Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования "В гостях у Почемучки".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хребтова  Ольга Николаевна

Материал представляет собой непосредственно-образовательную деятельность с элементами экспериментирования . Цель работы: расширить представления детей о свойствах воды, способствовать формированию у детей конкретных представлений о свойствах воды в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_pochemuchki.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №39 «Солнышко»

Конспект познавательной непосредственно – образовательной деятельности с элементами экспериментирования «В гостях у Почемучки»

Хребтова Ольга Николаевна

воспитатель

высшая квалификационная категория

2013

Аннотация

НОД по теме: «В гостях у Почемучки» разработано воспитателем МБДОУ №39 «Солнышко» Хребтовой Ольгой Николаевной для детей подготовительной к школе группы в рамках реализации тематического планирования на 2012 – 2013 уч. г. г.

Цель: расширить представление детей о свойствах воды, способствовать формированию у детей конкретных представлений о свойствах воды в процессе экспериментирования.

Материал подобран с учетом возрастных способностей детей старшего дошкольного возраста и представляет собой познавательную непосредственно – образовательную деятельность с элементами экспериментирования.

НОД содержит следующие основные компоненты:

- мультимедийный показ слайдов

- экспериментирование

- танцевальное выступление детей

- элемент театрализации

Все это позволяет углубить знания детей по теме: «Вода», развивать познавательный интерес, любознательность, воображение.

Технические средства:

мультимедийная установка, экран, магнитофон, аудиозапись.

Дидактический материал:

- стилизованный дом

- пособия для опытов: кувшин, банка, корзинка с фартуками, таз с водой, активированный уголь, салфетки, ватные диски, карандаш, бумажные цветы, искусственные цветы, монетка.

Предварительная работа

- непосредственно – образовательная деятельность по теме: «Вода»

- создание в группе мини - музея «Водяное царство»

- просмотр мультимедийной презентации «Вода вокруг нас»

- беседы

- конкурс рисунков совместно с родителями «Водичка, водичка, умой мое личико!»

- конкурс стихов о воде (любое состояние: дождь, туман, снег, роса и т.п.)

- рассматривание альбомов, иллюстративных материалов.

Тема: «В гостях у Почемучки»

Цель: расширить представление детей о свойствах воды, способствовать формированию у детей конкретных представлений о свойствах воды в процессе экспериментирования.

Задачи:

- стимулировать самостоятельное формулирование выводов

- развивать познавательные способности детей, любознательность, воображение

- развивать диалогическую речь

- закреплять знание правил личной гигиены.

Ход:

Воспитатель, дети входят в зал, останавливаются, приветствуют гостей.

Монтаж:

1 ребенок:

Мои силы на исходе,

Так устали сильно ноги!

Воспитатель:

Мы же целый день гуляли,

Запас здоровья пополняли.

Наблюдали, любовались красотой природы

Вот поэтому устали наши с вами ноги!

2 ребенок:

Пить хочу! Уж нету сил, кто бы в гости пригласил!

Воспитатель:

Ну не хнычь, не плачь, дружок!

Есть у нас воды глоток

(дает попить ребенку)

Как сейчас твои дела?

2 ребенок:

Сил водичка мне дала!

Я как будто расцвела!

Воспитатель:

А ведь правда, ребята, вода дает нам силу, заряд бодрости, энергию, она – настоящая волшебница!

(*воспитатель обращает внимание детей на мультимедийный экран, на котором в соответствии с текстом, появляются слайды)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

(планета Земля)

3 ребенок:

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

(слайды: море, океан, вода, капающая из крана)

4 ребенок:

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает

(слайды: сосульки на крыше дома; туман)

5 ребенок:

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

(слайд - кипящий чайник)

Воспитатель:

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

6 ребенок:

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

2 ребенок:

Все – равно я пить хочу!

Дальше больше не пойду.

1 ребенок:

Мне бы тоже отдохнуть,

А потом уж снова в путь!

Воспитатель:

Посмотрите, дом стоит.

Он не заперт?

(все проходят к стилизованному дому, видят, что дверь открыта)

Дети: Нет… открыт!

Хором: тук - тук – тук! – 2 раза

Появляется герой –

Почемучка.

Что я слышу?

Это стук?

Ба! Да гости у меня!

Ребятишкам рад всегда!

Воспитатель:

Как же величать тебя?

Герой:

Почемучка я, друзья!

Почемучкою меня все зовут вокруг.

Даже самый, самый, самый

Самый лучший друг!

Задаю вопросы я:

«Как да почему?»

Потому что обо всем

Очень знать хочу!

Воспитатель:

С радостью ответим мы

На твои вопросы.

Ты нас в дом свой пригласи,

А потом и спросишь!

Почемучка:

Проходите, вас прошу!

Всех водичкой угощу!

(угощает грязной водой)

Воспитатель:

Что ты, что ты, Почемучка!

Ну и выкинул ты штучку!

Воспитатель:

Ребята, какая вода в кувшине?

(ответы)

А разве можно пить грязную воду?

(ответы)

Почемучка:

А почему?

(ответы детей)

Воспитатель:

Посмотри - ка, Почемучка, на наш волшебный экран.

(демонстрируется анимационный мультфильм о вреде грязной воды)

Почемучка:

Вот это да! Вот бы мне волшебную палочку, чтобы превратить грязную воду в кувшине в чистую! Да где ж ее взять?

Создание проблемной ситуации для детей:

Ребята, предположите, как можно грязную воду в чистую превратить?

