Перспективный план по развитию речи.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) по теме

Каштанова Елена Петровна

Перспективный план по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt._razvitie_rechi.docx90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь                                            

Неделя

Тема,

литература

        Программное

        содержание

Материал

Методические

приёмы

Совместная

Деятельность с

детьми

Совместная

Деятельность с

Родителями.

1.

Описание игрушек – кошки и собаки

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.107)

Учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида. Активизи-

ровать слова, обозначаю-

щие действия и состояние (глаголы); учить согласовывать прилагатель-

ные с существитель-

ными в роде и числе.

Закреплять произношение звуков «у, а, г, к, в», учить правильно произносить в словах звуки «с» - «сь», выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представле-

ния о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.

Развивать интерес к животным.

Воспитывать усидчивость.

Игрушки – кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка.

д/и «Угадай по голосу»

Цель: закрепить

звукопроизношение.

 

 

д/и «Кто поедет на машине?»

Цель: учить выделять слова со звуком «с».

Предложить детям покатать в машине зверей, в названии которых есть звук «с» (собака, слон, лиса)

 

Загадки:

«У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет»,

 «Во дворе поставлен дом,

На цепи хозяин в нем»

 Стихотворения:

«Сторожит собака дом,
Без ружья, одна притом!
В холод, ветер, дождь, мороз
Служит верно людям пёс.
У собаки чуткий слух
И отличный, тонкий нюх»,

«Без кота нельзя никак:
Он мышам первейший враг.
Притворится, будто спит,
Сам внимательно следит.
Точит когти и клыки — 
Очень любит шашлыки»

 -Анкетирование родителей «Домашнее чтение с ребёнком»

2.

Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.110)

Учить составлять рассказ по картине

совместно с воспитателем и самостоятель-

но; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Учить соотносить слова, обозначаю-

щие названия животных, с названиями их детенышей; активизи-

ровать в речи слова, обозначаю-

щие действия (глаголы).

Развивать интерес к составлению рассказов по картине.

Воспитывать умение внимательно слушать рассказы других детей.

Картина «Кошка с котятами», игрушки (кошка и котята, собака и щенята, курица и цыплята, утка и утята), сорока (картинка).

д/и «Кто как кричит?»

Цель: закрепить звукопроизноше-

ние.

Как говорит кошка?

Как говорит собака?

Как говорит курица?

Как говорит утка?

 д/и «Кто с кем?»

Цель: учить называть животных и их детенышей во множественном числе

Собака с…щенятами,

Кошка с…котятами,

Курица с…цыплятами,

Утка с…утятами.

 

 

 

Стихотворе-

ние:

«Котёнок возится с клубком:
То подползет к нему тайком,
То на клубок начнет кидаться,
Толкнет его, отпрыгнет вбок...
Hикак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок»

(А. Барто)

 

 -Консультация для родителей «как отвечать на детские вопросы»

 

3.

Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.112)

Учить при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения.

Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей, упражнять в использова-

нии форм ед. и мн. числа существитель-

ных, обозначаю-

щих детенышей животных; формировать представле-

ния о предлогах «за, под, на, в», навыки их применения в речи. Отрабатывать навыки правильного произношения звуков «с» - «сь» изолирован-

ных, в словах и фразах; учить произносить звук «с» длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно прогова-

ривать слова.

Развивать слуховое внимание.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Картинки с изображе-

ниями предметов и животных, в названиях которых есть звук «с» (8шт.) и нет этого звука (8шт.); игрушки (собака, лиса, белка и бельчата, слон и слонята, крольчиха и крольчата, свинья и поросята); ширма; большой кубик.

д/и «Сравни собаку и лису»

Цель: учить сравнивать животных.

Сравним собаку и лису (по внешнему виду, где живут, чем питаются).

 

д/и «Услышь звук»

Цель: учить называть предметы и животных, в названии которых есть звуки «с» - «сь».

Предложить показать картинки, в названии которых есть звук «с» или «сь».

 

д/и «Прятки»

Цель: учить употреблять предлоги в, на, за, под.

Воспитатель прячет животных, дети ищут и называют место, где их нашли (бельчата прятались за кубиком, поросята спрятались под столом, слонята спрятались в шкафу, крольчата спрятались на полке).

 

 

Загадки:

«С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком»,

 

«Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет».

 

Чистоговорка:

«Са-са-са – у Кати лиса.

Су-су-су – даю Саше лису.

Са-са-са – у меня лиса».

 

Скороговорка:

«У Сони и Сани быстро едут сани».

 Рекомендации по подбору литературы для домашнего чтения с ребёнком (ширма в раздевалке).

4.

Составление описательного рассказа о питомцах

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.115)

Учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта.

Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек), их свойств, действий, которые с ними можно совершать; учить согласовывать прилагатель-

ные с существитель-

ными в роде и числе.

Продолжать знакомить с термином «слово», закрепить произноше-

ние звука «с» в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком «с» и вслушивать-

ся в их звучание.

Развивать внимание, память.

Воспитывать любовь к животным.

Игрушки – кошка, собака.

