Развитие диалогической речи дошкольников. Игры, методы и приемы.
учебно-методический материал

Смирнова Светлана Алексеевна

Развитие диалогической речи дошкольников. Игры, методы и приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ « Смольковский детский сад»

Выступление на педагогическом совете

Тема: « Развитие диалогической речи дошкольников.

 Игры, методы и приемы»

                                              Подготовила воспитатель высшей       квалификационной категории

Смирнова Светлана Алексеевна

2019- 2020 учебный год

Диалог является естественной средой развития личности.

 Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет

 к  различного рода искажениям личностного развития,

 росту проблем взаимодействия с окружающими людьми,

 появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться

 в меняющихся жизненных ситуациях.

                            Т.И. Гризик.

Прежде, чем я начну свое сообщение, предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение «Нас с вами что-то объединяет».  ( Бросаю мяч одному из участников  со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность (пол, цвет глаз и т.д.) Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч кому-то другому.)

В процессе  проведенного упражнения мы с вами разговаривали, т.е. вели диалог. Таким образом, можно сделать вывод, диалог – это в первую очередь общение, разговор, беседа, когда беседуют два или несколько партнеров на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому.  

Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок.

 Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Она выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.

В последнее время наметилась тенденция ухудшения речевого общения между людьми и в частности между  детьми. Дети уклоняются, а некоторые и совсем не умеют вести диалог, договариваться между собой. Поэтому овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого развития.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения:

— вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

-поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника;  переспрашивать; излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;  высказываться логично, связно;

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство,  приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

Диалогические единства строятся по определенным схемам:

-вопрос-ответ

-вопрос-ответ-вопрос

-сообщение-вопрос

-сообщение-сообщение

-побуждение-сообщение и т. д.

В ходе обучения детей диалогической речи  можно использовать разнообразные методы, разработанные  советскими педагогами- новаторами. Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьёвой,  А. М. Бородич, В. В. Гербовой и другими.

Методы и приёмы развития диалогической речи дошкольников                           1. Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Метод разговора воспитателя с детьми (неподготовленный диалог) - это наиболее общедоступная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

По мнению Е. И. Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере, и это желание необходимо поддерживать и развивать. Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада.

Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных,  лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-  нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. 

В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит потом в свои взаимоотношения со сверстниками. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? и т. д.). Это могут быть привлекательные игрушки (звучащая, движущаяся, яркие картинки, животные в уголке природы и т. д. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок этого возраста может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки? и др.).

Своеобразный диалог получается, если взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по набору игрушек, по потешке в группах младшего и среднего возраста.                                              Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним (И Коля ходил, подсказывающим вопросом, поощрением.

В более старшем возрасте можно предложить вспомнить свою елку, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними. В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными.

Мотивы педагога и детей часто не совпадают- нет побудительного мотива. Но вот вы перестроили педагогический процесс и ребенок заинтересовался.  Например, детям неинтересно описывать игрушку, которую все видят. Чтобы описание  ее стало интересным, можно использовать такой прием: звери хвалятся, кто из них красивее, у кого наряднее шкура. Давайте расскажем о каждом из них. И ребенок с интересом будет описывать их внешний вид.

Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя  с обращения к детям типа «Сегодня мне пришлось ехать автобусом. И я подумала, а знают ли мои дети, каким видом транспорта можно передвигаться?»

Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества.

Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т. д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование к иллюстрациям, совместная аппликация, конструирование, художественный труд. У дошкольников формируются умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, учатся умению вести разговор.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях, направленных на формирование навыков составления диалога.

2.Основным видом формирования диалогической речи является беседа.

Беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли.

 Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).

При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний.  Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных.

В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом, помогают раскрыть содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям. При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Если же воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. Чтобы беседа была более интересна детям, необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия.

Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации диалогической речи детей.

3. Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

В структуре типичного занятия можно выделить три части. В 1-ой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во 2-ой части проводится беседа о прочитанном, с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. В 3-ей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубление воспринятого.

Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.

