Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"
консультация по развитию речи на тему

Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы и содержание каждого из учебно-методических пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_o.s._ushakovoy_po_razvitiyu_rechi.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА О.С. УШАКОВОЙ

«ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

        В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО «…часть основной образовательной программы ДОУ, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и / или созданных ими самостоятельно…»[1].

        В связи с этим, для каждой дошкольной образовательной организации актуальным является вопрос выбора из большого количества парциальных программ программы, наиболее соответствующей запросам и возможностям учреждения.

Парциальная программа Оксаны Семеновны Ушаковой «Программа развития речи дошкольников» (далее Программа) разработана для детей в возрасте от 3-х до 7 лет (вторая младшая – подготовительные группы).

Четвертое издание Программы переработано в соответствии с ФГОС.

Программа одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ, рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Основные задачи, которые решает Программа:

1) Развивать связную речь дошкольников;

2) Воспитывать звуковую культуру речи;

3) Развивать лексическую сторону речи;

4) Формировать грамматический строй речи;

5) Развивать образную речь и знакомить с художественной литературой;

6) Развивать коммуникативные способности;

7) Развивать эмоциональную сторону речи.

Учебно-методический комплект Программы составляют:

1) Программа развития речи дошкольников.

2) Развитие речи детей 3-5 лет.

3) Развитие речи детей 5-7 лет.

4) Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи (одна книга для всех возрастных групп).

5) Развитие речи и творчества дошкольников.

6) Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников (Данное пособие рассчитано на все возрастные группы и содержит, в том числе, речевые игры для детей с 2-х до 3-х лет).

7) Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей дошкольников.

8) Рабочие тетради по развитию речи детей (в 4-х книгах; для каждой группы).

9) Развитие речи в картинках: демонстрационный материал («Животные», «Занятия», «Живая природа»).

Знакомство с Программой проведем через знакомство с учебно-методическим комплектом Программы.

«Программа развития речи дошкольников»

Содержится большой теоретический материал о закономерностях и особенностях развития речи детей дошкольного возраста.

Подробно раскрываются все задачи, решаемые Программой, относительно каждого возраста.

Содержится перечень основных педагогических приемов развития речи дошкольников, основных форм работы с родителями дошкольников в рамках Программы, основных форм методической работы в рамках реализации Программы.

«Развитие речи детей 3-5 лет»

«Развитие речи детей 5-7 лет»

        Подробно раскрывается возрастная характеристика речи детей в каждой возрастной группе.

Содержатся:

1) методические  рекомендации по организации:

- специальных занятий с детьми по развитию речи;

- речевых игр;

- периодичности артикуляционной и дыхательной гимнастики;

- организации индивидуальной работы;

2) подробные конспекты специальных занятий с детьми по развитию речи;

3) диагностические методики для выявления особенностей развития речи дошкольников.

В соответствии с Программой специально организованные занятия по развитию речи организуются в каждой группе 1 раз в неделю; вторая младшая – старшая группа – всего 32 занятия в год, подготовительная группа – 36 занятий в год.

Содержание занятий в каждой группе и от группы к группе строится по принципу усложнения и в соответствии с определенной системой знакомства детей со звуками. Также, содержаний занятий по развитию речи очень часто интегрировано с ФЭМП, с художественно-эстетическим направлением развития детей.

Приложения содержат большинство текстов детских художественных произведений, к которым дети обращаются во время занятий.

Речевые игры реализуются в каждой возрастной группе. Автор Программы рекомендует следующие виды речевых игр и их периодичность:

1) Вторая младшая группа:

  • Речевые игры – 1 раз в неделю;

2) Средняя группа:

  • Речевые игры – 1 раз в неделю;
  • Речевые игры с грамматическим содержанием – 1 раз в неделю;

3) Старшая группа:

  • Речевые игры – 1 раз в неделю;
  • Речевые игры с грамматическим содержанием – 1 раз в неделю;
  • Речевые игры на закрепление представлений о предложении – 2 раза в неделю по 5-7 минут, со 2 полугодия.

