Главные вкладки

    Сценарий познавательного досуга с элементами экспериментирования «В гости к 3 медведям»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Вниманию воспитателей представлен сценарий  познавательного досугового  мероприятия с элементами экспериментирования "В гости к 3 медведям". Материал расчитан на использование в старшем дошкольном возрасте. В сценарии используются проблемно-игровая технология (проблемные ситуации, экспериментирование и элементы исследовательской деятельности), предметно-схематическое моделирование (алгоритм деятельности детей при проведении очистки воды). В сценарии можно задействовать родителей для исполнения ролей медведей (ФГОС: родители активтивные участники пед. процесса).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon eksperiment_3_medvedya.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБДОУ ЦРР-детский сад №48

    Красносельского района

    Сценарий познавательного досуга

    с элементами экспериментирования

    «В гости к 3 медведям»

    Старший дошкольный возраст.

    Используемые технологии:

    • проблемно-игровая ситуация:

    - проблемные и творческие ситуации

    - экспериментирование и элементы исследовательской деятельности

    • предметно-схематическое моделирование
    • педагогическая технология игры-путешествия, игры-фантазирования

    Составитель: педагог-организатор  

    Гарусова Надежда Владимировна  

    Санкт-Петербург

    2016 год

    Программное  содержание.

    Обучающие задачи:

    • способствовать развитию экспериментально-поисковой деятельности:  развитие умения выдвигать и правильно формулировать гипотезы, проверять их путем проведения элементарных экспериментов и опытов, пользуясь схемами с алгоритмом действий, демонстрировать результат при помощи действия и слова; содействовать пониманию ребенком того, что в эксперименте значение имеет не только положительный результат, подтверждающий гипотезу, но и отрицательный
    • закреплять знания о свойствах материалов: ткани, бумаги, металла
    • упражнять в установлении причинно-следственных связей
    • содействовать овладению сенсорной культуры: умению применять сенсомоторный опыт для определения возможности использования предметов в зависимости от используемых материалов, их специфики;
    • упражнять в образовании прилагательных от существительных: малина — малиновый морс, черника — черничный...

    Развивающие задачи.

    Содействовать развитию

    • мыслительных операций: анализа и синтеза
    • совершенствованию диалогической связной контекстной речи-рассуждения: объяснения, доказательства, планирования
    •  коммуникативных навыков, умения работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

    Воспитательные задачи:

    воспитывать

    • любознательность, познавательную активность;
    • доброжелательное отношение к окружающим, умение проявлять заботу о них, эмоциональную отзывчивость;
    • стремление участвовать в играх с элементами соревнования, проявляя ответственность, сопереживание, умение ждать, радоваться достигнутому своему результату, результату товарищей.

    Предварительная работа:

    • знакомство со свойствами материалов: бумаги, ткани, металла и сравнение их;
    • рассматривание и сравнение различной посуды,
    • оформление избыточной информации «Мир кастрюль»;
    • разнообразные формы работы со сказкой «3 медведя»

    Оборудование и материал:

    • имитация дома 3-х медведей
    • прилавки магазинов (столы с разложенными скатертями, расставленными кастрюлями);
    • столы для проведения опытов;
    • «скатерти» из разного материала: красивые (с узором, яркого цвета), но бумажные; менее привлекательные из ткани; клеенчатые
    • кастрюли:

    - большая, красивая, но без донышка,

    - без ручек

    - красивая, большая, бумажная

    - тканевая

    - маленькая

    - большая обычная

    • воронки
    • фильтры для очистки воды
    • тазики с «грязной водой»
    • стаканчики (по 2 на каждого)
    • емкости для чистой (отфильтрованной) воды (лучше прозрачные)
    • весы
    • стакан сахарного песка (можно взять картинку)
    • мисочка с  натуральными ягодами или картинки

    Участники

      Взрослые герои:

              ведущий

              медведи (Настасья Петровна и Михайло Иваныч)

       Дети:

          Мишутка

          Маша

          участники игры-путешествия с элементами экспериментирования

    Примечание: проводится в игровой форме как соревнование знатоков между 2 командами

    Ход сценария.

    Воспитатель.   Ребята, приглашаю вас отправиться в страну открытий и чудес.

    Преодолевая «полосу препятствй»,  дети попадают в сказку о 3-х медведях.

    Настасья Петровна.   Михайло Иваныч,  у нашего Мишутки день рождение. Много гостей придет. Сходи, пожалуйста, в лесной магазин, купи скатерть новую и кастрюлю побольше.

    Михайло Иванович.  Хорошо, Настасья Петровна, все сделаю.

