Развитие связной речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Фомина Елена Анатольевна

Картотека игр для развития диалогической речи. Образцы монологических высказываний.  Конспекты НОД по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1. Развитие связной речи (диалогической и монологической).

Картотека игр составлена для старшей группы.

  1. Вырабатывать активную диалогическую позицию в общении со сверстниками (активная коммуникативная позиция).

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНАЯ ИГРА «ГДЕ ЧТО РАСТЕТ?»

Цель: развивать диалогическую речь и активизировать словарь.

Игровое правило: Играют от 2 до 6 человек. Следует закрыть картинки игровых полей маленькими карточками с предметами (яблоко-дерево, помидор-грядка и т.д.)

Ход игры.  Воспитатель выбирает одного ведущего. Детям раздаются карточки с игровыми  полями. Ведущий спрашивает, показывая картинку: «Где это растет?» Ребенок находит у себя соответствующее поле, дает ответ и забирает карточку с предметом себе. Выигрывает тот, кто закрыл все игровые поля.

ИГРА «ГДЕ МЫ БЫЛИ?»

Цель: развивать диалогическую речь, умение договариваться между собой.

Игровое правило: Дети в парах выбирают животное для себя и напарника. Договариваются между собой, кто кем будет.

Ход игры.  Воспитатель выбирает одного ведущего, тот спрашивает у пары: «Где вы были?» Дети: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.» Пара детей изображают животное, а другие дети угадывают его.

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель: развивать диалогическую речь, устанавливать причинно-следственные связи.

Игровое правило: Играют дети в парах. Следует договорится, обсудить правильный ответ, объяснить, почему ты так считаешь.

Ход игры.  Воспитатель раздает парам играющих детей карточки, на которых изображены 4 предмета, четвертый лишний (Например, тарелка, половник, кружка, кровать; вертолет, дельтаплан, поезд,  самолет). Дети выделяют лишний. Выигрывает та пара, которая быстрее всего справится с предложенным заданием.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИГРА «ПОСЛОВИЦЫ-ПОМОЩНИЦЫ»

Цель: умение вежливо договариваться друг с другом, используя активную диалогическую позицию.

Ход игры: Педагог читает детям пословицу: «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам». Дети делятся на группы и получают от воспитателя по яблоку. Каждая группа должна разделить своё яблоко поровну на всех членов группы.

    Попросить детей перечислить всё, чем они когда-либо делились со своими друзьями. Все перечисленное детьми записывается на доске. Затем воспитанникам раздаются карточки с рисунками людей разных профессий, и педагог просит их рассказать, чем представители этих профессий могут поделиться с людьми.

  1. Приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?»

Цель: развивать диалогическую речь и активизировать словарь.

Игровое правило: Кто больше добавит слов к моему слову?

Ход игры.  Воспитатель: Дети, будем играть в «Кто больше?». Я говорю: «Повар готовит обед». А вы должны сказать: «Повар готовит завтрак (ужин, полдник)»; «Повар варит компот (жарит рыбу, тушит мясо и т.д.)». Выиграет тот, после кого никто ничего уже не сможет добавить.

Предложения-высказывания могут быть на темы о труде дворника, няни, электрика, слесаря, воспитателя и других работников детского сада.

ЗАДАНИЕ «РАССКАЖИ МНЕ О НЕЙ…»

Цель: выявление умений у ребёнка задавать вопросы в ходе разговора.

Описание методики: ребёнку показывается сюжетная картинка, и задаются вопросы по её содержанию:

«Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».

Ребенок учится формулировать и задавать вопросы.

ИГРА «НЕВПОПАД»

Цель: развивать умение слушать и понимать собеседника, строить ответ.

Игровое правило: Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Если ребёнок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

Ход игры.  Воспитатель выбирает одного ведущего. От задает вопросы, например:

1.Чем похожи заяц и бурый медведь? Ответом может быть: «В лесу живут разные животные».

2. Как вы узнаете, что пришла весна? Ответом может быть: «Недавно выпал первый снег.»

3. Когда заходит солнце? Ответом может быть: «Утром» и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗАГАДКИ»

Цель: развивать диалогическую речь, строить ответ в соответствии с услышанным.

Игровое правило: Ведущий загадывает предмет, находящийся в группе.

Ход игры.  Воспитатель договаривается с кем-то из детей, о чём они будут загадывать загадку. Ведение диалога:

- Маша, где находится эта вещь? (на полке у окна)

- Какой она величины? (маленькая)

- Из чего она сделана? (из дерева)

- Как она служит? (С ней играют). И т.д.

Когда воспитатель и ведущий определили предмет, вопросы ведущему задают дети до тех пор, пока не будет найден ответ.

  1. Работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ).

«РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ»

Цель: выявить умения ребёнка самому вступать в диалог, используя формы речевого этикета (приветствие, просьба).

Описание методики: ситуация: Ты пришёл в детский сад, встретил воспитательницу. Как ты её будешь приветствовать? ситуация: Ты хочешь взять свою любимую игрушку, она высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью? Дети высказывают своё мнение, педагог задают вопросы.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «БРАТЦЫ»

Цель: создать радостное настроение, воспитывать взаимное уважение, развивать диалогическую речь.
Ход задания: Воспитатель просит детей, сидящих на стульчиках, расправить ладошку, четыре пальца согнуты, большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая по очереди за палец, ребенок распрямляет его и вновь сгибает:

Воспитатель: - Братец, принеси дрова!

Соня: - Заболела голова!

Воспитатель: - Средний, ты наколешь дров?

Костя: - Я сегодня не здоров!

Воспитатель: - Ну, а ты затопишь печку?

Рома: - Ох, болит моё сердечко.

Воспитатель: - Ты, меньшой, свари обед!

Маша: - У меня силёнок нет!

Воспитатель: - Что же, сделаю всё сам. Но обеда вам не дам! Голодать готовы?

Хором дети: - Мы уже здоровы!

ИГРА «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?»

Цель: обращать внимание детей на то, что добрые чувства, поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу, любовь; уточнить, что добро противостоит злу, ссорам, лжи, зависти; развивать положительные эмоции; корректировать нежелательные черты характера; воспитывать желание совершать хорошие поступки; развивать связную речь.
Игровое правило: узнать по картинкам, что такое хорошо, что такое плохо. отгадывание по картинкам, хороший или плохой поступок; сравнивание поступков; разложить разрезные картинки.
Ход игры: Дети рассматривают и сравнивают картинки плохих и хороших поступков. Объясняют, чем поступок плох, чем хорош.
Разрезные картинки раздаются детям по несколько штук. Дети раскладывают картинки на плохие и хорошие поступки, объясняя при этом, какой этот поступок.
Выигрывает тот ребёнок, который точнее и правильнее объяснит тот или иной поступок на картинке.