д/и «Какая? Какой»

Цель: учить согласовывать прилагатель-

ные с существитель-

ными в роде и числе.

О ком можно сказать большой…, маленький…, большая…, маленькая…

 

д/и «Кто что умеет делать?»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Что умеет делать кошка? (мяукать, лакать молоко, ловить мышей, играть с клубком и т.д.)

Что умеет делать собака? (лаять, грызть косточки, рычать, вилять хвостом, сторожить дом и т.д.)

- Информация на стенде: «Необходимость прогулок с ребёнком  и бесед во время прогулок.

 

                                                                                             

                                                                                             Октябрь

Неделя

Тема,

литература

Программное

содержание

Материал

Методические приёмы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

1.

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.118)

Учить составлять рассказ исходя из набора игрушек. Активизи-

ровать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существитель-

ными в форме множественного числа.

Закрепить правильное произношение изолированного звука «з», учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Развивать желание рассказывать об игрушках.

Воспитывать интерес к занятию. 

Игрушки – кукла, котенок, собака, блюдце.

д/и «Кто как говорит?»

Цель: учить различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Как жалобно мяукает котенок?

Как радостно мяукает котенок?

Как сердито мяукает котенок?

Как весело гавкает собака?

 д/и «Услышь звук»

Цель: учить выделять звук «з» в словах.

Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши, услышав звук «з»: зайка, мишка, зонт, ваза, кошка, замок, звонок, танк, коза, карандаш, машина.

Стихотворение:

«Зайка, заинька, зайчишка -

Храбрый зверь и даже слишком.

Самый смелый зверь в лесу.

Не боится он лису,

Не боится он и волка.

Он запутает у ёлки

След своих надёжных ног

И ускачет по сугробам -

Скок да скок»

 

Коммуника-

ция

Познание

Социализа-

ция

Чтение художествен-

ной литературы

Безопасность

Здоровье

2.

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.120)

 

 

Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.

Учить правильно называть детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

Развивать умение понимать и оценивать поступки и характеры героев, образное содержание и идею произведения.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

 

игрушки – собака, зайчиха, крокодил, щенки, зайчата, крокодильчики, бегемотики (по 2 шт.); игрушечная лесенка с тремя ступеньками.

д/и «Поручения»

Цель: учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

Дети просят животных:

- Зайчик, поскачи, пожалуйста.

- Щенок, спой, пожалуйста.

- Бегемотик, ляг, пожалуйста.

-Собачка, попрыгай, пожалуйста.

Затем дети просят игрушки друг у друга:

- Оля, дай, пожалуйста, крокодила.

- Спасибо.

- Женя, дай, пожалуйста, щенка.

- Спасибо.

 д/и «Кто заблудился?»

Цель: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, составлять ложные предложения.

 

Стихотворение:

«Зайка, заинька, зайчишка -

Храбрый зверь и даже слишком.

Самый смелый зверь в лесу.

Не боится он лису,

Не боится он и волка.

Он запутает у ёлки

След своих надёжных ног

И ускачет по сугробам -

Скок да скок»

 

- Анкетирование родителей «Взаимоотношения с ребёнком». 

3

Повторение пройденного материала.

                                                                                               

                                                                                              Ноябрь

Неделя

Тема литература

Программное

содержание

Материал

Методические приёмы

Совместная деятельность

С детьми

Совместная деятельность с родителями

1.

Составление сюжетного рассказа по ролям

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.122)

Учить самостоятельно

 задавать вопросы и отвечать на них. Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения.

Учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.

Развивать диалогическую речь.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

 

Игрушки – коза, козленок, корова, зайчонок.

 

д/и «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьши-

тельно- ласкательными суффиксами.

Назовите ласково зайца, козлика, корову, козу.

 

д/и «Кто что умеет делать?»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Что умеет делать зайчик? (прыгать, бегать, грызть морковку, шевелить ушами и т.д.)

Что умеет делать козлик? ( бодаться, скакать, ходить, жевать траву и т.д.)

Что умеет делать корова?

Что умеет делать коза?

Стихотворение:

«Тихо, тихо, Зоя спит,

А вот злой комар летит.

Зою будет он кусать

И не даст он Зое спать.

Мы прогоним комара:

«Улетай ты со двора».

Злой комар от нас летит,

Улетает и гудит.

З-з-з! З-з-з!»

 Чистоговорки:

«За-за-за – серая коза.

Зы-зы-зы - рожки у козы.

Зе-зе-зе – травку дам козе.

Зу-зу-зу – я пасу козу»

 Скороговорка:

«Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка»

 

 - Участие в конкурсе поделок из природного материала «Сказки нашего леса». Вместе с ребёнком сочинить сказку к своей поделке.

2.

Придумывание загадок-описаний об игрушках

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.124)

Учить описывать предмет, не называя его; учить задавать вопросы и отвечать на них. Активизировать в речи глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах. Продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов.

Развивать диалоги-

ческую речь.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ширма, Петрушка; игрушки – мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок.

д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»

Цель: учить давать описание игрушке.

