Самоанализ по речевому развитию детей
методическая разработка по развитию речи на тему

Семина-практикум проводился для воспитателей ДОУ. Расматривалось речевое развитие каждой возрастной группы. Задачи каждого возраста по развитию речи детей по программе "Истоки". В конце семинара предлагались вопросы для помощи при составлении самоанализа по речевому развитию группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Радуга»

Семинар-практикум: 

Самоанализ деятельности по речевому развитию детей.

Составили:

учитель-логопед

I квалификационной категории

Есютова В.Н.;

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Козырская Е.Г.

г.Черногорск, 2016г.


Нам всем известно, что 17 октября 2013 года был принят ФГОС ДО, в котором выделяется 5 образовательных областей. Назовите их. Во ФГОС написаны задачи каждой образовательной области. Конкретно остановимся на образовательной области «Речевое развитие».

Какие задачи содержит образовательная область «Речевое развитие»?

      Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

•    Овладение речью как средством общения и культуры    

•    Обогащение активного словаря    

•    Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи    

•    Развитие речевого творчества    

•    Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха    

•    Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы    

•    Формирование языковой действительности (предложение-слово-слог-звук).

Что вы понимаете под развитием речи ребенка?

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

Каковы задачи словарной работы?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольника?

Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксиса (построение простых и сложных предложений).

Что такое диалог?

Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией.

Что такое монолог?

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

С какого возраста дети должны владеть монологической и диалогической речью?

С 3 лет.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею, зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

       Какие направления роботы по развитию речи детей вы знаете?

 Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)    

- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения),  любви и интереса к художественному слову

- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание).    

- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове)    

- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)

При обучению языку выделяются три основных направления:

1.  Структурное (фонетика, лексика и грамматика);

2. Функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого развития);

3. Когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

Какие методы используются в работе по развитию речи?

В работе по развитию речи используются следующие методы:

Наглядные:

- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Заучивание наизусть;

-Пересказ;

-Обобщающая беседа;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

-Дидактические игры;

-Игры-драматизации;

-Инсценировки;

-Дидактические упражнения;

-Пластические этюды;

-Хороводные игры.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Для развития речи используются разнообразные средства:

•         общение взрослых и детей;

•         культурная языковая среда, речь воспитателя;

•         обучение родной речи и языку на занятиях;

•         художественная литература;

•         различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Также для успешного речевого развития необходимо создание развивающей среды.

Каким принципам она должна отвечать?

1. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

2. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.

3. Обеспечение возможности для исследования и изучения.

В каких видах деятельности происходит речевое развитие?

Речевое развитие происходит в разных видах деятельности.

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей.

Познавательно-исследовательская

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

- поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность.

Музыкальная деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

 Формирует у детей умение слышать, понимать речь, обогащает словарный запас, развивается монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.

Игровая

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Работа по развитию речи проводится в системе, в процессе интеграции видов деятельности.

Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, стараемся своим примером показывать образец правильной речи. В своей речи мы придерживаемся определенных требований:

- речь, обращенная к детям, должна быть близкой и понятной;

- при речевом общении с детьми используем средства выразительности языка

- речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться, при осуществлении всех задач: расширения словаря, воспитания грамматической и звуковой правильности речи.

И так, давайте остановимся на задачах по развитию речи в конкретный возрастной период по программе «Истоки».

Какие задачи стоят для второго года жизни ребенка?

- Развитие понимания речи, накопление, обогащение и активизации словаря ребенка.

- Включение ребенка в диалог всеми доступными средствами (вокализация, движениями, мимикой, жестами, словами).

Для ребенка 2-х лет словарный запас составляет 200–300 слов.  Он использует предложения из 2-3 слов в разговоре со взрослыми и детьми. Облегченные слова заменяет прилагательными. Употребляет прилагательные (большой, маленький и т.д) и местоимения (я, ты). Может называть себя в третьем лице. Задает вопросы. Называет предметы на картинке. Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Какие задачи стоят для третьего года жизни ребенка?

- Активное включение ребенка в общение со взрослыми всеми доступными средствами (неречевыми и речевыми), развитие умения откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться.

- Расширение словаря.

- Формирование грамматического строя речи и развитие звуковой культуры.

В 3 года словарный запас ребенка составляет около 1500 слов. Изъясняется словами. Ребенок может составлять длинные предложения из 5 и более слов. Использует в речи предлоги. Узнает и называет знакомые предметы. Сводит предметы в обобщенные группы: кукла машина- игрушки. Владеет понятиями: время года, животные, посуда, одежда, цвета и пр. Может замечать ошибки в произношении сверстников.

Какие задачи стоят для четвертого года жизни?

- Развитие речи как средства общения и культуры. Налаживание игрового и речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

- Накопление словарного запаса, обогащение речи смысловым содержанием.

- Освоение грамматического строя речи в процессе развития связной диалогической  и монологической речи. Подведение к элементарной поисковой деятельности в сфере языка и речи.

- Развитие восприятия и произносительной стороны речи: произношение гласных и простых согласных звуков.

