу». (Громко, низким голосом.)

Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.)

Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли¬мля», «Мяу-мяу¬-мяу», «Пли-пля¬пле».

Д. "Жуки"

Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте.  

Ход игры: дети (жуки) присели на корточки  и говорят:

 Я жук, я жук,                      

 Я тут живу,

 Жужжу, жужжу:                  

 Ж-ж-ж-ж.

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж… по сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья)

4. Развитие фонематических представлений

А. «Найди пару»

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Материал: предметные картинки: коза — коса, мишка — мышка, кит — кот, трава — дрова, крыша — крыса, усы — осы, катушка — кадушка, каска — маска, ком — сом, уточка — удочка, мак — рак, дом — дым.

Ход игры: учащимся раздаются картинки, по очереди они называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовет пару той или иной картинке.

Б. «Рыбалка»

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры: дается установка: 'поймать слова со звуком [л]' (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце 'лески' и начинает 'ловить' нужные картинки со скрепками. 'Пойманную рыбку' ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

В. «Живая стрелка» (подвижная)

Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.

Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.

Ход игры: в центре круга находится ученик, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему характеристику.

Г. Игра «Четвёртый лишний»


Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по
звучанию.


Описание игры: мы произносили четко четыре слова, а ребенок должен был выбрать и
назвать то слово, которое отличается от остальных. Объяснить свой выбор.
ком – том – ком – ком
мак – мак – рак – мак
винт – винт – бинт – винт
дудка – будка – будка – будка
бочка – бочка – бочка – почка

5. Развитие связанной речи

А. «Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Оборудование: серийные картинки.

Ход игры:Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

Б. «Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Оборудование: серийные картинки.

Ход игры:Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

В. «Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход игры:Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

Г. «Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Оборудование: картинки-нелепицы.

Ход игры:Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

Д. «А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Оборудование: текст сказки.

Ход игры: После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

  1. Игры на развитие общей речевой моторики

А. Пальчиковая гимнастика, стихи руками

Овощи.
У Лариски – Две редиски.  ( загибаем поочередно пальцы)
У Алёшки – Две картошки. 
У Серёжки сорванца – Два зелёных огурца.
А у Вовки – Две морковки.
Да ещё у Петьки –Две хвостатых редьки.


«Огород».

Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки

Б. Подвижные игра

Подвижная игра «Лягушки-попрыгушки».

Цель: упражнять детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перепрыгивание  через лежащий на полу шнур.

Ход игры: На одной стороне зала на полу лежит шнур – это «болотце». Дети – «лягушки – попрыгушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Воспитатель говорит: Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачут вытянувши ножки.

                                             

Подвижная игра «Коршун и птенчики».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, выполнять ходьбу, бег врассыпную, прыжки с высоты 15–20 см, использовать всю площадь зала.

Ход игры: Дети – «птенчики» сидят в «гнездышках» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Ведущий – «коршун» располагается на дереве (стуле) на некотором расстоянии от них. Воспитатель предлагает «птенчикам» полетать, поклевать зернышек. Дети выполняют ходьбу врассыпную, не задевая друг друга, затем бег. По сигналу: «Коршун!» - птенчики быстро возвращаются в свои «гнездышки» (можно занимать любое свободное место), а «коршун» старается поймать кого-либо из них.

В. Раскраски

Г. Штриховки

    

                   Список используемой литературы

  1. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя детского сада. М. «Просвещение», 1974
  2. Загорная Е.В. «Настольная книга детского психолога». – СПб: Наука и Техника, 2016
  3. «Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет»: Книга для воспитателей детского сада и родителей; Под ред. А.А.Столяра. -М.:Просвещение, 1991
  4. «Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада и родителей. Под ред О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991
  5. Смирнова, Е. О.  Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. Москва : Издательство Юрайт, 2021
  6. Карпова Е.В «Дидактические игры в начальный период обучения». Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль: «Академия развития» - 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

            Дошкольное учреждение - это первая и главная ступень в развити детей. Именно этот возраст сензитивен к речевой способности. Поэтому основой задачей ...

«Речевые игры , как средство развития речи!»

Одни из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие р...

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуля...

Методический час на тему: «Речевые игры как средство развития речи у дошкольников и профилактики нарушений звукопроизношения»

С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко ...

Методическая разработка «Развивающая предметно-пространственная среда группы, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского сада;- показать возможности использования развивающей предметно-пространственной среды в младшей  гр...