 

д/и «Угадай, кого не стало?»

Цель: учить образовывать существительные в родительном падеже во множествен-

ном числе.

Котята – котят,

Коровы – коров,

Утята – утят,

Козлята – козлят.

 

Загадка:

«Он с бубенчиком в руках,

В сине-красных штанах.

Он веселая игрушка,

И зовут его…

(Петрушка)

 

Стихотворе-

ние:

«Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата –

Все на полочках сидят,

С нами поиграть хотят»

(Н. Воронина)

- Домашнее задание для родителей с ребёнком: «Если бы у нас были Сапоги-скороходы» - сочинить сказку, записать и принести в сад.

3.

Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.127)

Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.

Учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать в речи сложно-

подчиненные предложения.

Развивать представление о ближайшем окружении.

Воспитывать познавательный интерес.

Фланелеграф; плоскостные геометрические формы из бумаги для конструирования кукольной мебели.

д/и «Устроим кукле комнату»

Цель: учить называть предметы мебели, ее назначение.

Воспитатель показывает предметы мебели, дети называют их, для чего они нужны, куда их нужно поставить.

 

д/и «Назови одним словом»

Цель: учить классифицировать предметы (мебель, посуда, игрушки).

- У Тани в комнате стоят шкаф, кровать, стол, стул, кресло… Как назвать все эти предметы одним словом? Какая мебель стоит у тебя в комнате?

- Наша Таня любит играть. Назовите игрушки. Какие ваши любимые игрушки?

- Таня ждет гостей. Что она поставит на стол? Как назвать эти предметы одним словом

Стихотворения:

«У стола четыре ножки

Сверху крышка, как ладошка»,

 

«Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье»

 

Игра «Доскажи словечко»:

Если ты захочешь спать,

В спальне ждет тебя…(кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на…(стуле).

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в…(шкаф).

С пирогами чай попьем

За обеденным…(столом)

 

 - Информация на стенде для родителей: «Мебель для ребёнка».

4.

Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.129)

Подвести к составлению небольшого рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).

Учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных; активизировать в речи глаголы.

Развивать связную речь.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Картина «Собака со щенятами», игрушки – собака и щенята, утка и утята, крольчиха и крольчата, сорока (картинка).

д/и «Один – много»

Цель: учить употреблять в речи существительные во мн. ч.

Щенок – щенки,

Воробей – воробьи,

Утенок – утята,

Волчонок – волчата,

Медвежонок – медвежата.

 

д/и «Чего нет?»

Цель:учить образовывать формы существитель-

ных в Р. п. мн.ч.

- У воробьев перья, а у щенков нет…перьев.

- У воробьев крылья, а у щенков нет…крыльев.

 

Стихотворение:

«Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока…

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапах.

Подрастет щеночек мой –

Он поправда-

шний, живой»

(И. Токмакова)

- Консультации на тему; «В какие речевые игры можно играть дома».

                                                                                                 

декабрь

ненеделянннннННеделяНеделя

Тема,

литература

Программное содержание

Материал

Методические приёмы

Совместная деятельность

С детьми.

Совместная деятельность с родителями

1.

Описание игрушек – белки, зайчика, мышонка

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.131)

Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке.

Учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде; образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением. Учить слышать и правильно произносить звук «ш», изолированный, в словах и фразах; правильно регулировать темп и силу голоса; учить вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию.

Развивать слуховое внимание.

Большой медведь (мягкая игрушка); картинки с предметами, в названиях которых есть звук «ш»: чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня, черешня, шкаф.

д/и «Какой, какая, какое»

Цель: учить согласовывать существительные и прилагатель-

ные в роде и числе.

- О ком можно сказать:

Пушистая, большая, шерстяная? (мишка или кошка)

Веселая, смешная, коричневая? (мишка или обезьяна)

Большой, коричневый, шерстяной? (мишка или мышка)

Косолапая, большелапая, меховая? (мишка или медведица)

д/и «Кто больше слов скажет?»

Цель: учить называть качества, признаки, действия животных.

Загадка:

«Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой»

 

Чистоговорки:

Ша-ша-ша – у меня лапша,

Шо-шо-шо – летом хорошо,

Шу-шу-шу – я флажком машу,

Ши-ши-ши – это малыши.

 

Скороговорка:

«Не найду я ушки у нашей лягушки»

- Домашнее задание для родителей с ребёнком: «Зимняя сказка» - нарисовать и придумать рассказ или сказку к своему рисунку.

Воспитывать усидчивость.

 

2.

Составление рассказа о любимой игрушке

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.134)

Учить описывать и сравнивать кукол; правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения. Активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии «мебель».

Развивать выразительность речи.

Воспитывать заботливое отношение к игрушкам.

Две куклы – большая и маленькая (у кукол разный цвет и длина волос); два комплекта цветных карандашей и бумаги.

д/и « Сравни кукол»

Цель: учить соотносить предметы с разными характеристиками, употреблять эти характеристики при описании.

д/и «Устроим куклам комнату» Цель: учить называть предметы мебели, их назначение.