В 4 года ребенок называет глаголы (что умеет рыбка - плавать). После рассмотрения предмета, картинки составляет простой описательный рассказ из 3-4 предложений. Произносить гласные и согласные звуки (кроме шипящих и соноров). Согласовывает слова в роде, числе и падеже. Понимает обобщения: мебель, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда. Правильно употребляет существительные с предлогами (в, на, под, за). Употребляет предложения с однородными членами. Отвечает на вопросы.

Какие задачи стоят для пятого года жизни ребенка?

- Развитие речи как средства общения и культуры. Развитие речевого взаимодействия со взрослым, диалогического общения со сверстниками.

- Расширение активного словаря; правильное понимание и употребление слов; стимулирование словарного творчества.

Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи, подведение к элементарному словотворчеству, экспериментирование со структурой предложения.

- Развитие правильного произношения, фонематического восприятия, умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи.

В 5 лет ребенок строит сложные предложения разных видов. Составляет предложения из заданных слов. Быстро образовывает новые словосочетания (шапка из меха - меховая). Объясняет содержание пословиц. Составляет рассказ по картинке, по серии, из жизни. Делит простые предложения на слова. Делит слова на слоги. Различает гласные и согласные звуки. Определяет количество звуков в слове. Определяет по интонации какое предложение (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

Какие задачи стоят для шестого года жизни ребенка?

- Развитие речи как средства общения и культуры. Налаживание диалогического общения детей со сверстниками, умение пользоваться разнообразными средствами общения – словесные, мимическими, пантомимическими (с учетом конкретной ситуации).

- Обогащение, уточнение и активизация словаря, работа над смысловой стороной речи.

- Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи.

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, представлений о словесном составе предложения, звуком и слоговом звучании слова.

В 6 лет словарный запас ребенка состоит из 4000 тысяч слов. Отличает буквы от звуков, гласные согласные. Подбирает слова на заданный звук. Определяет место звука в слове. Делит слова на слоги. Свободно пользуется всеми частями речи, правильно называет предметы, признаки, свойства. Подбирает антонимы. Определяет 4-й лишний. Хорошо осваивает монолог. Выразительно читает стихи с интонацией.

Какие задачи стоят для седьмого года жизни ребенка?

- Развитие речи как средства общения и культуры, средства обмена чувствами, налаживания взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование умения формулировать мысли через слово.

- Расширение и обогащения активного словарного запаса детей, продолжение работы над смысловой стороной речи, развитие речевого творчества.

- Формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи.

- Совершенствование всех сторон звуковой культуры речи; фонетического восприятия, звукопроизношения и дикции, интонационной стороны речи; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

В 7 лет ребенок овладевает речью как средством общения. Развита связная речь, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Развит фонематический слух. Четко проговаривает все звуки речи. В данном возрасте словарный запас уже не возможно подсчитать.

Подводим итоги.

Речь ребенка в дошкольном возрасте развивается очень быстро. Важный момент, влияющий на формирование познавательных особенностей ребенка, - присутствие мотивации. Развитие у дошкольника способности изучать, напрямую зависит от способности быстро усваивать получаемую информацию.

По требованиям сегодняшнего дня мы обязаны формировать единое образовательное пространство «детсад – начальная школа». Ценность и конкурентоспособность педагога определяется его умением искать новые пути решений этих задач. Самоанализ является своеобразным инструментом для специалиста, который стремится к самосовершенствованию. Никаким другим образом не докажешь свою компетентность, кроме как реальными результатами, которые отражены именно в самоанализе.

В общем, педагог обязан построить свою работу так, чтобы обеспечить организацию содержательного и развивающего процесса в едином образовательном пространстве ДОУ так, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и устранять речевые нарушения. И обязательным элементом в этом процессе является саморефлексия и самоанализ.

 

Скажите, что такое самоанализ педагога?

Это исследовательская деятельность, направленная на изучение собственной продуктивности как специалиста.

В каких направлениях педагог анализирует свою работу?

  • Профилактика;
  • Диагностика;
  • Коррекция;
  • Развитие детей;
  • Консультационные мероприятия с детьми, родителями, педагогами;
  • Перспективный план деятельности;
  • Исследования;
  • Самообразование.

Как конкретно составить самоанализ?

Лучше просто постараться ответить на примерные вопросы:

  • Цель речевого развития в конкретной возрастной группе?
  • Какие задачи по речевому развитию удалось решить за конкретный период?

(создать в группе развивающую речевую среду; развивать произносительную и связную стороны речи; активизировать словарь детей; формировать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику руки)

  • Какие условия были созданы для выполнения задач? (самообразование, ППРС)
  • Каких результатов достигли дети?
  • Как реализуются потребности детей во время совместной деятельности с педагогом?
  • Как ведется учет достижений детей?
  • Какие технологии, методики развития речи используются в работе?
  • Назовите формы взаимодействия с родителями и их эффективность;
  • Какие трудности испытали в работе по развитию речи?
  • Опишите направление будущей деятельности с учетом ошибок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Самоанализ по речевому развитию детей группы "Б" "общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет

МА ДОУ ДС КВ № 14  Самоанализ средней группы №2 «Б» «Карусель»           Подготовила:Воспитатель:Кузнецова Н.В....

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...