ИГРА С МЯЧОМ «ЛОВИ, БРОСАЙ – ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА НАЗЫВАЙ»


Цель: подбор вежливых слов. Развитие воображения у детей, речи

 Ход игры: Дети встают по кругу. взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит ситуацию, где может быть использовано вежливое слово (например, когда просыпаются, говорят… доброе утро! Когда вы приходите утром в сад, говорите… здравствуйте и т.п.) а ребёнок, возвращая мяч, называет вежливое слово, подходящее к данной ситуации. Выигрывает тот, кто больше всех сказал вежливые слова, подходящие к ситуации.

4) Отрабатывать умение вежливо и тактично вести диалог со взрослыми и другими детьми.

ЗАДАНИЕ «ДО СВИДАНИЕ, ЛЕТО»

Цель: создать радостное настроение, воспитывать взаимное уважение, развивать диалогическую речь
Ход задания: Воспитатель читает стихотворение:
Ярко солнце светит,                 По лугу пестреют яркие цветы,
В воздухе тепло.                       Золотом облиты темные листы.
И куда не взглянешь —           Дремлет лес, ни звука, лист не шелестит, 
Все кругом светло.                   Только жаворонок в воздухе звенит.
(И.Суриков) 
Задает вопросы детям:

- О каком времени года идет речь в этом стихотворении? Расскажите, вам нравится лето? Чем? Почему?
- Скажите, ребята, лето какое? (Дети называют прилагательные: теплое, жаркое, веселое, доброе, яркое, разноцветное, цветочное, грибное, ягодное, урожайное, светлое, дождливое, солнечное...)

- Что можно делать летом? (Дети перечисляют глаголы — кто больше: отдыхать, загорать, купаться, собирать ягоды, грибы, плавать, рыбачить, путешествовать...)

- Чтобы получше вспомнить лето, мы с вами на большом зеленом листе выложим летний пейзаж, из заранее заготовленных вами дома фигурок. Кто из вас знает, что такое пейзаж?
Во время работы можно включить любую муз.запись — например, П.И.Чайковского «Времена года». 
Дети раскладывают на зеленом листе ватмана вырезанные из цветной бумаги деревья, цветы, грибы, тучи, солнце, речку, домик, девочку и мальчика, елки, ягоды, небо, пчел, птиц...
Воспитатель Этот пейзаж мы повесим в группе. В осенние или зимние деньки, когда заскучаем о солнце и тепле мы посмотрим на наш летний пейзаж и на сердце у нас станет теплее.

ИГРА «ДА-НЕТ»

Цель: на примере данного стихотворения показать детям, как от поведения, намерений, отношения любого человека к другим людям зависит их отношение к нему, развивать диалогическую речь.

Ход игры: Педагог: сегодня мы с вами поиграем в новую игру. Называется она «Да и нет». На вопросы нужно отвечать только да или нет. Отвечайте быстро. Будьте внимательны.

Любят дети утром рано

Глазки мыть водой из крана? (Да)

Моют детки носик чисто? (Да)

Ну, а зубы любят чистить? (Да)

А капризничать, кричать? (Нет)

Лечь в ботинках на кровать? (Нет)

Любят собирать игрушки? (Да)

Прыгать на своей подушке? (Нет)

Сказки с мамою читать? (Да)

Листики у книжки рвать? (Нет)

Маму слушаться всегда? (Да)

Плакать громко иногда? (Нет)

Любят песни слушать ушки? (Да)

Клим играет целый день,

А сложить игрушки лень.

Дети, дайте мне ответ,

Хорошо ли это? (Нет)

Время в садик собираться,

Клим не хочет одеваться.

Дети, дайте мне ответ,

Хорошо ли это? (Нет)

Маша маме помогает,

Пыль в квартире вытирает.

Поступайте так всегда.

Хорошо ли это? (Да)

В парке Ирочка гуляет,

Ветки дерева ломает.

Нужно делать так всегда?

Хорошо ли это? (Нет)

Оля Мурке, своей кошке,

Варит кашу, моет ножки.

Оля трудится всегда.

Дети, дайте мне ответ,

Хорошо ли это? (Да)

Заболела мама Люды,

Людочка шуметь не будет,

Тихо посидит она.

Хорошо ли это? (Да)

Педагог: За внимательность и правильные ответы получите приз.

ИГРА-БЕСЕДА «УМЕЮ ЛИ Я МИРИТЬСЯ?»

Цель: - развитие игровой деятельности детей;  приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм).

Ход задания: Воспитатель показывает детям картинку (можно и другие по теме)

K:\Дошкольное образование\frend1.thumb_main.jpg

Задаёт по иллюстрации вопросы:

Почему поссорились друзья? В каком они настроении? Откуда видно, что дети расстроены? Какие чувства испытывают в момент ссор мальчик и девочка: стыд, злость, вину, обиду? Какой может быть выход из ссоры? Кто должен подойти первым? Какие способы примирения используете вы? А как помирились эти дети?

Дети проигрывают ситуации примирения, используя диалогическую речь.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИГРА «ГАЗЕТА»

Цель: умение вежливо договариваться друг с другом, используя диалогическую речь.

Игровое правило: уместиться на газете, не выходя за её границы.

Ход игры: Педагог: сегодня мы с вами поиграем в игру. Выходят четверо детей. На пол кладется развернутая газета. На неё должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газетный лист складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней не могут уместиться четверо (для этого надо договориться, как это сделать, обняться). Дети, справившись с заданием, получают призы.

5) Отрабатывать диалог в театрально-игровой деятельности, в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и др.)

ИГРА «УЗНАЙ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

 Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; воспитывать наблюдательность, активное запоминание; развивать диалогическую речь и активизировать словарь.

Игровое правило. Называют изменения в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка.

Игровые действия. Перестановка за ширмой предметов так, чтобы дети не видели; отгадывание с использованием кукольного персонажа. 

