в поисках друзей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Дубинина Марина Михайловна

Конспект образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_1.pptx1.86 МБ
Файл prezentatsiya_2.pptx2.86 МБ
Файл prezentatsiya_3.pptx2.26 МБ
Microsoft Office document icon 01._obrazovatelnaya_deyatelnost_zanyatie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЯПОНИЯ Подготовила: Дубинина М.М.

Слайд 3

Япония – страна восходящего солнца


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АФРИКА Подготовила: Дубинина М.М.

Слайд 4

АФРИКА – ЦАРСТВО САМОГО ЖАРКОГО В МИРЕ СОЛНЦА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭСКИМОСЫ


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 25 г. ЛИПЕЦКА

Конспект образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

 «В ПОИСКАХ ДРУЗЕЙ»

Подготовила: воспитатель

Дубинина Марина Михайловна

Липецк 2016

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

познакомить с культурой этих народов;

показать, в чем состоит различие и сходство людей разных национальностей;

вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;

продолжать работу по расширению кругозора детей;

учить описывать внешний вид людей.

Воспитательные задачи:

воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету, доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Развивающие задачи: развивать умения участвовать в совместной игре, умение игрового общения; обогащать словарь, закрепляя новые слова; совершенствовать умение подбирать родственные однокоренные слова,  упражнять в подборе синонимов, составлении  сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

Материалы и оборудование:

ИКТ-технологии: музыкальное сопровождение, Презентации;

игра танграм «Колумбово яйцо»; 

цветик-четырехцветик (наглядное пособие), указка;

карточки с цифрами на одной стороне, на другой  стороне с буквами;

льдины  из картона (наглядное пособие);

карта мира.

Предварительная работа:

Реализация проекта «Дружат дети всей земли» через следующую деятельность:

изучение глобуса;

беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране», рассматривание иллюстрационного материала по теме;

 просмотр мультфильма и чтение произведения Катаева В. «Цветик-семицветик»;

 просмотр  мультфильма «Катерок»;

чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;

загадывание загадок о дружбе;

разучивание наизусть стихи о дружбе;

решение головоломок.

Интеграция Образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Методы работы: словесный, наглядный, практический.

  Ход ОД :

Здравствуйте, ребята. У вас хорошее настроение?

- Посмотрите, у меня есть два волшебных мешочка. Один – с плохим настроением, а другой – с хорошим.

Сейчас я открою мешочек с плохим настроением, и мы спрячем в него плохое настроение, свое волнение.

А теперь мешочек с хорошим настроением откроем, пусть его содержимое заполнит всю нашу комнату, хорошо?

Закройте, пожалуйста, глаза и почувствуйте прилив бодрости, веселья.
Ой, ребятки, а что это в мешочке с хорошим настроением? Какое-то письмо, прочитаем?

Письмо:
«Милые мои детки! Я живу на удивительном, очень красивом острове, на котором много больших и красивых цветов, много насекомых, удивительных животных. Я засыпаю и просыпаюсь под пение необычных птичек. Но на острове я один, у меня нет друзей. А так хочется услышать дружеский совет, веселый детский смех.  Я вас  приглашаю всех к себе в гости.  Посылаю вам волшебный колокольчик, с помощью которого вы попадете на мой остров.  Очень надеюсь на вашу дружбу! Жду вас   с большим нетерпением! До встречи на острове!

Ваш………»
- Ребята, от кого письмо непонятно. Но вы хотели бы помочь тому, кто оказался в беде?

(Ответы детей)

- А почему?

(Ответы детей)

- Подождите, в мешочке еще что-то есть – да это карта острова!

Какой, действительно, удивительный остров, судя по карте, он богат растительностью, а населяют его самые разнообразные животные.
Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя, чтобы не навредить удивительному миру природы?