Стихотворение:

«Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две Матрешки – на окошке,

Две Танюшки – на подушке,

Две Иринки – на перинке,

А Петрушка в колпачке –

На дубовом сундучке»

(Е. Благинина)

 

Загадка:

«Закрывает она глазки,

Ей рассказывают сказки,

Может «Мама!» закричать

И в коляске полежать»

- Совместная подготовка карнавальных костюмов к новогоднему празднику и украшение группы.

3.

Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.137)

Учить давать описания зимней одежды.

Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчинен-

ными предложениями; согласовывать прилагательные с существи-

тельными в роде и числе.

Учить выделять на слух и правильно произносить звук «ж», изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук.

Развивать интерес к занятию.

Воспитывать усидчивость.

Кукла; зимняя кукольная одежда; картинки – жук, ежик, медвежонок.

д/и «Оденем куклу на прогулку»

Цель:учить называть предметы одежды. 

д/и «Какие бывают иголки?»

Цель: познакомить с многозначным словом игла; упражнять в подборе однокоренных слов.

 

д/и «Найди звук в слове»

Цель:развивать слуховое внимание.

Воспитатель произносит слова, дети услышав слово со звуком «ж», хлопают в ладоши.

Стихотворения:

« Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!»

(И. Токмакова)

 «Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки,

В остальном на елку еж

Совершенно не похож»

 

Загадки:

«Летит – воет,

А сядет – землю роет»;

 

«Ползун ползет,

Иголки везет»;

 «Зимой спит,

Летом ульи ворошит»

 

- Совместная подготовка карнавальных костюмов к новогоднему празднику; разучивание совместных хороводов.

4.

Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.140)

Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существи-тельных. Закрепить представления о значении терминов «слово», «звук»; учить самостоятельно подбирать слово со звуком «с».

Развивать умение внимательно слушать воспитателя.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Картинки с изображениями зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка; картина «Саша и снеговик».

д/и «Оденем куклу на прогулку»

Цель: учить называть предметы одежды; подбирать одежду по сезону.

Рассмотреть кукольную одежду, назвать ее, предложить выбрать для куклы ту одежду, которую одевают зимой.

 

д/и «Найди слово»

Цель:учить подбирать слова с заданным звуком.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картину и назвать слова со звуком «с». За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Стихотворение:

«Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Далеко я укачу!»

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики:

«Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук!»

(Т. Волгина)

 

Скороговорка:

«У Сони сани с горки едут сами»

 - Домашнее задание на каникулы: «Новогодние чудеса» - вместе с ребёнком зарисовать новогодние впечатления и записать их.

                                                                           

                                                                                               

                                                                                               Январь

 Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приёмы

Совместная деятельность

С детьми.

Совместная деятельность с

родителями

1.

Составле-

ние сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»

 

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.142)

Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек.

Учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; закрепить умение образовывать названия

детенышей животных. Закреплять правильное произношение

звука «ж» в словах и фразах; учить выделять этот звук в словах, четко и ясно произносить слова и фразы с этим звуком; учить правильно пользоваться интонацией (вопроси-

тельная, повествова-

тельная), говорить достаточно

громко.

Развивать

речевую активность.

Воспитывать

интерес к занятию.

Кукла мальчик; игрушки – две елки, ежиха и ежата; картинки – жук, жираф, ножницы, флажок, собака, кубик, лейка, ведро.

д/и « Собери семью»

Цель: учить называть животных и их детенышей.

Еж – ежиха – ежата,

Медведь – медведица – медвежата,

Волк – волчица – волчата,

Заяц – зайчиха – зайчата,

Лис – лисица – лисята.

 

д/и «Прятки»

Цель:учить правильно употреблять предлоги, имеющие пространственное значение.

Воспитатель прячет игрушки в разных местах группы и предлагает детям их найти. Ребенок должен сказать, где он нашел игрушку.

(Я нашел зайчика на полке. Я нашел машину под столом. Я нашел флажок за книгами и т. д.)

 

д/и «Найди картинку»

Цель: учить находить картинку с заданным звуком.

Стихотворение:

«Эту сказка ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый еж

И его…(ежиха).

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже,

И ребенок был у них-

Очень тихий…(ежик).

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок…(ежик)»

 

Чистоговор-

ка:

«Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жи-жи-жи – разлетаются стрижи»

 

Скороговор-

ка:

«У ежа ежата, у ужа ужата»

- Информация на стенде для родителей: «Почему взрослым необходимо следить за своей речью».

 

2.

Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.144)

Учить составлять небольшой

рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложен-

ному воспитателем.

Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки. Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.

Развивать связную речь.

Воспитывать умение слушать друг друга.

Картина «Таня не боится мороза»; бумажные снежинки на ниточках.

д/и «Подбери слова»

Цель: учить подбирать прилагательные к существи-тельным.

- Какой снег? (пушистый, белый, холодный, мягкий и т.д.)

- Какая зима? (холодная, морозная, злая, длинная ит.д.)

- Какие снежинки? (колючие, нежные, резные, легкие, белые и т.д.)

 

д/и «Назови слова на звук»

Цель:учить называть слова с заданным звуком («с»).