Ход игры.  В игре используется кукольный персонаж Петрушка. Веселый и озорной, он все время что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки. - Дети, к нам в гости пришел Петрушка хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Петрушка, расскажи детям!- начинает игру воспитатель. Петрушка появляется из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя. 

- Дети, сейчас мы будем с вами играть,- говорит Петрушка.

- Я принес сюда игрушки: матрешку, пирамидку и куклу Машу. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Маша? Посередине стола. - А пирамидка? - Справа от нее,- отвечают дети. - А как можно сказать, где стоит матрешка? - Она стоит слева от Маши. - Запомнили, где стоят игрушки? Вова, скажи, где стоит - Матрешка? - Она стоит слева от Маши. - Правильно. А где стоит пирамидка? Правильно. А кукла Маша межу ними. Так, ребята? А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо? Воспитатель закрывает ширмочкой свой стол делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади нее оказались рядом пирамидка и матрешка. Петрушка обращается к детям: -Что изменилось здесь? Где стоит сейчас Маша? Отвечать будет только тот, кого  я назову. Будьте готовы! Вова, скажи, где стоит сейчас Маша? - Она стоит впереди. - А матрешка с пирамидкой где? Скажи, Оля! - Они стоят сзади куклы Маши. - Правильно, ребята. А сейчас я опять что-то  переставлю, и вы отгадаете.  Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана. Петрушка говорит; - А сейчас кто назовет, что изменилось? Что я переставил? Дети недоумевают: - Ничего не переставил. - Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше, говорит Петрушка. Дети повторяют:  - Они так и стояли: Маша впереди, а матрешка и пирамидка сзади. Петрушка за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает с боку, а пирамидка с матрешкой остаются  по середине стола. Дети отгадывают, называют слова сбоку, посередине, слева. Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения ориентироваться в пространстве. Петрушка повышает интерес к выполнению правила: отгадать изменение в расположении игрушек, помочь ему найти нужную игрушку. Усложняя игру, воспитатель увеличивает количество игрушек, а также усложняет правила игры: рассказать обо всех изменениях, которые произошли с игрушками (в одежде, положении рук, ног куклы, величине пирамидки, матрешки и др.).

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «СПАСАТЕЛИ»

Программные задачи

Методы и содержание работы воспитателя с детьми

Атрибуты

--Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств.

-Обучать  детей реализовывать и развивать сюжет игры.

 -Формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

-Раскрыть смысл деятельности спасателя.

-Формировать умение творчески развивать сюжет игры.

- Воспитывать уважения к профессии спасателя.

- Учить отражать в игре яркие впечатления окружающей жизни, развивать ролевое взаимодействие, образное мышление, представления детей о профессии пожарного, спасателя, врача. Воспитывать чувство личной безопасности, умение действовать в различных жизненных ситуациях.

1. Беседа «Что такое служба спасения», рассматривание фотографий «Пожарной части».

2. Рассматривание иллюстраций, отражающих опасные ситуации.

3. Распределение игровых ролей: диспетчер, спасатели-врачи, спасатели-пожарные, милиция.

4. Просить детей найти необходимые предметы для осуществления игрового действия.

3. В ходе игры знакомим детей с правилами игры.

4. Стремиться вовлекать детей в игру.

телефоны, огнетушители, ведра, бачки, иллюстрации, отражающие опасные ситуации, домики-стульчики, названия улиц, № дома, чемоданчик врача, специальная одежда спасателей.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КРАСКИ»

Цель: обучение детей основным видам движения (ходьба, бег, прыжки), развитие воображения у детей, развитие диалогической речи

Игровое правило. Из играющих детей выбираются двое: «продавец» и «покупатель». Остальные дети — «краски».

Ход игры  На противоположных концах игровой площадки (примерно на расстоянии 10 м) проводятся две линии: за Первой — «магазин продавца», а за второй — «дом покупателя».

«Покупатель» отходит в сторону. Дети - «краски» садятся на стульчики (скамейку и т. п.) и называют «продавцу» цвет той краски, какой каждый из них хочет быть. «Продавец» запоминает, какого цвета краски у него в лавке.

Затем приходит «покупатель» и говорит:

«Стук, стук!..»
«Кто там?» — спрашивает «продавец».
«Покупатель» называет свое имя.
«Зачем пришел?» — спрашивает «продавец».
«За краской».
«За какой?»
«За красной (синий, голубой и т. д.).»

«Покупатель» может назвать любой цвет, но только один. Если такая «краска» есть в лавке, то «продавец» называет цену (в пределах десяти) и протягивает руку ладонью вверх. «Покупатель» столько раз ударяет своей ладонью по его, считая вслух, с последним ударом «краска» вскакивает с места и убегает. «Покупатель» должен догнать «краску» и коснуться ее рукой. «Краска» не может убегать за границы игрового поля. Пойманную «краску» «покупатель» отводит в угол (в свой «домик») и снова возвращается к продавцу за другой краской.

Если названного цвета краски у «продавца» нет, то он говорит покупателю: «Скачи на одной ножке по красной (синей и т. д.) дорожке!..»

«Покупатель» скачет до условленного в начале игры места или до своего дома на одной ноге и снова возвращается к «продавцу». Игра продолжается до тех пор, пока не будут куплены у «продавца» все краски.

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ «ИДЕТ КИСОНЬКА ИЗ КУХНИ»

Цель: развитие игрового поведения, способности творчески относиться к делу, умение общаться со сверстниками

Игровое правило. Слова песни «Идёт кисонька из кухни»  нужно выучить заранее, выбрать кисоньку.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Из-за дверей выходит ребёнок, выполняющий роль кисоньки. На нём передничек, на шее – бантик.

Кисонька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слёзы.

Дети:

«Идет кисонька из кухни,

У ней глазоньки опухли.

О чём, кисонька, ты плачешь?»

Киска останавливается и плача отвечает детям:

«Повар пеночку слизал

И на кисоньку сказал: «Брысь!»»

Воспитатель и дети её утешают, гладят, угощают молочком …

3. Образцы монологических высказываний (описание предмета, игрушки, человека, помещения, картины по восприятию, по памяти и по воображению; повествовательные рассказы по картине, из опыта, творческие; монологи-рассуждения по картине, об игрушке, при отгадывании загадки, мотивировки своего мнения).