4) Подготовительная группа:

  • Речевые игры – 1 раз в неделю;
  • Речевые игры на закрепление представлений о предложении – 2 раза в неделю по 5-7 минут.

Подробное описание речевых игр различных видов содержится в книге «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников». Большинство предложенных автором Программы речевых игр организуются от лица какой-то игрушки. Много речевых игр организуются на основе чтения детских художественных произведений.

Дыхательную и артикуляционную гимнастику автор Программы рекомендует проводить систематически, в течение 3-5 минут. Содержатся методические рекомендации по правильному проведению гимнастик, но не представлены сами артикуляционные и дыхательные упражнения.

Диагностические методики для выявления особенностей развития речи детей различные для детей 3-5 лет и 5-7 лет; для старшего дошкольного возраста предложен более обширный пакет методик. 

Методическое пособие «Развитие речи детей 3-5 лет (5-7 лет)» содержит полезные для педагогов методические рекомендации:

- правила рассматривания игрушек во второй младшей группе;

- правила использования наглядного плана при обучению пересказу;

- рекомендации о правильном произношении звуков педагогом;

- информация об актуальных для каждого возраста детей видов речевых игр;

- рекомендации о дифференцированной системе оценки детей;

- правила группового пересказа;

- правила проведения игр на формирование представлений о предложении;

- педагогические приемы исправления речевых ошибок детей;

- педагогические приемы обучения рассказу по картине;

- правила творческого рассказывания.

«Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников»

Игры, предложенные автором Программы, сгруппированы по возрастам и по видам.

Например, игры для детей 4-5 лет:

- игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов;

- игры на словообразование;

- игры на развитие понимания смысловой стороны слова;

- речевые ситуации.

Как правило, игры организуются от лица какой-либо игрушки. Много речевых игр построено на основе чтения художественного произведения.

Данное пособие содержит также речевые игры для детей 2-3 лет.

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

        Данное пособие посвящено ознакомлению детей 3-7 лет с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, малые фольклорные формы).

Содержатся:

1) теоретический материал об ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой;

2) подробные конспекты занятий по ознакомлению детей с художественной литературой;

3) тексты художественных произведений, на основании которых построены занятия.

Всего представлено разработанных занятий:

- вторая младшая группа – 18;

- средняя группа – 19;

- старшая группа – 21;

- подготовительная группа – 26.

Занятия носят комплексный характер и включают сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности.

Развитие речи в картинках: демонстрационный материал («Животные», «Занятия», «Живая природа»)

Комплект демонстрационного материала (3 набора) рассчитан на все группы.

Рабочие тетради по развитию речи детей

(в 4-х книгах: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)

Каждая рабочая тетрадь рассчитана на учебный год.

Каждая страница тетради посвящена занятию по развитию речи («Развитие речи детей 3-5 лет (5-7 лет)» и представляет собой закрепление материала занятия. Рабочая тетрадь содержит все необходимые иллюстрации, сформулированные вопросы для детей, задания для детей.

Работа в тетради может быть реализована педагогом в ходе индивидуальной работы, может быть рекомендована родителям для работы с ребенком дома.


[1] Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 // [ Электронный ресурс] Правовая система «КонсультантПлюс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей.«Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.Проанализировав со‏̣сто‏̣яние‏̣ про‏̣бле‏̣мы влияния сказки на эмо‏...

Консультация для воспитателей."Дидактические игры экологического содержания для развития речи дошкольников"

Задачи экологического воспитания:-       формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;-        воспитывать чу...

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "...

Консультация для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников".

Консультацию для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников", подготовила и провела на педагогическом совете №3 на тему: "Развитие речи дошкольн...

Консультация для воспитателей Тема: «Принципы построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...

Консультация для воспитателей "Инновационные и развивающие технологии в развитии речи дошкольников"

Консультация  для воспитателей "Инновационные и развивающие технологии в развитии речи дошкольников"Воспитатель:Мохова Г.В.Проведено:2021г....