Веселый язычек(логоритмека)
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Капранова Оксана Джорахановна

логоритмека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Веселый язычок31.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА «Веселый язычок» (логоритмика)

Автор: воспитатель Капранова О.Д.

Пояснительная записка

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 7 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Организация дополнительного образования детей  рассматривается в алгоритме разработки дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.

Программ « Веселый язычок» имеет физкультурно-оздоровительную , художественно – эстетическую направленность

Нормативно – правовая база

Данная программа разработана в соответствии с:

1. Законом РФ «Об образовании», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

2. Приказом Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922;О мерах по развитию дополнительного образования детей в   2015-2016 учебном году :

3. Концепции развития дополнительного образования детей. Утвержденой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;

4. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от о4.07.2014 № 41;

5.Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей: приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844;

6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г.

О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

7. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций  (с изменениями на 4 апреля 2014 года): Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. Утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26.

Речь – одна из важных сторон развития ребёнка.  Речь – чудесный дар природы- - не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто  это очень сложная и трудоёмкая работа для ребёнка. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь  слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными  ощущениями . Также было доказано советским учёным, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребёнка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые,  речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Продолжительность занятия от 10 до 15 минут, так как занятия являются интегрированными.  Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество часов, на которые рассчитан раздел программы составляет 56 занятий в год.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Главная задача  педагога-создание на занятиях атмосферы праздника, радости. По желанию педагога  возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Направленность раздела: тематическая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное   эмоциональное  отношение  детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учётом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приёмы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

Цель раздела

*развитие музыкально-речевых способностей у детей 3-5 лет;

*использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми 3-5 лет;

*преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;

*адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды;

*развитие у детей эмпатии.

Задачи :

*создание на занятиях логоритмического кружка атмосферы праздника, радости; ввести ребёнка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;

*развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

*воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;

*развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

*выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;

*развитие слухового внимания и памяти;

*укрепление костно-мышечного аппарата;

*развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;

*развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.

Взаимодействие с родителями:

*индивидуальные консультации;

*тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);

*анкетирование;

*информирование о результативности работы;

*открытые занятия.

  Предполагаемый результат:

* сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

*способность правильно выполнять артикуляции звуков;

*сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;

*способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;

*сформированность интонационной выразительности речи;

*способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;

*улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;

*способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

*улучшения показателей диагностики развития речи;

*воспитание бережного отношения к природе и животным;

*воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям родного края, труду людей;

*воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Использование наглядного материала

*иллюстрации и репродукции;

*дидактический материал;

*игровые атрибуты;

*музыкальные инструменты;

*аудиоматериалы;

*живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы);

* индивидуальные зеркала.

 

 

Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям:

*познавательное развитие: занятия, наблюдения, беседы, игры;

*социально - коммуникативное: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры;

*художественно - эстетическое: используются стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен, иллюстрации к произведениям;

музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для реалаксации, упражнений, игр;

*физическое: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги;

*речевое: овладение способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

 

Содержание раздела имеет отличительные особенности:

он охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного  возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного  представления  о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье,  развитии коммуникативных способностей.

 

 Формы работы индивидуальная, подгрупповая и групповая.

Структура  логоритмического занятия:

1.Вводная часть длится 2-3 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2.Основная часть занимает 5-10 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3.Заключительная часть занимает 2-3 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

 Развивающая среда:

 *размещение в студии альбомов с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических упражнений,  массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений;

*размещение  в студии атрибутов различных игр для самостоятельной деятельности детей.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 1. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

2. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда -  соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

3. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

4. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

 5. Принцип отбора  лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

7. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

НОД по логоритмике включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

 Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждой НОД. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.

 Предложенная комплексная форма работы будет не только коррегировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.

 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН (1 год обучения)

месяц

Кол-во часов

Тема занятия

1

сентябрь

 

1

Дудочка

2

 

1

Про то, как рыжий кот у бабушки живёт

3

 

1

Кот и пёс

4

 

1

Чудесное яблоко

5

октябрь

1

Яблонька

6

 

1

Как растили мы капусту

7

 

1

Заяц в огороде

8

 

1

День рождения зайчика

9

ноябрь

1

Домик для воробья

10

 

1

Домок - теремок

11

 

1

Приближается зима

12

 

1

Зимовье зверей

13

декабрь

1

Мельник и медведь

14

 

1

Медвежонок Мишутка

15

 

1

Серебряный ключик

16

 

1

Новогодняя ёлка

17

январь

1

Снеговик

18

 

1

Новогодняя ёлка в лесу

19

 

1

Помогите птицам

20

 

1

Кукла Аня

21

февраль

1

Новоселье куклы

22

 

1

Поезд игрушек

23

 

1

Парад игрушек

24

 

1

Иван ИванычСамоварыч

25

март

1

У меня полно хлопот

26

 

1

Как козлик маму искал

27

 

1

Паровозик из Ромашково

28

 

1

Зайкина шубка

29

апрель

1

Храбрый цыплёнок

30

 

1

Мамы и малыши

31

 

1

Как петушок утро проспал

32

 

1

Прогулка в весеннем лесу

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И.Крупенчук, А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других;

 «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой;

 «Весёлая логоритмика» Е.Железновой;

 «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В.Пятница.

 «Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матер...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить правильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матери...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре  совместно с родителями  в средней возрастной группе....

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

"Весело, весело встретим новый год!"

Консультация для родителей...