Описание предмета – вазы

На столе в приёмной группы стояла ваза. Она белого цвета, украшена большими голубыми цветами с зелеными листьями. Ваза квадратной формы. Сделана из стекла. В вазу можно поставить красивые цветы, сделанные своими руками или купленные в магазине. Вазу можно рассматривать, любоваться её красотой.

Описание игрушки - самолета

Родители мне подарили самолет. Большой пластиковый. Он белого цвета, на крыльях нарисованы синие полоски и яркие красные звездочки. В кабине летчик. К самолету есть радиоуправляемый пульт, который позволяет игрушке летать. Играть с самолетом - одно удовольствие.

Описание бабушки

В детском саду воспитатель попросила на утренник, посвященный 8 Марта, пригласить бабушку. Зовут ее Татьяна Ивановна. Она живет с нами. Моя бабушка - самая лучшая, самая нежная, самая заботливая. Ей пятьдесят восемь лет. Она очень красивая. Зеленые глаза, мягкие коричневые волосы, добрая улыбка на лице делают ее еще красивее. Всю жизнь бабушка работала в колхозе. Чем она только не занималась! Особенно тяжело было в военные годы. Бабушка со слезами на глазах рассказывала о тех временах. Бабушкины руки добрые, нежные и заботливые. Все она умеет делать.

Умеет наша бабушка

Нам варежки вязать.

И сказку интересную

Нам может рассказать.

У нее трепетное и чуткое сердце. Она понимает всех. Люди очень любят и уважают бабушку, часто приглашают в гости. Бабушка очень вкусно готовит, она вяжет, а еще учит своих внуков доброте.

Я обожаю свою бабулю. Каждый раз ко дню её рождения и 8 Марта я  готовлю ей подарки своими руками. Я хочу, чтобы бабушка жила еще долго - долго, не болела и радовалась жизни.

Описание групповой комнаты детского сада (помещения)

Каждое утро в детский сад приходят дети. Их любимым местом является групповая комната. Она  предназначена для игр и занятий. Одновременно служит и столовой. Это просторная комната с большими и светлыми окнами. Стены окрашены в спокойный и нежный голубой цвет. Групповая в детском саду имеет квадратную форму. Потолок в ней высокий. На нем прикреплены светильники дневного света, дарящие уют в пасмурные дни. Окна прикрыты легкими занавесками белого цвета, пропускающими яркие солнечные лучи.

Настоящим украшением групповой комнаты служат растения. Горшочки с ними стоят на специальной полке. Нарядный вид комнате придают висящие на стене картины – подарок родителей группе.

Самое привлекательное для мальчишек и девчонок – детские игрушки. Они хранятся в стенных шкафах и тумбочках. Самые большие игрушки (куклы) стоят на мягком большом ковре, который находится в игровой зоне помещения. Здесь же расположен и небольшой диванчик. Он предназначен для воспитательницы. Удобно устроившись в нем, она читает детям интересные сказки.

В той части групповой комнаты, где дети кушают, стоят стульчики и столики. Здесь же проводятся занятия по лепке из пластилина и рисованию. Дети с радостью идут утром в сад. Им нравится их групповая комната, в которой интересно не только играть, но и заниматься, познавая вместе с воспитателем окружающий мир. 

Описание картины по восприятию (старшая группа)

K:\Дошкольное образование\развитие речи детей\Задание 1 Фомина\osen31.jpg

     На доске передо мной висит картина. Я дала бы ей название «Осень». Настроение этой картины печальное, потому что идёт дождь. Природа готовится к зиме. Кое-где на деревьях видны зеленые листочки, но на землю падают желтые. Небо затянуто дождевыми облаками.

По дорожке парка идут дети: мальчик и девочка. Девочка одета в красное пальто и красные резиновые сапожки. Она от дождя прячется под зонтом. Ей грустно. Но мальчику нравится такая погода. Он не боится промокнуть. Очень весело топать по лужам и играть в мяч! Осень – красивое время года. Поэты и художники посвящали осени свои стихи и картины, помогая раскрыть эту пору года, во всех ее великолепных красках.

Описание картины по памяти и воображению

K:\Дошкольное образование\развитие речи детей\Задание 1 Фомина\hello_html_35e27d70.jpg

Предварительное прочтение сказки «Гуси-лебеди» и рассматривание иллюстраций с детьми старшей группы.

На картинке были нарисованы сестрица Аленушка и братец Иванушка. Они спрятались под высоким бережком от птиц. Злые гуси-лебеди хотели схватить детей и унести к Баба-Яге. Брату и сестре помогла речка-кисельные берега. Она предложила детям поесть её простого киселька, а потом укрыла их.

Повествовательный рассказ по  сюжетным картинкам

K:\Дошкольное образование\развитие речи детей\Задание 1 Фомина\93410940_Risunok__9_.jpg

Предварительная беседа с детьми по следующим вопросам:

- Про кого будем составлять рассказ?

- Какая была гусеница и как её звали?

- Чем гусеница занималась летом?

- Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?

- Что гусеница сделала с яблоком?

- Почему гусеница решила остаться в яблоке?

- Что гусеница смастерила в новом жилище?

Домик для гусеницы.


Жила-поживала одна молодая зеленая гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было, и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что Настя не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик!


Повествовательный рассказ из опыта

Мой лучший выходной день.

В субботу мы всей семьёй: мама, папа, младший братишка Коля и я поехали на турбазу «Татра». День был солнечный, шел небольшой снежок. Мы с папой взяли напрокат лыжи, а мама с Колей санки. Я долго пытался справится с застежками на лыжах, но папа мне помог. На трассе было много людей, но они не мешали нам любоваться лесом, одетым в пушистые белые одеяния. Снег искрился на солнце и это придавало лесу какое-то волшебство. Как нам было весело, когда мы с папой забирались на горки. Я все время падал и съезжал вниз, а папа подавал мне лыжную палку и тянул вверх на буксире. Потом мы катились с ветерком и в конце горки пытались устоять на лыжах. Это не всегда получилось, и мы оказывались в сугробе. Так незаметно пролетело время нашего проката и надо было возвращаться к базе. Когда мы доехали, нас уже ждали мама с Колей, которые катались с горы на санках. Они стояли веселые и приветливо нам улыбались. Мы зашли в домик, сдали инвентарь, попили чай и поехали домой. Я поблагодарил своих родителей за этот чудесный выходной день и сказал, что еще бы хотел так отдохнуть всей семьёй.

Творческий повествовательный рассказ

Приключения динозаврика Рекса.