Воспитатель просит детей назвать «зимние» слова со звуком «с» (снег, сосулька, снегирь, Снегурочка, синичка и т.д.)

 

д/и «Оденем куклу на прогулку»

Цель:учить называть предметы одежды, подбирать ее по сезону.

Воспитатель предлагает набор одежды для прогулки, дети должны выбрать и одеть куклу на прогулку.

Загадка:

«Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке»

 Стихотворение:

«Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки»

(С. Погорелов-

ский)

 

 

 

 

 

 - Родительское собрание: консультация на тему «Чем и как заниматься с ребёнком дома?»

3.

Придумыва-

ние продолже-

ния рассказа «Белочка, заяц и волк»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.146)

Учить исходя из набора игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем.

Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распростра-

ненные предложения.

Учить выделять и четко произносить звук «ч» в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

Развивать диалоги-

ческую речь.

Воспитывать познаватель-

ный интерес.

Игрушки – елочки, волк, белочка, зайчик.

д/и «Скажи по-другому»

Цель: учить заменять многозначные слова в словосочетаниях.

 д/и «Похвалялись звери»

Цель: учить называть признаки животных по образцу взрослого.

 Загадки:

«Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку»,

 «С веточки на веточку

Прыгает, резвится.

Легкая, проворная,

А не птица»,

 «Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?»,

 «Стучат, стучат, не велят скучать,

Идут-идут, а все тут да тут»

 

 - Домашнее задание для родителей с детьми: придумать сказку «Лисичка со скалочкой», но по-новому.

4.

Составление описания внешнего вида

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.149)

Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка).

Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др. Дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности.

Развивать речевую активность.

Воспитывать интерес к занятию.

Кукла Петрушка, демонстрационная линейка.

д/и «Опиши, я отгадаю»

Цель: учить описывать внешний вид друг друга.

 

д/и «Я хочу – мы хотим»

Цель:упражнять в образовании форм глагола хотеть.

Воспитатель начинает со слов: «Я хочу…»

Дети отвечают: «Мы хотим…»

(Я хочу попрыгать – Мы хотим попрыгать,

Я хочу сесть – мы хотим сесть;

Я хочу читать – мы хотим читать и т.д.)

Затем ребенок может начинать со слов: «Я хочу…», остальные дети отвечают: «Мы хотим…»

 Стихотворение:

«В деревушке три Катюшки
Взяли в руки три катушки,
Шуре сшили сарафан,
Сшили дедушке кафтан,
Сшили бабушке жакет,
Сшили дядюшке жилет.
А девчонкам и мальчишкам,
Всем Андрюшкам и Наташкам,
Сшили яркие штанишки,
Сшили пестрые рубашки»
(А. Страйло)

 

Загадка:

«Наряд мой пестрый,

Колпак мой острый,

Мои шутки и смех

Веселят всех»

 

 

 - Беседа на тему: «Нужно ли дома играть с ребёнком в сюж. рол. игры и как? Какое значение эти игры имеют в развитии речи?»

                                                                                               Февраль

№ п/п

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приёмы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

1.

Составление рассказа с использова-нием предложен-ных предметов

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.150)

Упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами. Упражнять в образовании названий посуды.

Учить правильно произносить звук «ч», отчетливо проговаривать слова с этим звуком.

Развивать представление о ближайшем окружении.

Воспитывать познавательный интерес.

Посуда и продукты – хлебница и хлеб, сахарница и сахар, конфетница и конфеты, салфетки в салфетнице.

д/и «Кого можно гладить»

Цель:

познакомить с многозначным глаголом гладить.

 

д/и «Помоги Тане накрыть на стол» Цель: учить называть предметы посуды, их назначение.

Чистоговорка:

«Ча-ча-ча – побывал я у врача.

Чу-чу-чу – плавать в речке я хочу.

Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.

Че-че-че – мы мечтаем о мяче»

 Скороговорка:

«У четырех черепах по четыре черепашонка»

 - Консультация на тему: «Почему с ребёнком необходимо ходить в театры, как это влияет на речь»?

2.

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.152)

Учить пересказывать рассказ.

Учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, антонимы; согласовывать прилагательные с существите-льными в роде, числе.Учить подбирать слова, сходные и различные по звучанию.

Развивать способность к целостному восприятию рассказа.

Воспитывать любовь к окружающей природе.

Картинки с изображениями курицы и цыплят.

д/и «Угадай, кто это?»

Цель:учить отгадывать птицу по описанию.

Большая, добрая, пестрая, заботливая. Кто это? (курочка)

Маленький, желтый, пушистый? Кто это? (цыпленок)

Большой, важный, горластый, красивый. Кто это?

(петушок)

 

д/и «У кого какая птица?»

Цель: учить пофразно описывать игрушку.

Воспитатель и ребенок описывают каждый свою игрушку.

- У меня цыпленок.

- А у меня курочка.

- Цыпленок маленький.

- А курочка большая.

- Цыпленок желтый.

- А курочка пестрая. И т.д.

