Развитие диалогической речи в игре
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Мамедова Полина Аркадьевна
Мамедова П.А, воспитатель ГБДОУ детский сад №52 Колпинского района Санкт-Петербурга РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ИГРЕ Диалог - основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими, Неслучайно в Концепции содержания непрерывного образования указывается: в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи», В практике широкое распространение получило представление о диалоге как о вопросно-ответной форме речи, а многие методические пособия ориентируют педагогов на обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них. Анализ литературы между тем показывает: структура диалога наряду с распространенной диалогической парой вопрос - ответ включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как сообщение (информирование, утверждение) - выражение отношения к сообщению; побуждение (просьба, предложение, приказание) - реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения). Их функции в диалоге совершенно иные, чем у вопросов и ответов. Овладеть этими функциями для ребенка не менее важно, чем научиться спрашивать и отвечать на вопросы. К тому же, будучи разновидностью поведения, диалог предполагает выполнение социально обусловленных норм и правил поведения, связанных как с особенностями протекания этой формы речи, так и с культурой взаимоотношений людей. Особенно значимы для диалога правила очередности реплик, поскольку диалог предполагает обмен ими, и тематическое единство высказываний, образующих цепочку взаимосвязанных реплик. Без выполнения данных правил диалог разрушается, поэтому привычку их соблюдения необходимо формировать с дошкольного детства. Наблюдения за детьми выявили недостаточно высокий уровень развития диалогических умений. При наличии желания общаться фиксировались недостатки в использовании как инициативных, так и ответных реплик (реакции детей на обращения); причем наименее усвоенными оказались именно ответные реплики. Например, дети сообщали друг другу о событиях своей жизни, о своих намерениях, размышлениях и т.п., но вместо реакции на свои сообщения получали в ответ сообщения собеседников. Дети слышат друг друга, понимают, кто, о чем говорит, обмениваются высказываниями, но тематически реплики не связываются между собой. Аналогичные факты встречались и в общении детей со взрослыми: дошкольники как будто перехватывали инициативу, оставляя воспринятое сообщение без внимания и сообщая об аналогичном факте из своего опыта. Умение формулировать различные побуждения связано с усвоением средств речевого этикета. Дети, как показывает практика, прибегают к формулам речевого этикета, когда выражают просьбы, но умение вежливо предложить стул, угощение, совместную игру, используя принятые словесные выражения, у многих сформировано недостаточно. Еще реже проявляется умение использовать ответные реплики в таком диалоге, т.е. готовность выполнить просьбу или вежливо отказаться от ее выполнения. Особенно невежливо звучали реакции детей на просьбы сверстников. На побуждения воспитателей дошкольники реагировали более терпимо, однако нежелательные для себя побуждения нередко игнорировали, оставляя их без словесного ответа и без соответствующего действия. Формированию умения задавать вопросы и отвечать на них в детском саду уделяется большее внимание, поэтому здесь дело обстоит лучше: воспитанники старших групп более адекватно реагируют на вопросы взрослых и сверстников, чем на сообщения и побуждения. По итогам наблюдений можно сказать, что дошкольники овладевают диалогической формой общения недостаточно. Почему? В ДОУ в работе по развитию диалогической речи основное внимание уделяется формированию умения задавать вопросы и отвечать на них, а развитию умения ис-пользовать в общении реплики из других диалогических пар, как правило, время не отводится. Анализ процесса развития диалогической речи показал, что в качестве основных методов в ДОУ используются разговоры и беседы воспитателя с детьми. Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов, но они в практике развития диалогической речи детей встречаются редко. Между тем коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в решении данной задачи. Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон. В игре трудности преодолеваются легче и без напряжения. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса: исследования физиологов доказали значимость игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности детей. Выдвигая перед ними содержательные задачи, игра способствует активизации диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу. Особую роль в развитии диалогической речи следует отводить художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Например, читая по ролям потешку про зайца или стихотворения С. Mapшака «Кузнец», Б. Брехта «Зимний разговор через форточку» и др., дошкольники усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение - реакция на побуждение. - Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи! - Отчего не поскакать? Поскачу! - Лапкой, зайка, постучи-постучи! - Отчего не постучать? Постучу! В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворных текстах заимствуют вежливые формы побуждений. - Комары, комары! Вы уж будьте так добры, Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня. - Мы и так к тебе добры, но на то мы комары. А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя. Диалогическое единство вопрос - ответ представлено в потешках («Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.) и во многих стихотворениях (Е. Благинина. «Черемуха»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...», «Отчего ты черен, кот?» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию. Диалогическое единство сообщение - реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях. Тем не менее можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто. «Я знаю, что можно придумать...»; С. Маршак. «Перчатки»; А. Берлов. «Лягушонок»; Н. Сладков. «Разговор лисы и зайца» и др. Интересными для обыгрывания являются и фольклорные миниатюры. Их тонкий юмор раскрывается в ходе подготовки театральных этюдов, и дети с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких произведений. вопрос - ответ - Ты пирог съел? - Нет, не я! - А вкусный был? - Очень. - Где ты, брат Иван? - В горнице. - А что делаешь? - Помогаю Петру. - А Петр что делает? - Да на печи лежит. Сообщение - реакция на сообщение - Уж как сладки гусиные лапки! - А ты едал? - Нет, не едал, а мой дядя видал, как наш барин едал. - Я медведя поймал! - Так веди сюда. - Не идет. - Так сам иди. - Да он меня не пускает. Побуждение - реакция на побуждение - Егор-Егор, укажи свой двор! - А вот мой двор, голубой забор. - Тит, поди молотить. - Брюхо болит. - Тит, поди кисель есть. - Где моя большая ложка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dialogicheskoy_rechi_v_igre.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мамедова П.А, воспитатель