(Ответы детей)

А сейчас мы это проверим

Д/игра «Правила поведения в природе»

Под песню «Дружат дети всей земли» (муз. Д.Львова, сл. В.Викторова) дети входят в группу.

 — Давайте возьмемся за руки, сделаем большой круг и посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.

А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

А кто мне подскажет как называется наша страна? (Россия)

— Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)

Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным  цветом кожи, глаз и волос, разговаривают на разных языках.

Я предлагаю, ребята, отправиться в увлекательное путешествие по земному шару в поисках новых друзей. Вы хотите найти новых друзей?

Тогда отправляемся?

А на чем можно отравиться в путешествие?

А для того, чтобы вам узнать, что нам поможет перемещаться по земному шару, вам необходимо сесть на ковер и закрыть глаза.

(Звучит волшебная музыка, воспитатель перевоплощается в девочку Женю)

-  Можно открывать глаза. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Женя, я пришла к вам из сказки «Цветит-семицветик» потому что я узнала, что вы хотите найти новых друзей и решила вам помочь. А у меня есть цветик-четырехцветик. С его помощью можно очутиться в любом         уголке Земли.

Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север через юг, покажи нам кто наш друг».        

Давайте скажем все вместе громко...  Дети произносят громко.         

 - А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.

Презентация 1

Ребята, смотрите, как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (слайд 1)  (Из Японии.)

Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)

Ребята, как  сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы . (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как  сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — так называют Японию. (слайд 2)

  - Посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Показывает указкой Японию.

- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы и дома (слайд 3), с необычной формой крыши (слайд 3) и высокие красивые горы (слайд 4, 5).

Национальный японский костюм называется кимоно (слайд 6).

Популярный вид спорта в Японии – борьба тяжеловесов – сумо (Слайд 7).

Японцы вежливые и чистоплотные люди, никогда не зайдут в дом не сняв обувь.

Во всем мире славиться японская чайная церемония – время отдыха. (слайд 8) Обратите внимание люди сидят на полу. Их ноги поджаты под себя, спина прямая. (слайд 9). Эта поза помогает сохранять правильную осанку и улучшает кровообращение. Хотите тоже побывать на чайной церемонии?

Опускайтесь на колени и присаживайтесь на пяточки, как настоящие японцы. Какие у вас прямые спины, мне очень приятно на вас смотреть.

Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (слайд 10). (Выслушиваются варианты  ответов  детей.)        

Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).        

Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)        

А как бы нам подружиться с этими детьми?        

Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)        

В Японии очень любят различные головоломки, среди них (воспитатель демонстрирует) и танграм — выкладывание геометрических фигур - есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо. Мы сейчас с вами поиграть в такую игру.

Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр так, чтобы друг другу  не мешать.

— Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти фигур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилось яйцо. (Звучит японская музыка.)

Дети выполняют задание на ковре, а затем рассматривают, что получилось.

Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)

Молодцы, ребята! Все справились с заданием. А теперь складывайте свои детали в конверт.

На память о наших японских друзьях у нас останется интересная игра Танграм, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.

Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Презентация 2

-Ребята, смотрите, как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (слайд 1) (Из Африки)

Как одним словом можно сказать, что у девочки черный цвет кожи? (Чернокожая), а если у мальчика? (Чернокожий)

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. Показывает указкой Африку.

- А теперь расскажите, как   выглядит девочка.(слайд 2).

- Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза, темные волосы, кудрявые волосы.. . (Кареглазая, большеглазый,  темноволосый)

Какая одежда у неё?

- Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. (слайд 3).

Там есть пустыни (слайд 4), степи (слайд 5), тропические леса (слайд 6).

На просторах Африки обитают разные животные, приспособившиеся к ее условиям. Назовите их.

В Африке много разнообразных племен – коллектив людей, у которых общая территория проживания, общие традиции, обычаи, занятия, стиль одежды)(слайд 7, 8, 9, 10)

- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. (слайд 11, 12, 13, 14)

Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)

Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.

Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? (слайд 15). Африканские дети больше всего любят танцевать.

- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки.)

Танец «Чунга-Чанга».

—        Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.
На память о них у нас останется веселый танец.

- Сколько у нас осталось еще лепестков?

Дети: У нас осталось еще 2 лепестка.

- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Фея цветов предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе.)

Презентация 3

Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)                                                                                           

Где живут эскимосы? (слайд 1). (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (слайд 2) (ответы детей). 

Только три месяца здесь бывает лето, а остальное время бывает зима. (слайд 3). Зимой дни бывают короткие, что только взойдет солнце, тотчас и сядет. Эскимосы говорят своим языком, других языков не понимают и никуда из своей земли не ездят. Эскимосы  шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

А теперь расскажите, как   выглядят дети? (слайд 4).

Ребята, как  сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как  сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

—Какое у детей настроение?

— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, смешные, довольные, жизнерадостный, улыбчивый).

Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу. (слайд 5, 6).

Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.

А еще эскимосы занимаются оленеводством (слайд 7), любят ловить рыбу (слайд 8) и охотиться (слайд 9).

Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.

А теперь подберём родственные слова к слову «охота». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.

Молодцы, ребята.

А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)

Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Проводится под музыку «Песенка о медведях» (сл. Л.Дербенева, муз. А.Зацепина)

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

—        Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами.

Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И на память о них останется эта подвижная игра.

- У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой...

Давайте-ка, скажем, волшебные слова... Тихо…

Фото детей группы

- Посмотрите, ребята, а кто это? (Это дети нашего детского сада).

- Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать. И они приготовили для вас один сюрприз.

Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.

Дети выполняют задание под музыку. (Барбарики «Дружба»)

— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)

— Почему это важные слова?

—А вы по-настоящему дружные ребята?

— Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?

— А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и  внимание к другому...)    

— Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга? (мы разговариваем на разных языках, по-разному одеваемся, выглядим по-разному, у нас разные жилища (дома), мы живем в разных уголках земного шара).

   — Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

Вам нужно возвращаться в детский сад, а мне тоже пора домой. Присаживайтесь на ковер, закрывайте глаза.

(Звучит волшебная музыка, девочка Женя перевоплощается в воспитателя).

Воспитатель: Ребята, вы вернулись из своего увлекательного путешествия?

А с людьми каких национальностей вы сегодня подружились?

Хотели бы вы для них на память сделать подарки?

Я предлагаю вам подумать, что вы хотите им подарить и мы обязательно это сделаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультурное занятие "В поиске друзей"

Учить детей  ползанью по гимнастической скамейке на ладонях и коленях.Закрепить навыки разновидностей ходьбы, сохраняя при этом осанку, про-должать работу над умением правильно дышать и восстанав...

Интегрированное занятие в подготовительной группе «В поисках друзей»

Цель: Формирование социально-ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях. Развитие у детей способности к сопереживанию, желания прийти на помощь другу в сложной ситуации....

Конспект занятия по математике. Тема: «На поиски друзей».

Задачи: закрепить понятие о геометрических фигурах, повторить порядковый счёт, обратный счёт, понятие "больше - меньше"; совершенствовать умение определять расположение предметов на листе бумаги, и от...

Конспект занятия по математике. Тема: «На поиски друзей».

Задачи: закрепить понятие о геометрических фигурах, повторить порядковый счёт, обратный счёт, понятие "больше - меньше"; совершенствовать умение определять расположение предметов на листе бумаги, и от...

Конспект Образовательной Деятельности область Физическое развитие «В поисках друзей»

Конспект Образовательной Деятельности  во второй младшей группе...

Игровой стретчинг "В поиске друзей"

Игровой стретчинг – специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Упражнения стретчинга носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролев...

Сценарий образовательного терренкура во второй младшей группе «В поисках друзей Мишки»

Цель: Оздоровление и укрепление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:ü Формировать у детей представления о ...