В стародавние времена на острове жил-был маленький динозаврик по имени Рекс. Он потерял своих родителей. Как же без них жить дальше? Отправился Рекс на поиски.

Идет динозаврик и видит лягушку, которая застряла под камнем и жалобно квакает. Освободил её Рекс, а лягушка указала ему, где могут быть родители. Побежал наш герой дальше.

Видит на земле гнездо с птенцами. Малыши пищат и просят о помощи. Динозаврик поднял гнездо, влез на дерево и положил на место. Увидела орлица (мама птенцов), что Рекс помог её деткам и решила отблагодарить, подарив ему волшебный ключик.

Отправился наш смельчак дальше. Услышал из-под земли странные звуки и понял, что это его родители. Но как их достать? Стал он ползать по земле в поисках норы. Рекс увидел маленькую дверку, которую пытался открыть. Но она не поддавалась. Тогда он вспомнил о волшебном ключе, который помог ему открыть ловушку. Родители обрадовались своему спасению и поблагодарили сына. Стали они жить поживать в добром здравии.

Монолог-рассуждение об игрушке

«Моя любимая игрушка - собачка. Её зовут Тузик. У него глаза чёрненькие. Красненький, длинный язычок, ушки коричневого цвета. Играю как с настоящей собакой. Я с ней сплю. Она меня очень любит. Я же за ней ухаживаю: расчесываю, снимаю на ночь ремешок. Она меня никогда не укусит, потому что она игрушечная. Люблю её ещё за то, что мама мне подарила её на новый год».

Монолог-рассуждение при отгадывании загадки

Загадка:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же мне без хруста,

Если я …. (капуста) .

  1. Как она называется?
  2. Это фрукт или овощ?
  3. Где он растет?
  4. Какой он по форме?
  5. Какой он по цвету?
  6. Какой он на ощупь?
  7. Какой он на вкус?
  8. Что из него можно приготовить?

Капуста – это овощ, растет на грядке. По форме – капуста круглая, кудрявая, по цвету зеленая. На ощупь –твердая. На вкус – капуста сладкая, сочная, хрустящая. Из нее можно приготовить борщ, щи.

Способы построения логических задач разнообразны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, значение, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку.

  Загадка:

 «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку»

основана на четырёх признаках, свойственных кролику. В ней отмечены признаки внешнего вида («длинное ухо, комочек пуха»), манера передвигаться и «вкусы» животного («прыгает ловко, любит морковку»).

Монолог-рассуждение по картине

K:\Дошкольное образование\развитие речи детей\Задание 1 Фомина\mini_6.jpg

Беседа с детьми старшего возраста по картине.

- Какие звери пришли к Айболиту?

- С какой бедой к Айболиту зайчата?

- Что делает Айболит зайке?

- Что случилось с зайчонком?

- Почему с ним это случилось?

- Что понадобится доктору Айболиту, чтобы помочь зайке?

- Все идут за помощью к доброму доктору Айболиту. А кто же лечит людей?

- Какие предметы врач использует в своей работе?

- А какие врачи не пользуются шприцем?

- Если у меня заболели уши, глаза, зубы, к каким врачам я иду?

- Как называется место работы врачей?

- Нужная ли профессия врач?

Составление монолога-рассуждения ребёнком.

Мы рассматриваем картинку из произведения «Доктор Айболит».  К доктору Айболиту пришли за помощью зайчата. Доктор положил больного на каталку, перебинтовал лапки, потому что они у него поломаны. Зайка неудачно подпрыгнул и  поскользнулся на дорожке, потому что не смотрел под ножки. Для лечения доктору понадобятся вата, бинт, йод. Все идут за помощью к доброму доктору Айболиту. А кто же будет лечить людей? Врач. В своей работе он использует шприц. Но есть такие врачи, которые не пользуются шприцем, например, те, кто проверяет глаза. Врачи бывают разные: детские и взрослые. Если заболели уши, мы идем к врачу «ухо-горло-нос», если заболели глаза, то к глазному, если зубы, то к зубному. Врачи работают в больницах, поликлиниках. Если бы не было докторов Айболитов и врачей, звери и люди бы болели и умирали.

Монолог-рассуждение по мотивировке своего мнения

На день рождение я попросила маму купить мне собаку. Настоящую, живую. Я придумала ей даже имя Лучик. Но мама  мне начала объяснять, что за собакой нужно ухаживать: гулять, кормить, играть с нею. Она думает, что я не смогу с этим справиться. Но мама не права, потому что утром я итак встаю рано, надо идти в садик. Я могу погулять с собакой до сада. Когда я кушаю, после меня постоянно остаётся что-нибудь недоеденное в тарелке, и я могу этим покормить собаку. А играть с Лучиком будет одно удовольствие, у меня полно игрушек: мячи, игрушки-пищалки и нам хватит на двоих. Я очень надеюсь, что мама услышит меня и подарит мне в скором времени собаку!

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшей группы «Подарок для мамы»

Цель: расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.

Задачи:

1. Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь.
2. Активизировать в словаре детей прилагательные.
3. Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.
4. Расширять знания детей о празднике «8 марта».
5. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Материал:
Фотографии мам, стихотворения Е. Благининой «Посидим и в тишине». А.Барто «Перед сном», маленькие свечки, кисточки, краски.

Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, послушайте, о ком это стихотворение?
Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют, у нас своя погода тут.
Улыбнется …ясно и тепло,
Вот уже и солнышко в комнате взошло. (о маме)
Воспитатель: В начале весны наша страна отмечает замечательный праздник. И сегодня мы посвятим нашу встречу этому дню. Дети, а кто для вас мама? (ответы детей)
Воспитатель:  Мама – это небо! Мама – это свет! Мама – это счастье!
Мамы лучше нет! Мама – это сказка! Мама – это смех!
Мама – это ласка! Мама любит всех! Мама – осень золотая!
Мама – самая родная! Мама – это доброта! Мама выручит всегда!

2. Дид. упр. «Красивые слова»
В:Скажите красивые слова о своей маме, передавая друг другу вот этот красивый цветок. Какая ваша мама?
Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, симпатичная, модная, современная, ласковая.

3. Составление описательных рассказов.
Воспитатель:  Молодцы ребята, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. А теперь давайте поподробнее расскажем о них. Найдите свою маму на фотографии, скажите, как ее зовут, как она выглядит, какого цвета у нее глаза, волосы, кем она работает, что любит делать?