 На примере литературных произведений детям старшего возраста уже можно объяснить как это хорошо, уметь разговаривать, вести диалог и поддерживать беседу. Это можно сделать, прочитав рассказ Н. Носова « Телефон». Все вы помните, о чем этот рассказ.

-Объясните, почему у мальчиков не получился разговор? (Они не знали, о чем говорить.)

4. Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.

Особенно важными для развития диалогической речи имеет деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем (прежде всего о социальных отношениях), через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие). Чем ярче и интереснее речь собеседника, тем он больше интересен и в самой игре.

Дидактические игры закрепляют, усвоенные детьми, речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и другие): «Факты», «Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы».

На развитие диалогической речи можно предложить такие игры, как  «СНЕЖНЫЙ КОМ». Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.      

«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОК»

 Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана.

Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Турнир знатоков», «Ты мне — я тебе».

Примерный перечень реплик-обращений и вопросов, используемый в диалогах. Давай познакомимся. Меня зовут Петрушка, а тебя? Где ты живешь?

Игра «Сказочный зверь».

Взрослый  рассказывает о портрете необыкновенного зверя. Зверь этот сказочный, чудесный, небывалый. Он сам придумал этого зверя, и если дети будут правильно задавать вопросы, они тоже смогут представить этого зверя и даже нарисовать его.

Дети задают примерно такие вопросы: на кого он похож? Сколько у него лап? Какой формы у него морда? Есть ли у него шерсть, хвост? Маленький он или большой?

В случае затруднений взрослый подсказывает детям: «Спросите про глаза и шею, лапы и хвост, шерсть и пр.»

Рекомендуется включение в игровую ситуацию диалога с каким-либо сказочным персонажем («Кот Леопольд в гостях у ребят», «К нам приехал Буратино»). В ходе игры педагог даёт указания детям по ведению диалога («Сначала спроси у нашего гостя, как его зовут, затем назови свое имя»). «Расскажи, где ты живёшь, назови свой адрес. Потом можно спросить у гостя, где он живет»). В дальнейшем можно рекомендовать проведение игровых форм работы с усложнением речевых задач; при этом дети упражняются в составлении развернутых ответов на вопросы (например, в игре «Незнайка спрашивает»), а также сами поочерёдно задают вопросы гостю-персонажу сказки, мультфильма и др.

 Для развития диалогической речи полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно. «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», «Садовник» и др. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме…» партнер должен откликнуться до окончания счета «раз, два, три».

Используя подвижные игры, мы  способствуем налаживанию  диалогического общения детей со сверстниками.

Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляют  в себе сюжет. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Опыт участия в организованных театрализованных играх помогает  детям действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога.

Рассмотрим инсценировку сказки  «Курочка-Ряба».

Цель: Усвоить формы диалогических реплик, приучить выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

Жили-были дед и баба. И была у них курочка ряба.

Баба: Курочка, снеси нам яичко.

Таким образом мы видим, что на развитие диалогической речи неоспоримо важную роль играют игры, игровые упражнения, которые можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

ВЫВОД

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и др.). В развитых формах диалог—не просто бытовой ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение.

Большое влияние на развитие речи детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть правильной, выразительной и доступной для восприятия детей. Так же в речи воспитателя должно содержаться много метких выражений, поговорок, стихов, эпитетов.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инновационной технология Бизиковой О.А. "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

Усвоение диалогической речи дошкольниками характеризуется следующими критериями: общительность детей, использование детьми всего набора инициативных реплик (стимулов) и реплик-реакций на них, а также ...

Создание традиционной игровой среды для реализации технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»

Важной для реализации игровой технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» является предметно-развивающая игровая среда. Она должна включать многофункциональный набор эл...

родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Предложить игры для развития диалогической речи....

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи дошкольника

Дошкольный возраст – возрастной этап, ведущим видом деятельности которого является сюжетно-ролевая игра. Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых: водить машину...

Родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

Показать  родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии....

Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»

Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жиз...

Развитие диалогической речи дошкольников. Игры, методы и приемы.

Развитие диалогической речи дошкольников. Игры, методы и приемы....


 

Комментарии

Смирнова Татьяна Вячеславовна

Хороший материал.