Родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Показать  родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для родителей

«Развитие диалогической речи дошкольников в игре»

Задача:

Привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Подобрать игры и упражнения для родителей на развитие у детей диалогической речи через игровую деятельность.

Цель игры:

Педагогические цели:

  • Показать  родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии;
  • Развивать инициативу родителей в проявлении творчества;
  • Способствовать установлению сотрудничества и взаимопонимания между родителями воспитанников и воспитателями группы;
  • Совершенствовать умения убеждать, быстро реагировать на информацию, работать в коллективе.

Игровые цели:

  • Отработать умения пользоваться диалогом как формой общения.

Подготовка: родители сидят на стульях, одна команда друг против друга,

фишки.

Ход

Добрый день уважаемые родители!

Наша встреча сегодня пройдет в форме деловой игры.

Тема игры «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста».

1 вопрос. Что такое диалогическая речь, как вы понимаете?

(высказывание родителей)

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.

Пользуетесь ли вы взрослые диалогической речью? В какой ситуации? (просьба, благодарность, предложение, извинения, приглашение, совет).

Предлагаю Вам разделиться на две команды: Знатоки (эмблема синий кружочек) и Умники (эмблема красный  кружочек).

1 Задание «Речевой этикет»

1 команда будет исполнять роль инициативной стороны речевого этикета

2 команда ответной стороной.

1 команда ПРОСЬБА:                   2 команда

просьба - разрешения                   пожалуйста

можно я..,                                        да, да        

разрешите,                                      ладно

разрешите пожалуйста,                 с удовольствием или нет(все отказы  

                                                         сопровождаются извинением и  

                                                         мотивировкой)

просьба- побуждение                     охотно

пожалуйста,                                      не против

если не трудно,                                 не возражаю

если можно,                                      сейчас  

очень тебя прошу,                            не могу

ты не можешь?                                 Я хотел бы, но

Вы не смогли бы?                            К сожалению

1 команда  БЛАГОДАРНОСТЬ

Спасибо,                                              пожалуйста

Большое спасибо                                не за что

Спасибо Вам (тебе)                            не стоит

Я благодарен Вам                               на здоровье

                                                                      Мне было приятно вам помочь.

       1 команда         ИЗВИНЕНИЯ

       Простите меня                                       пожалуйста

       Простите, извините пожалуйста          ладно, ничего

       Не обижайся (тесь)                                не стоит извинений

       Не сердись(тесь)                                    я не сержусь

       Я виноват(а)                                           ну что вы (ты)  да что вы (ты)

2 вопрос к родителям.

Как Вы думаете, надо ли учить детей пользоваться диалогом, как формой общения?

(высказывания родителей)

А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их разнообразии, а также правилами ведения диалога – как речевыми, так и социальными.

Содержание  задач по развитию диалогической речи условно можно представить в виде трех блоков:

1 «вопрос-ответ»

2 «сообщение – реакция на сообщение»

3 «побуждение – реакция на побуждение»

Вопрос к родителям.

Как будем обогащать речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик?

Ведущая деятельность – это игра.

«Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» Эрих Фрамм

Сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, действительно ли можно развить диалогическую речь через  игру.

 Заимствование готовых диалогических реплик.

(высказывания родителей)

 

Заучивания литературные диалоги и предавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

1 команда Знатоки – выбирают стихи блок «ВОПРОС – ОТВЕТ» («Кисонька мурысонька», «Кисонька», «Волк и лиса», «Хозяйка и кот», «Зачем», «Еж», Заяц», «Лягушкины покупки», «Здравствуй, киса»)

2 команда Умники – выбирает стихи блок «СООБЩЕНИЕ – РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ» («Разговор зайца и лисы», «Лягушонок», «Мышь и крыса», «Спор животных», «Хочу быть слоненком», «Знакомство», «Тетерев и лиса», «Перчатки», «Егорушка»)

Команды готовятся, затем зачитывают названия стихов. Предложить разыграть одно из стихотворений.

Вывод: Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также и в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единицы.

1 команда вспомнит игры с детства «ВОПРОС – ОТВЕТ» («Фанты», «Почта», «Король», «Краски»)

2 команда вспомнит игры с детства «СООБЩЕНИЕ -  РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ» («Садовник», «Колпачок» «А мы просо сеяли», «Как у тетушки Арины»)

Словесные игры без готовых текстов. («Да-нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Ты мне я тебе»)

Предложить поиграть в игру «Да - нет» (между командами)

Цель: Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал: Семь, восемь предметов различного назначения – игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Вывод: Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей. Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Внедрение инновационной технология Бизиковой О.А. "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

Усвоение диалогической речи дошкольниками характеризуется следующими критериями: общительность детей, использование детьми всего набора инициативных реплик (стимулов) и реплик-реакций на них, а также ...

Создание традиционной игровой среды для реализации технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»

Важной для реализации игровой технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» является предметно-развивающая игровая среда. Она должна включать многофункциональный набор эл...

родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Предложить игры для развития диалогической речи....

Родительское собрание в форме игрового практикума «Развиваем пальчики, или Игры с кинетическим песком»

Данное родительское собрание направлено на возможность получения родителями информационно-практической помощи по использованию песочной терапии в речевом развитии детей, знакомство с играми на песке, ...

Развитие диалогической речи дошкольников в игре

quot;Развивающий диалог».В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как со-беседники, со-тр...