4. Физ.минутка
Кто обед готовит, шьет? (дети шагают на месте)
Кто нам песенку поет? (наклоны вправо, влево)
Кто целует нас, ласкает? (повороты вправо и влево)
А за шалости ругает? (дети грозят указательным пальцем правой и левой руки)
Кто печет пирог с вареньем? (дети шагают на месте)
Рано утром в воскресенье? (дети поднимаются на носочках, руки в верху)
Кто подарки нам вручает? (дети хлопают ладонями влево)
Это мама! Каждый знает! (дети хлопают ладонями вправо)

5. Беседа
Воспитатель: Рассказывая о мамах, вы говорили, что мамы добрые, ласковые, что у них умелые руки. Что же умеют эти руки?
Дети : Готовить, шить, печь, стирать, гладить, вязать и т.д.
Воспитатель: Видите, как много дел у ваших мам. Несмотря на то, что мамы работают – кто в больнице, кто в школе, кто в магазине – они еще справляются со множеством домашних дел. Трудно мамам? Кто из вас постоянно помогает маме по хозяйству? (ответы)
Воспитатель: Вы еще малы, и некоторые домашние дела вам пока еще не по силам. Но многое вы обязаны делать сами: убирать свои вещи, игрушки, книжки, поливать цветы, ухаживать за животными. Надо стараться н огорчать маму, как можно чаще радовать ее своим вниманием и заботой. Давайте вместе подумаем, как это можно сделать. (ответы)
Воспитатель:  если бы вы знали как приятно бывает маме, когда сын или дочь поинтересуется, как она себя чувствует, не устала ли она, не тяжела ли сумка у нее в руках. В автобусе не спешите занять свободное место. Сначала предложите сесть маме. Выходя из транспорта старайтесь дать маме руку, чтобы ей было легче выйти. И тогда она будет уверена, что в ее семье растет добрый и внимательный человек. И мамины глаза будут сиять от радости.

6. Чтение стихотворения Е. Благинина «Посидим и в тишине»
Воспитатель: Поступал ли кто-  нибудь из вас так, как рассказывается в стихотворении?
Чтения стихотворения А.Барто «Перед сном»
Воспитатель: теперь вы знаете, о чем надо попросить маму, ложась спать.

7. Знакомство с пословицей.
Воспитатель: Народ сложил много добрых пословиц о маме. «Нет лучшего дружка, чем родная матушка». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

8. Минутка изобразительной деятельности «Подарок маме»

Детям раздаются маленькие свечи. Они пишут на заранее оформленных открытках слова «Люблю тебя, мамочка» и рисуют свечой сердце. А затем широкой кистью, выбрав светлую краску, закрашивают нарисованные сердечко и слова. Свеча имеет свойство «проявляться». (Рисунок дарят родителям).
Воспитатель:  Какой вывод вы сегодня сделали для себя? (Ответы детей)


Литература:
1. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод.рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга»/ В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2001.
2. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004.
3. Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи / Г.И. Швайко. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшей группы

Составление рассказа-описания
по лексической теме «Зимняя одежда»

Цель: расширять представления детей о зимней одежде.

Задачи:

1. Учить давать описания зимней одежды (связная речь);

2. Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (словарь и грамматика);

3. Учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук (звуковая культура речи).

Материал: кукла; зимняя кукольная одежда; картинки — жук, ежик, медвежонок.

Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Послушайте стихотворение. Его написала Ирина Токмакова.

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети отвечают.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это зима?

Дети. Потому что снег, потому что снег нападал на мишку, потому что мишка спит зимой.

Воспитатель: Кто из вас любит зиму? Почему?

Дети. Потому что можно лепить снежную бабу, снеговика, Деда Мороза, Снегурочку, можно кататься на санках, коньках, лыжах.

Воспитатель: Теперь спросите меня, почему я люблю зиму.

Дети задают вопрос, воспитатель отвечает.

Воспитатель: Зимой на улице тепло или холодно?

Дети. Холодно.

Воспитатель. А как люди одеваются зимой?

Дети. Тепло.

Воспитатель:  Наша кукла собирается на улицу. (Показывает.) Что ей надеть, чтобы не замерзнуть?

Дети отвечают.

Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, ее отличительные признаки, в том числе и функциональные.

Какое это пальто (куртка)?

Дети. Зимнее, теплое, меховое.

Воспитатель: Какого цвета?

Дети отвечают.

Что есть у пальто (куртки)?

Дети. Воротник, карманы, рукава, пуговицы.

Воспитатель: Зачем нужен шарф?

Дети. Чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть.

Воспитатель: Про что мы скажем — пушистый, меховой, мягкий?..

Дети. Про воротничок. Зимнее, теплое... пальто. Желтая вязаная... шапочка. Теплые, шерстяные черные... рейтузы. Рейтузы, свитер, шуба, шапка, шарф, варежки — это одежда, зимняя одежда. Какая зимняя одежда есть у вас? Отвечают 2—3 ребенка.

2. Физкультминутка

Воспитатель: Сейчас мы как будто пойдем гулять. Наденем кофту, шапку, шубу, застегнем пуговицы.

Дети имитируют одевание.

Попросите друг друга помочь завязать шарф.

Дети завязывают друг другу шарф.

Наденем варежки.

Надевают варежки.

Скажите правильно, что вы надели?

Дети перечисляют одежду.

Пошли гулять. Посмотрите, какой липкий снег! Поиграем в снежки.

Дети «лепят» и бросают снежки.

Пошел снежок! Подуем на снежинки.

Дуют на снежинки.

Дуть надо долго-долго. Теперь вернемся в группу.

Возвращаются на свои места.

3.  Отгадывание загадок.

Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?

Летит — воет,

А сядет — землю роет.

(Жук.)

Как жук жужжит? Дети отвечают.

Маленькие жуки жужжат тихо. Покажите как. Дети показывают.

А большие жужжат громко. Покажите как.

Послушайте слово: ж-ж-жук. Какой звук слышится в этом слове? Дети отвечают.

А эта загадка о ком?

Ползун ползет, иголки везет. (Ежик.) Дети отвечают.

Какие иглы вы знаете?

Дети. Швейные, сосновые, еловые, медицинские. Воспитатель. Чем похожи все иголки?

Дети. Они острые, тонкие, колючие.

Воспитатель. Какой иглой мы шьем и вышиваем?

Дети. Швейной.