    Михайло Иванович уходит.

    Настасья Петровна. Мишутка, чем же мы будем твоих друзей угощать?

    Мишутка. Давай пирогов сладких напечем, да морс приготовим.

    Настасья Петровна. Хорошо, так и сделаем. Мука для пирогов есть, яички у курочки Рябы возьмем. А какую же начинку сделаем?

    Мишутка. Машенька, любит пироги с малиной.

    Настасья Петровна..  Для начинки нужны ягоды. Но где же их взять?

    Ведущий. Ребята, где можно взять ягоды для витаминной начинки? (Выслушать предложения детей).

     Мишутка. Мамочка, пока ты домашними делами занимаешься, я в лесу малины насобираю. А чтобы побольше набрать, я ребят с собой позову.

    Ребята, вы поможете мне набрать ягод?

    Хороводная игра «По малину в лес пойдем.»

    Исполняется 1 куплет и припев. Затем ведущий спрашивает детей, какие еще ягоды растут в лесу.

    После игры  ведущий  обращает внимание на Михайло Иваныча, который в  раздумьи сидит у «прилавка со скатертями».

    Ведущий. Михайло Иванович, ты почему такой грустный?                                               Михайло Иванович.  Попросила меня Настасья Петровна скатерть новую  купить, а здесь их столько ! Я растерялся - не знаю, какую выбрать? Может быть вы мне посоветуете?

    Ведущий. Ребята, поможем Михайло Иванычу выбрать скатерть?

    Михайло Иванович, тебе повезло. Сегодня в этой чудесной стране собрались самые  любознательные, самые находчивые, самые умные ребята.

    Давай с ними познакомимся.

    Представление и приветствие команд  

    •  Ведущий. Так зачем же нас ждет Михайло Иванович?
    • Правильно, мы обещали ему помочь выбрать скатерть.

    Задание №1.  Выбор скатерти.

    Каждой команде предлагается выбрать по 1 скатерти из предложенного набора и уговорить Михайло Ивановича выбрать именно их скатерть.

    Детям предлагаются «скатерти» из разных материалов: белая тканевая, в цветочек из бумаги, из наждачки....

    Дети выбирают, объясняют и доказывают свой выбор.

    Взрослые участники предлагают выбрать скатерти из бумаги разных сортов, наждачки, наблюдают за реакцией детей, за их рассуждениями.

    Михайло Иванович благодарит детей.  

     Жюри оценивает умение договориться, умение уговорить (выразительность, доказательность речи)

    Михайло Иванович. Скатерть купил. Пойду кастрюлю выбирать.

    • А куда же идти? Где же эти кастрюли продаются? (ответы детей)

    Открывается посудная лавка, где на  прилавке стоят разные кастрюли:

    • большая, красивая, но без донышка,
    • без ручек
    • красивая, большая, бумажная
    • тканевая
    • маленькая

    Михайло Иванович. Настасья Петровна просила купить кастрюлю большую. Вот большие (выбирает без донышка и тканевую), красивые. Вот обрадуется Настасья Петровна. Только, какая лучше? Посоветуйте, ребята, какую выбрать?

    Каждой команде выдается по кастрюле. Предлагается сказать, понравится ли кастрюля Настасье Петровне? Пригодна ли она для приготовления пищи? Почему?

    Жюри оценивает правильность принятого решения и умение аргументированность свой выбор.

    Дети обследуют кастрюли и озвучивают свое решение, объясняя его.

    Проводятся опыты, доказывающие правоту решения:

    бумага горит (демонстрирует взрослый, соблюдая правила безопасности),

    • бумага размокает;
    • нет донышка - все вытечет.

    Ведущий Что же надо учитывать, выбирая кастрюлю? (ответы)

    2 задание.  Выбор кастрюль. (В предложенном наборе нет подходящей кастрюли).

    Жюри наблюдают за реакцией детей.

    Вбегает Маша.

    Маша. Мишка, посмотри, какую я тебе кастрюлю купила: сделана из металла - не сгорит, донышко есть, без дырочек, - ничего не прольется, донышко широкое и стеночки высокие - много можно сварить, ручки, крышка есть — не обожжешься. Крышкой закроешь кастрюлю — витамины лучше сохранятся.   Кастрюля красивая - прятно в ней готовить будет.

    Михайло Иванович.  Ребята, такая кастрюля мне подойдет?

    - Спасибо Машенька, спасибо, ребята. Мне пора возвращаться домой, наверное, меня уже заждались Настасья Петровна и Мишутка. А, может, и вы со мной пойдете? Настасья Петровна и Мишутка будут рады встрече с вами.