(предположения детей)

Воспитатель:

А давайте проведем опыт.

(дети и Почемучка помогают)

*Опыт с активированным углем.

(понадобится: активированный уголь, ватные диски, салфетки, кувшин с грязной водой и чистая банка)

*В процессе опыта воспитатель задает вопросы, выясняя знакомые детям с занятий свойства воды:

- мы переливаем воду из одного сосуда в другой. О каком свойстве воды это говорит?

(ответы)

- в баночке вода у нас чистая после фильтрации. Опустим в нее карандаш. Видно ли нам его?

Какое свойство имеет вода?

(ответы)

- А теперь понюхайте и ответьте: есть ли у воды запах?

Вывод: Это еще одно свойство воды

Воспитатель:

А теперь самостоятельно сделайте вывод о том, как мы получили чистую воду.

(ответы)

*Почемучка пытается выпить чистую воду, полученную в процессе опыта

Воспитатель:

Подожди, Почемучка, эту водичку еще нельзя пить, ее сначала следует прокипятить! И вы, ребятишки, помните о том, что  сырую воду необходимо прокипятить!

Почемучка:

Вот так чудо – чудеса!

Вас прошу скорей сюда!

Всем ребяткам по цветочку

От  души я подарю!

Только сжались лепесточки,

Как расправить – не пойму!

(всем дает по бумажному цветочку)

*Создание проблемной ситуации для детей:

Ребята, предположите, как помочь цветам распуститься!

(ответы)

Воспитатель:

А давайте попробуем опустить их в воду. Ведь мы знаем, что вода – настоящая волшебница.

(Опыт: дети опускают бумажные цветы в таз с водой, бумага пропитывается, и лепесточки раскрываются)

Почемучка:

Вот уж, действительно, чудо!

Воспитатель:

А теперь сделайте, ребята, вывод о том, каким еще свойством обладает вода?

(ответы)

Почемучка:

Я понял! Понял! Хоть мои цветочки были и ненастоящие, но, чтобы раскрыться лепесточкам, нужна была водичка!

Воспитатель:

И, конечно же, вода нужна всему живому на земле!

Смотрим на экран!

(слайды:

- человек, пьющий воду

- купающий ребенок

- цветы, деревья

-животные)

Воспитатель:

Вот сколько чудес дарит нам волшебная вода. Ой, смотрите, за окном падают снежинки. С ветром весело танцуют будто балеринки.

Давайте и мы исполним для Почемучки танец снежинок.

(танец детей под музыкальное сопровождение с атрибутами)

Почемучка:

Как красиво! Загляденье!

На вас смотрю я с упоеньем!

Знаю я – снежинки тают,
А у вас – не пропадают.

Почему?

Мне объясните, поскорее подскажите!

(ответы детей)

Почемучка:

Вы – волшебники друзья!

Встрече с вами рад так я!

Чем же я – то удивлю?

Хотите фокус покажу?

(ответы)

*Герой проводит опыт

«Исчезающая монетка»

(дети по просьбе Почемучки ему помогают, произносят «волшебные слова»:

  1. Вот волшебная монета,

Только что была… и нету!

  1. Как монетка провалилась,

Так она и появилась!

Почемучка:

Понравился фокус? Порадовал я вас?

(ответы детей)

А секрет не расскажу! Вот такой я шалунишка.

Почемучка балуется,

Проливает на себя воду из банки.

Почемучка:

Что – то  я развеселился.

Невзначай водой облился!

Воспитатель:

Не волнуйся, не беда!

На помощь мы придем всегда!

Вижу я  у тебя на столе замечательную коробочку, а в ней разные фартучки.

(фартучки из ткани, клеенки)

*Создание для детей проблемной ситуации:

Дети, какой фартук подойдет Почемучке, чтобы его одежда не промокала? Как такой фартук отыскать среди такого множества?

(ответы - предложения)

Попробуем ответить вместе с помощью опыта на поставленные вопросы.

(опыт: дети льют воду на фартуки, а тот, который не впитал воду, отдают Почемучке)

Почемучка:

Вот спасибо! Теперь я буду аккуратнее!

Воспитатель:

Интересно вам было, ребята?

А тебе, Почемучка?

А чтобы наш друг все хорошо запомнил, давайте вместе вспомним и повторим, какие свойства имеет вода, и что нового вы узнали.

(ответы)

Воспитатель:

Молодцы! Вот пришла пора расстаться, грустно нам с тобой прощаться!

Почемучка:

Вы меня с собой возьмите

И немножко подучите!

С вами в детский сад пойду

Знаний много получу!

(все уходят под музыку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ «Как пчёлки переносят пыльцу?»

.Дети второй младшей группы приходят на цветочную поляну, где узнают, как пчёлы переносят пыльцу с цветка на цветок. Дети выполняют эксперимент, закрепляя полученные знания....

Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ во второй младшей группе

Цель: развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:Познание:Учить проводить несложные опыты с водой, правильно обозначать ее словами; развивать тактильные ощу...

Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...

Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности на тему "Путешествие в страну разноцветных бантиков"

Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности на тему "Путешествие в страну разноцветных бантиков"Непосредственно-образовательная деятельность ориентирована на детей 4-5 лет, ос...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования "Волшебный песок"

Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания.  Предложить детям сравнить песок и камушки, обратить вним...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...

Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы « Путешествие на Чукотку»

Конспект по познавательно-речевому развитию в средней группе "Путешествие на Чукотку"...