Воспитатель. Что шьют швейной иглой?

Дети. Одежду.

Воспитатель. Что делают медицинской иглой?

Дети. Укол.

Воспитатель:

Есть у ежика и елки Очень колкие иголки,

В остальном на елку еж Совершенно не похож.

Где живет еж? Дети отвечают.

Вспомните стихотворение Б. Заходера про ежа.

  • Что ты, еж, такой колючий?
  • Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

Можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

Дети отвечают.

4. Закончите предложения:

Ты ежа не трогай лучше,

Потому что он ... (колючий).

Лиса потрогала ежа и ... (укололась).

У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат ... (короткие и тонкие).

Иглы на елке еловые, а на сосне ... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

Дети отвечают.

Кто детеныш у ежа? Есть в слове ежонок звук [ж]?

А вот еще одна загадка:

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик.)

А это кто?

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь.)

Кто детеныши у медведя? Послушайте слово: медвеж-ж-жата. Какой звук слышится в этом слове?

Дети отвечают.

А в слове медведь есть звук [ж]?

Дети отвечают.

Теперь вспомните слова, в которых есть звук [ж], и скажите их мне тихонько.

Дети отвечают.

Вы правильно назвали слова со звуком [ж]: ж-жук, медвеж-ж- жонок, еж-ж-жик, ж-ж-жаба, ж-ж-жеребенок, ж-ж-желудь.

5. Придумайте дома рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика. Завтра мы с вами послушаем рассказы, которые у вас получились.

На этом наше занятие подошло к концу.

Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.  М., 2001.

2. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-изд, дополн./ Под ред.  О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
3. Ушакова О.С.  Теория и практика развития речи дошкольников. М., 2010.

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшей группы

Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк»

Цель: развитие диалогической речи.

Задачи:

1. Учить исходя из набора игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем (воспитатель начинает рассказ, дети его продолжают); развивать диалогическую речь;

2. Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения;

3. Учить выделять и четко произносить звук [ч] в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

Материал: игрушки — елочки, волк, белочка, зайчик.

Ход НОД:
1. Организационный момент.

2. Загадывание загадок.

Воспитатель (загадывает загадку)

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?

Дети отгадывают.

Почему вы думаете, что это волк?

Дети отвечают.

Какой волк? Как можно про него сказать?

Д е т и. Он серый, у него острые зубы.

Воспитатель. Как зовут детенышей волка?

Дети. Волчата.

Воспитатель. Про кого я теперь загадаю загадку?

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку. Дети отгадывают.

Почему вы думаете, что это заяц? Какой заяц, как можно про него сказать?

Дети. Беленький, пушистый, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост.

Если дети не могут описать внешний вид зайца, воспитатель спрашивает, какого цвета заяц, какие у него уши, длинные они или короткие, как заяц бегает.

Воспитатель. Как зовут детенышей зайца?

Дети. Зайчата.

Воспитатель (загадывает загадку)

С веточки на веточку Прыгает, резвится.

Легкая, проворная,

А не птица. Дети отгадывают.

Почему вы думаете, что это белка? Какая она?

Дети. Рыженькая, пушистая, у нее длинный красивый хвост. Воспитатель. Кто детеныши у белки?

Дети. Бельчата.

3. Рассказывание истории

Воспитатель рассказывает историю про белочку и зайца, демонстрируя по ходу рассказа игрушки, действуя ими.

Воспитатель. Жила в дупле на елке белочка. А под елкой скакал зайчик. Вдруг видит зайчик — выглядывает из чащи волчок — серый бочок. Испугался зайчик, а волчок говорит: «Я тебя не трону, если отгадаешь мою загадку. Назови слова, в которых есть звук [ч]».

Зайчик просит вас помочь ему — подсказать слова, в которых есть звук [ч]. Дети отвечают.

«Я отгадал твою загадку», — говорит заяц волку. Звук [ч] есть в словах чай, чашка, белочка, волчок, бочок.

Воспитатель просит детей рассказать, что было дальше. Заслушиваются 2—3 рассказа.

4. Игра «Скажи по-другому»

Воспитатель. Скажи по-другому: Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).

Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

Отгадайте загадку.

Стучат, стучат, не велят скучать,

Идут-идут, а все тут да тут.

(Часы.)

5. Физкультминутка

Воспитатель. Давайте поиграем в поезд.

Дети идут по комнате, держась друг за друга, и произносят звукосочетание чух-чух-чух.

А теперь поиграем в игру «Похвалялись звери». Подумайте, кем вы хотите быть: белочкой, зайцем или волком.

Игра «Похвалялись звери»

Воспитатель. Я — медведь.

Ребенок. А я — волк.

Воспитатель. У меня шуба коричневая.

Ребенок. Ау меня серая.

Воспитатель. У меня уши круглые.

Ребенок. А у меня острые.

Далее дети самостоятельно произносят диалоги от лица лисички и белочки, зайца и ежа и др.

На этом наше занятие подошло к концу.

Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.  М., 2001.

2. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-изд, дополн./ Под ред.  О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
3. Ушакова О.С.  Теория и практика развития речи дошкольников. М., 2010.

                           Осеннее развлечение для детей 6 -го года жизни

" Арбуз"

Цель: создать у детей радостное настроение, проявляя свои творческие способности

Задачи:
-закрепить знания дошкольников, связанные с осенней тематикой.
-совершенствовать умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях 

Время: 25 минут.

Декорации (зал): зал оформлен изображениями осенних листьев, улетающих птиц,  на центральной стене оформлена тематическая картина осени, в левом углу зала располагается ширма, украшенная изображениями листьев.

Атрибуты и реквизиты: листики по количеству детей, корзина с муляжами: яблока, моркови, баночки муки, гречки, мёда, музыкальные инструменты, султанчик-дождик, 4 обруча, шапочки  арбуза и ягодок по количеству детей.

Действующие лица: Осень - педагог, дождик, арбуз, ягодки – дети.

Ход развлечения:

/Под весёлую музыку дети  с листочками в руках входят в украшенный зал/.

Ведущий:   Листья золотые падают, летят,

Листья золотые, устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых

Мы букет хороший сделаем из них.

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам  пришла.

1-й реб.:     Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Солнце затерялось где-то.

2-й реб.:     Ходит осень, бродит Осень,

Листья с клёна ветер бросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый, кленовый.