ГБДОУ детский сад  №52 Колпинского района

Санкт-Петербурга

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ИГРЕ

 Диалог - основная форма общения

дошкольников. Он является для них

и речевой практикой, и школой

формирования социальных навыков

и привычек, определяющих характер

взаимодействия с окружающими,

Неслучайно в Концепции содержания

непрерывного образования

указывается: в дошкольном возрасте

«специальное внимание следует уделять

развитию диалогической речи»,

В практике широкое распространение

получило представление о диалоге как

о вопросно-ответной форме речи,

а многие методические пособия

ориентируют педагогов на обучение

детей умению задавать вопросы

и отвечать на них.

         Анализ литературы между тем показывает: структура диалога наряду с распространенной диалогической парой вопрос - ответ включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как сообщение (информирование, утверждение) - выражение отношения к сообщению; побуждение (просьба, предложение, приказание) - реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения).

        Их функции в диалоге совершенно иные, чем у вопросов и ответов. Овладеть этими функциями для ребенка не менее важно, чем научиться спрашивать и отвечать на вопросы. К тому же, будучи разновидностью поведения, диалог предполагает выполнение социально обусловленных норм и правил поведения, связанных как с особенностями протекания этой формы речи, так и с культурой взаимоотношений людей. Особенно значимы для диалога правила очередности реплик, поскольку диалог предполагает обмен ими, и тематическое единство высказываний, образующих цепочку взаимосвязанных реплик. Без выполнения данных правил диалог разрушается, поэтому привычку их соблюдения необходимо формировать с дошкольного детства.

        Наблюдения за детьми выявили недостаточно высокий уровень развития диалогических умений. При наличии желания общаться фиксировались недостатки в использовании как инициативных, так и ответных реплик (реакции детей на обращения); причем наименее усвоенными оказались именно ответные реплики. Например, дети сообщали друг другу о событиях своей жизни, о своих намерениях, размышлениях и т.п., но вместо реакции на свои сообщения получали в ответ сообщения собеседников. Дети слышат друг друга, понимают, кто, о чем говорит, обмениваются высказываниями, но тематически реплики не связываются между собой. Аналогичные факты встречались и в общении детей со взрослыми: дошкольники как будто перехватывали инициативу, оставляя воспринятое сообщение без внимания и сообщая об аналогичном факте из своего опыта.