Загадка:

«Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло подбирает»

 

Стихотворение:

«Ищут зёрнышки подружки
С хохолками на макушке.
От крыльца недалеко
раздаётся: «КО-КО-КО!»

 

 

-Совместная подготовка с мамами и детьми к празднику пап –разучивание стихов, песен, игр; подготовка костюмов и атрибутов.

3.

Описание потерявшихся зайчат по картинкам

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.154)

Учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки. Упражнять в подборе глагола к существи-

тельному.

Учить четко правильно произносить звук «щ», выделять этот звук в словах.

Развивать интерес к занятию. Воспитывать умение внимательно слушать других детей.

Картинки с изображениями разных зайчат; три щетки – зубная, обувная, одежная.

д/и «Опиши, мы отгадаем»

Цель: учить описывать предмет и отгадывать его.

 

д/и « Большой – маленький»

Цель:учить образовывать формы существитель-

ных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; правильно произносить звук «щ».

Щенок – щеночек,

Ящик – ящичек,

Щепка – щепочка,

Щека – щечка,

Щука – щучка,

Щетка – щеточка.

Стихотворение:

«Этой щеткой чищу…зубы,

Этой щеткой – башмаки.

Этой щеткой чищу брюки.

Все три щетки мне нужны»

 

Чистоговорки:

«Ща-ща-ща – дайте мне борща,

Щу-щу-щу – я тебя ищу,

Щи-щи-щи – мы сварили щи»

 

 - Предложить родителям посмотреть вместе с ребёнком в театре марионеток им. Е.С. Деммени спектакль «Сказки Андерсена».

4.

Составление рассказа по картине «День рождения Тани»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.155)

Учить составлять рассказ по картине.

Закрепить умение образовывать имена существитель-

ные – названия посуды.

Закрепить произношение звука «щ», представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последователь-

ности.

Развивать произвольное внимание.

Воспитывать усидчивость.

Картина «Мама моет посуду», кукольная посуда; картина «Заблудился».

д/и «Скажи наоборот»

Цель:учить подбирать антонимы.

Широкая – узкая,

Толстая – тонкая,

Глубокая – мелкая,

Высокая – низкая,

Тупой – острый,

Большая – маленькая,

Прочная – хрупкая.

 

д/и «Поймай звук»

Цель: развивать фонематический слух.

Воспитатель произносит слова, если дети слышат звук «щ» - хлопают в ладоши, если звука «щ» нет – прячут руки за спину.

Стихотворение:

«Мыть посуду – не пустяк.
Блюдца мокрые скользят,
Ложки, падая, звенят,
Помогая нашей маме,
Мы посуду моем сами.
Сами чашки вытираем,
Сами ставим их на полки,
Сами дружно подбираем
На полу потом … осколки»
(Т. Петухова)

Оформление выставки  детских работ.

 

 Март

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приёмы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями.

1.

Составление описания животных по картинкам

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.156)

Учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку.

Учить составлять сложнопод-

чиненные предложения.

Закрепить правильное произноше-

ние звука «щ», учить выделять этот звук в словах; закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.

Развивать речевую активность.

Воспитывать усидчивость.

Щенок, Петрушка, заяц, кубик; предметы – ящик, щетки, клещи, ширма; фланелеграф и к нему изображения лисы, лука, молоточка, колеса, листа.

д/и «Опиши животное»

Цель:учить описывать животных.

 

д/у «Угадай звук»

Цель: развивать слуховое внимание.

Стихотворе-

ние:

«Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча»

(С. Михалков)

 - Домашнее задание для родителей с ребёнком: «Весна» - нарисовать, сочинить сказку или рассказ, записать и принести в детский сад.

2.

Составление описания по лексической теме «Овощи»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.158)

Учить описывать овощи, правильно их называть. Уточнить представления об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию.

Развивать интерес к окружающему.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Блюдо с овощами (муляжи) или картинки: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, редис, картофель, репа; разные фрукты (2-3 экз.); картина «Брат и сестра».

д/и «Чудесный мешочек»

Цель :учить описывать овощи.

 

д/и «Что растет на огороде»

Цель: учить называть овощи, место произрастания.

Загадки об овощах.

 

Стихотворение:

«В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год»
(А. Прокофьев)

 - Подготовка к празднику Масленицы: разуч. песен,

 потешек, закличек и

русских народных игр.

3.

Употребление в речи слов с пространст-венным значением

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.160)

Продолжать учить составлять описания предметов, игрушек. Учить правильно употреблять слова, обозначающие пространствен-

ные отношения (ближе – дальше, впереди – сзади). Учить четко и правильно произносить звуки «л – ль», выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками «л – ль», закреплять умение подчеркнуто произносить звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

Развивать память, внимание, умение отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывать усидчивость.

Игрушки, в названиях которых есть звуки «л – ль»: лошадь, лиса, теленок; картинки с изображениями домашних и диких животных – лошади, теленка, слона, льва, верблюда, оленя, лося, лисы, волка.

д/и «Кто где стоит» Цель: учить употреблять слова, обозначающие пространст-

венные отношения

 

д/и «Назови первый звук»

Цель:развивать фонемати-

ческий слух.