     Ведущий. Что, ребята, погуляем еще по лесу, навестим медведей?

    - Показывай, Михайло Иванович, дорогу.                                                                                                

    Игра (идут по болоту, высокой траве...).

    Михайло Иванович. Я вернулся. Получайте скатерть белоснежную и красивую кастрюлю. А еще встречайте умненьких, благоразумненьких детей, моих помощников и консультантов — без них бы я не справился.

    Настасья Петровна. Проходите, гости дорогие. Спасибо, что помогли моему любимому Михайло Иванычу. За это я вас угощу. Пирожков мы уже с Мишуткой напекли. Сейчас морс  приготовлю. У нас есть малина, Как называется морс из малины? А из  брусники ( черники, голубик, клюквы, ежевики)?

    Какой морс будем готовить? Какие нам для этого нужны ягоды? Принесите.

    Нам понадобится стакан песка. Кто из вас сможет набрать в стакан песка, чтобы ни капельки не просыпать? (Ребенок  набирает песок).

    А еще что нам понадобиться? (вода).

    Мишутка, принеси  нам водицы, пожалуйста.

    Мишутка приносит воду в прозрачной емкости,  она оказывается «грязной».

    Настасья Петровна. Мишутка, ты где воду взял: в луже что ли?

    Мишутка. Нет, мамочка, водичка из ведра. Кто-то во всех ведрах воду испачкал.

    Настасья Петровна. Вот беда, так беда. Наверное, опять леший нашалил. Что же делать? Как воду чистой сделать?

    Ведущий. Ребята, а вы знаете, как воду очистить? Поможем Настасье Петровне?

    Договоритесь в команде, каким способом вы будете очищать воду? (сговор детей).

    - Каким способом решили очищать воду?

    Что вам для этого нужно?

    Готовьте рабочие места. Когда все рабочие места в команде будут готовы, поднимите руки вверх.

    Жюри оценивает подготовку рабочих мест.  Оценивается правильность выбора инструментов, аккуратность, рациональность размещения, быстрота.

    Ведущий. Рабочие места готовы, все инструменты на месте. Будем очищать воду. Работать будем по песочным часам.  Делайте все по порядку, можно воспользоваться схемой, обозначающей последовательность действий. Работайте аккуратно, будьте осторожны при работе со стеклом. Для каждой команды приготовлены  3-х литровые банки, куда вы будете сливать чистую воду. За 5 минут надо очистить как можно больше воды. Оцениваться будет качество и количество профильтрованной воды, слаженность в работе.

     Приступайте к очистке воды.

    Деятельность детей - фильтрация воды

    Жюри оценивает аккуратность, ловкость обращения с инструментами, качество и количество.

    Ведущий.  Настасья Петровна и Михайло Иваныч, принимайте работу. Посмотрите, как славно потрудились наши ребята.

    Настасья Петровна. Спасибо, ребята! Какая чистая вода. Теперь можно и морс варить.

    Настасья Петровна уходит.

    Михайло Иваныч. Какие вы молодцы, какие у вас умные головки и ловкие ручки! Откуда же вы все знаете?  Кто вас научил?(Ответы детей)

    Михайло Иваныч. Я понял, чтобы много знать, надо учиться. Но вам, ребята,наверное, больше учиться не надо -вы, итак,  все знаете и умеете? (Наблюдение за реакцией детей, выслушать реплики)

    Михайло Иванович.  А где можно узнать новое?

    Михайло Иванович.  Где можно книги взять? (купить, взять в библиотеке, спросить у товарища)

    Михайло Иванович. Пожалуй, в следующий раз схожу-ка я  в книжный магазин и куплю умные книги для Мишутки, вы мне поможете выбрать нужные?

    Ведущий. Пока Настасья Петровна «варит морс», мы поведем итоги.

    Интересно, чья команда победила?

    Подведение итогов и награждение  детей.

    Входит Настасья Петровна, неся в «лапах» поднос с пирожками и приглашает всех отведать угощение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».

    Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....

    Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования "В гостях у Почемучки".

    Материал представляет собой непосредственно-образовательную деятельность с элементами экспериментирования . Цель работы: расширить представления детей о свойствах воды, способствовать формированию у д...

    Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе «Знакомство с камешками»

    Тема. " Знакомство с камешками»Цель:- познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит)- развивать наглядно-действенное мышление- воспитывать аккуратность, умение ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования «В гостях у Снежной королевы»

    Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «В гостях у Снежной королевы». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы....

    конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада

    Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....