3-й реб.:     Листья, листья, листопад

Засыпают лес и сад.

Будто золото, кружится

И ковром кругом ложится

Листьев дружный хоровод!

Выходи плясать, народ!

Танец с листочками « Вальс» муз. А. Гречанинова

В конце танца дети собирают листочки в букет, затем встают полукругом.

Ведущий: Вот и осень наступила!

                 А пока мы осень ждем,

                 Песню про нее споем.

Исполняется песня «Осенние подарки » муз В.Шестаковой М.Р.

Дети садятся на стульчики.

Под вальс входит Осень.

Осень:   Добрый день, мои друзья!

               Слышу, обо мне поете.

               Как, ребята, вы живете?

               Лето жаркое стояло,

              Долго власть не уступало,

              Но всему приходит срок -

              Я явилась на порог.

Ведущий: Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень, наконец-то ты пришла!

                 У тебя мы, Осень, спросим, что в подарок принесла?

 Хоровод-игра «Осень спросим» муз. Т. Ломовой

 Дети: Здравствуй, Осень, Здравствуй, Осень. 
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим: 
«Что в подарок принесла?» 
Осень: Принесла я вам муки. 
 Дети: Значит, будут пироги. 
Осень: Принесла вам гречки. 
Дети: Каша будет в печке. 
Осень: Принесла Вам груши. 
Дети: Мы их впрок насушим.
Осень: А уж яблоки как мед.
Дети: На варенье, на компот.
Осень: Принесла вам меду полную колоду.
Дети: Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и меду принесла,
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла? 
Осень: Дождику вы рады? 
Дети: Не хотим, не надо.

Дождик: Кто под дождик попадет,

                Тот сейчас водить пойдет!

           Игра «Дождик»

Во время игры дети убегают на стульчики.

Осень:        Молодцы, ребята! Все убежали от дождика!

Осень:       Ну а где же ваши корзиночки для урожая?

                   Быстро в круг вставайте,

                   Песню запевайте!      

     Исполняется песня « Урожай собирай» А Филиппенко

Ведущий:    Праздник наш мы продолжаем,

  Всех на польку  приглашаем!

Музыкально-ритмическая композиция «Полька Карабас» по А. Бурениной

Осень:        Я пришла сегодня, дети

Праздник вместе с вами встретить.

А по лесу вслед за мной

Мчался дождик озорной,

Проводил меня немножко,

И намокли все дорожки.

Ведущий: Осень, а мы про дождик стихи знаем.

Реб.:           Льет холодный дождик

Вечером и днём.

Мокрые деревья

Под моим окном.

Рано утром птицы

Больше не поют,

По стеклу дождинки

Слёзками текут.

Ведущий: Мы про дождик песню знаем,

Очень дружно напеваем.

Исполняется песня « Дождик» муз. М.Быстровой

Дети сопровождают пение игрой на колокольчиках и металлофоне.

Вед.:   Делу – время, потехе – час! Поиграем мы сейчас.

Игра «Перепрыгни через лужи»

Осень: С вами весело играть, песни петь и танцевать.

Я за всё благодарю и сказку осеннюю вам дарю!

                   

Театральная сценка « Арбуз» 

Дети  стоят подгруппами (овощи, фрукты, ягоды) в разных частях зала. Ребенок - Арбуз стоит в стороне. Звучит в записи "Лиможский рынок" из цикла " Картинки с выставки" М.Мусоргского.

Вед.:   На базаре шла торговля...

Овощи: Овощи!

Фрукты: Фрукты!

Ягоды: Ягоды!

Вед.:  Овощи лежат все в ряд,

           Фрукты - на прилавке.

           Лишь арбузы в стороне

          Улеглись на лавке.

Дети разговаривают, жестикулируют. В центр зала выходит Арбуз.

Арбуз: Почему я одинок?

              Мне ,Арбузу, невдомек!

              Кто я - овощ или фрукт?

              Кто ответит  мне вокруг?

Вед.:    Побежал Арбуз гулять

              И родню свою искать.

Звучит "Итальянская полька" С.Рахманинова - дети -овощи выходят в центр зала.

Арбуз: (овощам) Вы скажите мне, друзья,

                                 Может, родственник вам я?

                                 Очень сладкий я на вкус,

                                 А зовут меня Арбуз.          

Овощи (по очереди):

               Сладкий вкус мы уважаем,

               Но тебя, Арбуз, не знаем.

               Хоть на тыкву ты похож,

               Нам в друзья не подойдешь.

               Ты не овощ - это точно,

               И запомни это прочно!

Вед.:      Вновь Арбуз пошел гулять

               И родню свою искать.

  Звучит "Итальянская полька" - Арбуз поскоками обегает зал, подбегает к фруктам.

Арбуз: (фруктам)   Вы скажите мне, друзья,

                                 Может, родственник вам я?

                                 Очень сладкий я на вкус,

                                 А зовут меня Арбуз.          

Фрукты (по очереди):

               Сладкий вкус мы уважаем,

               Но тебя, Арбуз, не знаем.

               Очень ты похож на фрукт.

               Все ж нам не родня ты, друг.

               Нет, не фрукт ты - это точно,

               И запомни это прочно!

Арбуз:  Может, мне спросить у ягод?

             Будут ли они мне рады?

Звучит "Итальянская полька" - Арбуз поскоками обегает зал, подбегает к ягодам.

Арбуз: (ягодам)     Вы скажите мне, друзья,

                                 Может, родственник вам я?

                                 Очень сладкий я на вкус,

                                 А зовут меня Арбуз.  

Вед.: Ягодки Арбуз вдруг окружили

        У себя в кружочке раскрутили (раскручивают),

         Пошептались, посмеялись...

        Из кружочка быстро разбежались!            

Ягоды:    Рады  тебе мы, Арбуз дорогой -

                 Вот и нашелся наш братец родной!

Арбуз:     Значит, я - ягода? Это не шутка?

                 Новость так новость! Спасибо, малютки!

             

 Исполняется танец " Ягоды и арбуз"

Осень: Хорошо мы поиграли, песни пели, танцевали,

 А теперь, пора прощаться, в дальнюю дорогу отправляться.

             И чтобы вы не забывали обо мне, я приготовила для вас угощенье.

 (Осень выносит поднос с фруктами и отдает его воспитателю).

 До свидания, ребята! (Уходит).

Звучит весёлая музыка, дети в сопровождении педагогов покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...