«Связь речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата»
консультация по теме

Кубасова Юлия Константиновна

Родительское собрание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit.sobranie.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Связь речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата»

                               

И. П. Павлов  

"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а

умелые руки снова способствуют развитию мозга” 

И.Кант:

 «Рука – выдвинутый вперед мозг человека»

В.П.Сухомлинский:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

    Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

   У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

О связи умственных способностей, речи и мелкой моторики руки известно давно. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Мы все помним, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

 В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

    Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

 Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

 Например, ребенка просят показать 1,2,3 пальчика. Дети, которым удается изолировать движения пальцев – говорящие дети. 

 У не говорящих детей напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, или напротив, они вялые и не делают изолированных движений.

 До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и  мышление будет замедленное, т.к. мышление тоже тесно связано с речью и зависит от нее.

         

        Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

                         Почему это так?

 Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга, п.э развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи.

       Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

 Кроме того доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.

 Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности мозга.

        

 Задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.  

                                               

       Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть "как работают руки, так работает голова”

    Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

       Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

       В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца.    Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием "пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

       Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.

       Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть "активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Регулярные занятия в системе будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

   Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

   подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

   развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

  стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

  научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;

  ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

 Необходимо помнить два важных правила.

первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

  Таким образом, чем раньше родители уделят внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данная статья для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, родителей, для всех, кто заинтересован в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. В ней раскрывается актуальность данно...

Методическая разработка . Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. На прогулку в сад фруктовый.

В презентации вы познакомитесь с рекомендациями по проведению упражнений  артикуляционной гимнастики. Используя презентацию, вы сможете в сказочной форме  сделать с детьми артикуляционную ги...

Методическая разработка. Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приключение Язычка в осеннем лесу.

Артикуляционная гимнастика в игровой, сказочной форме закрепит знания по лексической теме "Дикие животные".  Презентация  может быть  использована не только педагогами, но и родителями....

"Применение биоэнергопластики в подготовке артикуляционного аппарата детей с общим недоразвитием речи к постановке звуков"

Познакомить участников мастер-класса  с технологией применения упражнений биоэнергопластики в работе с дошкольниками....

Консультация для воспитателей на тему: "Коррекционно-развивающие занятия с применением технологии биоэнергопластики для формирования мелкой моторной деятельности и артикуляционного праксиса у детей с различными нарушениями речи"

   Ежедневные занятия  артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных у...

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.

Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением  дидактического материала....