картотека речевых игр
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Высокос Елена Павловна
Картотека речевых игр для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_no3.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №3

Картотека речевых игр для детей старшей группы

1. «Вежливые слова»

Цель: Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

2. «Подарок на всех»

Цель: Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Ход: Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

3. «Волшебный букет цветов»

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Материал: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Ход: Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

4. «Без маски»

Цель: Развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Ход: Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам. Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»;

«Особенно мне не нравится, когда…»;

«Однажды меня очень напугало то, что…»;

«Помню случай, когда мне стало стыдно. Я…»

5. «Радио»

Цель: Создания положительного настроя и внимательного отношение друг  к другу.

Ход: Дети садятся в круг. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать  имя этого ребёнка.                               

6. «Что случилось?»

Цель: Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью речи.

Материал: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок,  обиженный пингвин, удивленный филин.

Ход: Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики». Воспитатель предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:

  • Кто это?
  • Какое у него настроение?
  • Какие чувства (эмоции) он испытывает?
  • Почему? Что с ним случилось?
  • Что ты ему посоветуешь?

«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

7. «Эхо»

Цель: Развивать слуховое восприятие и память.

Ход: Первый вариант. Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.

Второй вариант. Воспитатель разделяет детей на две команды. Одна из команд – «выдумщики», другая – «эхо». Команда «выдумщиков» советуется и решает, кто и какое слово назовет по определенной теме. Затем игроки этой команды поочередно произносят задуманные слова и спрашивают команду «эхо»: «Какое слово сказал Витя (Коля и т.д.)? Команда «эхо» должна дружно отвечать на вопросы команды –соперницы. Затем команды меняются местами, игра возобновляется.

8. «Что было бы, если бы я …»

Цель: Развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности.

Ход: Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Воспитатель говорит: -  Ребята, представьте, что вы встретились с Феей и она рассказала, что может превратить вас в кого бы вы ни пожелали , но только если вы объясните свой выбор. Варианты ответов детей:

артистом, то сыграл бы роль…

художником, то нарисовал бы…

если бы я был:                воспитателем, то…

цветком, то радовал бы….

животным, я бы…

9. «Но зато я…..»

Цель: Умение отстаивать сою позицию, видеть положительное в окружающем.

Материал: мяч.

Ход: Участники становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Ребенок, бросивший мяч , говорит какую –либо фразу о себе, которая начинается словами: «Я не …». Ребенок, получивший мяч, должен ответить, начиная со слов: «Но зато я…». Например:  

Я не забываю чистить зубы по вечерам.

Но зато я, мою руки перед едой.

10. Диалоги.

Цель: Умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами.

Ход:  Участники разбиваются на пары. Воспитатель предлагает каждой паре побеседовать на тему «Мое любимое время года» («Лучший день» «День рождения» и др.) и запомнить, о чем рассказал партнер. В течение 3 -5 минут участники общаются. Затем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети меняются парами. Им дается второе задание – рассказать друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников.

11. «Ты мне нравишься»

Цель: Развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Материал: клубок цветной шерсти.

Ход: Дети садятся в общий круг. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)». Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно. Дальнейшее обсуждение:

  • Легко ли говорить приятные вещи другим детям?
  • Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?
  • Дружные ли дети в группе?
  • Почему каждый ребенок достоин любви?
  • Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

12. «Общие темы»

Цель: Развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции, развитие умения сотрудничать.

Ход: Воспитатель даёт задание присутствующим найти «себе подобных». Например, найти человека с таким же цветом глаз, как у тебя; определить у кого из участников день рождения в то же время года, что и твой, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»

В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...