Воспитатель предлагает детям игрушки и просит назвать первый звук. (Петрушка, лиса, самолет, волк)

ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят»

- Дом. задание: «Моё генеалогическое дерево» -

помочь ребёнку разобраться

 в родственниках ( кем

 приходится и как зовут).

4.

Пересказ рассказа Н .Калининой «Помощники»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.162)

Учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей. Закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий. Закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками – «с», «ш».

Развивать умение слушать.

Воспитывать интерес к художествен-

ной литературе.

Полочка с кукольной посудой: двумя сахарницами, двумя хлебницами, двумя салфетницами (разные по форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, две сухарницы, две солонки; картина «Саша и снеговик»; звуковая демонстрационная линейка.

д/и «Магазин посуды»

Цель: учить называть предметы посуды, образовывать названия по аналогии.

 

д/и «Назови слова»

Цель: учить называть слова с заданным звуком.

Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются со звука «с» девочкам, мальчикам – со звука «ш».

 

«Точим нож!

Точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!»

 - Предложить родителям

вместе с ребёнком

 посмотреть в детском

 театре «Зазеркалье»

 спектакль «Винни-Пух

 и все, все, все».

                                                                                                        Апрель

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приёмы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

1.

Описание внешнего вида животных

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.164)

Продолжать составлять описание предметов. Упражнять в образовании форм глагола хотеть (хочу – хочет, хотим – хотят). Закреплять правильное произношение звуков «л – ль», изолированных, в словах и фразах, учить выделять этот звук в речи; правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями; выделять голосом определенные слова (логическое ударение); продолжать учить определять первый звук в слове; закреплять умение интонационно выделять заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Развивать интерес к окружающему.

Воспитывать умение слушать рассказы товарищей.

Картинки или игрушки – лошадь, волк, лиса, козленок, белка, ослик, коза, жеребенок, котенок, медвежонок, собака; картинка, на которой изображены мама и девочка; елка (из фланели) и игрушки к ней – шарик, пирамидка, неваляшка, матрешка, собака, грибок; фишки.

д/и «Зоопарк»

Цель: учить составлять рассказ о животном, выделять заданный звук.

 

д/и «Подбери слово»

Цель: упражнять в образовании форм глагола хотеть.

 

д/и «Услышь звук»

Цель: учить подбирать слова на заданный звук.

Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются на звук «м», затем на звук «мь». За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются, у кого больше, тот выиграл.

Стихотворение:

«Мама купала в ванной малышку.

Мылом, мочалкой мыла голышку.

Около мамы Мила стояла,

Теплой водой малыша обливала»

(Г. Лагздынь)

 

Чистоговорки:

Ла-ла-ла – лапа, лампа, лак, пила,

Лы-лы-лы – лыжи, малыши, столы,

Ло-ло-ло – лодка, локоть, ложка, лом.

 

Информирование родителей о ходе образовательного процесса. 

2.

Составление рассказа по картине «Куры»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.167)

(Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»,

М.: Просвещение, 1988, с. 53)

Учить составлять короткий описательный рассказ по картине.

Учить сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят.

Закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию; представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом.

Развивать наблюдатель-

ность.

Воспитывать интерес к занятию.

Картина «Куры», звуковые часы, демонстрационная линейка.

д/и «Сравни птиц»

Цель: учить находить сходства и отличия.

Воспитатель предлагает сравнить петуха, курицу, цыпленка.

Спрашивает, чем они похожи друг на друга (птицы, есть крылья, клюв, живут у людей и т. д.), чем отличаются (размер, цвет, повадки)

 д/и «Найди пару»

Цель: упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

 

 

Загадки:

«Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет»,

 «Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Под крыло собирает»,

 «Был белый дом

Чудесный дом.

И что-то застучало в нем,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое,

Такое пушистое и золотое» 

Демонстрация родителям тетрадей с выполненными заданиями. 

3.

4.

 Повторение пройденного материала

 Повторение пройденного материала

 Май

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приёмы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями.

1.

Составление описаний персонажей сказки «Теремок»

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.170)

Учить составлять описание предметов.

Учить подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель».

Учить четко и правильно произносить звуки «р – рь», подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствую-

щей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Развивать внимание, память.

Воспитывать познаватель-

ный интерес к русским народным сказкам.

Картинка с изображением тигра; плоскостные или объемные игрушки – персонажи сказки «Теремок», мелкие игрушки – фишки.

д/и Назови одним словом»

Цель: учить классифицировать предметы.

Редис, морковь, огурец, помидор, лук – как назвать все это одним словом? (овощи)

Сарафан, рубашка, брюки, платье – это…(одежда)

Шкаф, стол, стул, кровать, кресло – это…(мебель)

 д/и «Кто как кричит?»

Цель: закрепить звукоподражание.

Ворона каркает…

Утка крякает…

Петух кукарекает…

Воробей чирикает…

Свинья хрюкает…

Тигр рычит…

 

д/и «Доскажи словечко»

Цель: учить подбирать слова – рифмы.

-Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

- Я мышка…(норушка)

- Я лягушка…

- Я зайчик…

- Я лисичка…

- Я волк…

Стихотворение:

«Терем, терем, теремок.

Звери строили домок –

Ставенки резные,

Двери расписные.

Пришел медведь,

Принялся реветь:

- В теремок пустите,

Двери отворите!

Выходили звери,

Отворяли двери.

Смотрят на мишку:

- Велик ты слишком!

Теремок сломаешь,

Зверей распугаешь!

Уходи, медведь!

Перестань реветь!»

 - Составить вместе с ребёнком вопросы для любой птицы, вернувшейся из тёплых краёв (подготовка к интервью).

2.

Определение специфи-

ческих признаков предмета

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.172)

Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Закреплять представления о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные; умение самостоятельно заканчивать слово (определять последний звук), названное воспитателем.

Развивать слуховое внимание.

Воспитывать умение слушать друг друга.

Кукла, матрешка, фишка, пирамидки, ленточки, шарики, лошадки, колечки, башенки (по 2 экз.); картина «Избушка на курьих ножках».

д/и «Узнай по описанию»

Цель: учить описывать игрушку.

 

д/и «Чего не стало?»

Цель: учить образовывать формы существительных во мн. ч. Р.п.

 

д/у «Доскажи звук»

Цель: учить заканчивать слово, развивать внимание.

Стихотворение:

«Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата –

Все на полочках сидят,

С нами поиграть хотят»

(Н. Воронина)

 - Беседа на тему «Мы – жители прекрасного города»; напомнить о необходимости прогулок с детьми по достоприм. местам, беседовать с ними, рассказывать о городе.

3.

Определе-

ние предмета по его специфи-

ческим признакам

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.174)

Закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах. Учить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде. Закреплять правильное произношение звуков «р – рь», учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные «р – рь», произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом.

Развивать умение слушать и понимать заданные вопросы.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Мешочек с овощами и фруктами (морковь, огурец, яблоко, апельсин, редис, лимон); игрушки и предметы, в названиях которых есть звуки «р – рь»: рыба, курица, карандаш, ведро и др.

д/и «Чудесный мешочек»

Цель: учить отгадывать предметы на ощупь, описывать их.

 

д/и «Кто как кричит?»

Цель: закрепить звукоподражание.

Тигр рычит…(р-р-р)

Кошка мурлычет…

Утка крякает…

Петух кукарекает…

Воробей чирикает…

Свинья хрюкает…

Чистоговорка:

«Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.

Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.

Ры-ры-ры – сильно жалят комары.

Ри-ри-ри – на ветках снегири.

Ар-ар-ар – кипит наш самовар.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь»

 

Скороговорка:

«Три вороны на воротах»

 

 - Предложить родителям посетить и записаться вместе с ребёнком в детскую библиотеку

4.

Описание внешнего вида детенышей животных

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2015, с.176)

Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков.

Учить пользоваться точными наименова-

ниями для называния детенышей животных; обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат так же, как и названия взрослых животных того же вида.

Закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности; продолжать воспитывать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова.

Развивать активную речь.

Воспитывать умение слушать.

Игрушки – медвежонок, лисенок, бельчонок, цыпленок, щенок, слоненок, жеребенок, ягненок; счетная лесенка; картины «Заблудился», «Звуковые часы»; индивидуальные звуковые линейки; демонстрационная звуковая линейка, индивидуальные звуковые часы.

д/и «Малыши»

Цель: учить описывать детенышей животных.

 

д/и «Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память.

 

 

Стихотворение:

«У верблюда есть горбатый верблюжонок,

У серой мышки – маленький мышонок,

У кошки – пушистые котята,

У белки – рыжие бельчата,

У крольчихи – пуховые крольчата,

У собаки – шаловливые щенята,

У коровы – ласковый теленок,

У свиньи – резвый поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы – смешной козленок,

У овцы – кудрявые ягнята,

А у мамы – конопатые ребята»

- Родительское собрание: консультация на тему «Во что играть и чем заниматься с ребёнком летом».

 

Перспективное планирование по развитию речи

2015 год

Группа № 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию речи в старшей группе

для разработки занятий, индивидуальной работы по развитию речи в старшей группе ДОУ...

Перспективный план по развитию речи в средней группе

В плане распределены темы НОД по развитию речи в средней группе в соответствии с тематическими неделями....

Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе

Задача- повышение уровня  развития грамматически - правильной речи детей, обогащение словарного запаса и развитие связной речи....

Перспективный план по развитию речи в I младшей группе.

Перспективное планирование в первой младшей группе по развитию речи у дошкольников....

Перспективный план по развитию речи

Перспективное планирование по развитию речи для детей подготовительной группы...

перспективный план по развитию речи в средней группе

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием сказок в средней группе.  Цель: показать, что сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей среднего...

Перспективный план по развитию речи в театрализованной деятельности для детей старшего возраста. 2010-2011 г.г.

Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Изобразительная деятельность. В режиме дня....