        Умение формулировать различные побуждения связано с усвоением средств речевого этикета. Дети, как показывает практика, прибегают к формулам речевого этикета, когда выражают просьбы, но умение вежливо предложить стул, угощение, совместную игру, используя принятые словесные выражения, у многих сформировано недостаточно. Еще реже проявляется умение использовать ответные реплики в таком диалоге, т.е. готовность выполнить просьбу или вежливо отказаться от ее выполнения.

        Особенно невежливо звучали реакции детей на просьбы сверстников. На побуждения воспитателей дошкольники реагировали более терпимо, однако нежелательные для себя побуждения нередко игнорировали, оставляя их без словесного ответа и без соответствующего действия.

        Формированию умения задавать вопросы и отвечать на них в детском саду уделяется большее внимание, поэтому здесь дело обстоит лучше: воспитанники старших групп более адекватно реагируют на вопросы взрослых и сверстников, чем на сообщения и побуждения.

        По итогам наблюдений можно сказать, что дошкольники овладевают диалогической формой общения недостаточно. Почему? В ДОУ в работе по развитию диалогической речи  основное внимание уделяется формированию умения задавать вопросы и отвечать на них, а развитию умения ис-пользовать в общении реплики из других диалогических пар, как правило, время не отводится.

        Анализ процесса развития диалогической речи показал, что в качестве основных методов в ДОУ используются разговоры и беседы воспитателя с детьми. Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов, но они в практике развития диалогической речи детей встречаются редко. Между тем коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в решении данной задачи.

Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон.

        В игре трудности преодолеваются легче и без напряжения. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса: исследования физиологов доказали значимость игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности детей. Выдвигая перед ними содержательные задачи, игра способствует активизации диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

        Особую роль в развитии диалогической речи следует отводить художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Например, читая по ролям потешку про зайца или стихотворения С. Mapшака «Кузнец», Б. Брехта «Зимний разговор через форточку» и др., дошкольники усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение - реакция на побуждение.

- Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

- Отчего не поскакать? Поскачу!

- Лапкой, зайка, постучи-постучи!

- Отчего не постучать? Постучу!

        В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворных текстах заимствуют вежливые формы побуждений.

- Комары, комары! Вы уж будьте так добры, Не кусайте вы меня столько раз

средь бела дня.

- Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.

А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

        Диалогическое единство вопрос - ответ представлено в потешках («Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.) и во многих стихотворениях (Е. Благинина. «Черемуха»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...», «Отчего ты черен, кот?» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

        Диалогическое единство сообщение - реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях. Тем не менее можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто. «Я знаю, что можно придумать...»; С. Маршак.

«Перчатки»; А. Берлов. «Лягушонок»; Н. Сладков. «Разговор лисы и зайца» и др.

        Интересными для обыгрывания являются и фольклорные миниатюры. Их тонкий юмор раскрывается в ходе подготовки театральных этюдов, и дети с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких произведений.

вопрос - ответ

- Ты пирог съел?

- Нет, не я!

- А вкусный был?

- Очень.

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

Сообщение - реакция на сообщение

- Уж как сладки гусиные лапки!

- А ты едал?

- Нет, не едал, а мой дядя видал, как наш барин едал.

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда.

- Не идет.

- Так сам иди.

- Да он меня не пускает.

Побуждение - реакция на побуждение

- Егор-Егор, укажи свой двор!

- А вот мой двор, голубой забор.

- Тит, поди молотить.

- Брюхо болит.

- Тит, поди кисель есть.

- Где моя большая ложка?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи в игре (средняя группа)

Игры для развития диологической речи....

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....

Развитие диалогической речи дошкольников. Игры, методы и приемы.

Развитие диалогической речи дошкольников. Игры, методы и приемы....

Развитие диалогической речи через игру.

Консультация для родителей на тему " Развитие диалогической речи детей с помощью дидактических игр"...

Развитие диалогической речи дошкольников. Игры, методы и приемы.

Развитие диалогической речи дошкольников. Игры, методы и приемы....