Статья "Чтение художественной литературы о природе"
статья по развитию речи по теме

Кондрашина Юлия Васильевна

В данной небольшой статье говорится о том, как  познакомить детей с природой с помощью такого словесного метода, как чтение художественной литературы. Материал статьи позволит узнать, чем руководствоваться взрослому при выборе художественной книги о природе для чтения их детям, как проводить беседу по прочитанному произведению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hudozhestvennoy_literatury_o_prirode.docx260.03 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение художественной литературы о природе

При ознакомлении детей с природой используют такие словесные методы, как рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги и беседу. Эти методы позволяют конкретизировать и обобщать, пополнять и уточнять знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, формировать природоведческие понятия. Помимо этого дети получают знания о новых явлениях и предметах природы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе.

Остановимся более подробно на таком методе ознакомлении дошкольников с природой, как чтение познавательной природоведческой художественной литературы.

Детская книга о природе, являясь видом искусства, воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах и рисунках. Природоведческая книга даёт богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. Книга ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе, раскрывает явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма. Так, сказка «Первая охота» В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:

 1) сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

 2) связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

 3) произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

 4) оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

 Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать. С этой же целью читают произведения Н. М. Павловой «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике).

 Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, можно прочитать рассказ «Под снегом на лугу». Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке.

 Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

 Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

Воспитателю нужно помнить, что затягивающиеся, подробные беседы, которые превращаются в пересказ своими словами только что прослушанного рассказа, а то и стихотворения, нарушают целостность восприятия, прерывают эмоциональное воздействие произведения на ребенка. Поэтому беседа должна быть краткой, не касающейся деталей повествования. Как отмечал К. Д. Ушинский, «длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с другой стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понято».

 Помня эту рекомендацию К. Д. Ушинского, педагог должен найти ту меру вопросов, рассуждений, объяснений, которые помогут ребенку понять произведение, но не помешают воздействию его на чувства. «Перед педагогом, — отмечает Н. С. Карпинская,— стоит сложная, но выполнимая задача: сохраняя у детей свежесть первых впечатлений от прослушанного, вести их к более глубокому пониманию содержания произведения в пределах, доступных дошкольному возрасту».

 На основании сказанного выше можно сформулировать некоторые требования к проведению бесед по литературно-художественным произведениям о природе:

 1) беседа должна направлять мысли ребенка на понимание главного в прочитанном произведении;

 2) в ходе беседы воспитатель должен помочь ребенку вспомнить и использовать в своей речи отдельные образные выражения и произведения («Как об этом сказано в стихотворении?», «Как это описано в рассказе?»);

 3) беседа должна быть краткой, эмоциональной и предшествовать повторному чтению произведения.

Итак, чем разнообразнее по своей структуре будет беседа о природе и чем эмоциональнее будет она проведена, тем большее значение будет она иметь для развития мышления и речи детей.

 Сочетание приемов: различные вопросы, рассматривание картины, чтение художественного произведения, беседа, наблюдения, дидактическая игра — создает условия для разнообразной умственной деятельности, что обеспечивает речевую и познавательную активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие «Живая и неживая природа» для дошкольников с учетом ФГТ (образовательные области: окружающий мир, познание, художественная литература, художественное творчество).

Цель: познакомить детей с понятиями «природа», « живая природа», «неживая природа»; воспитание бережного отношения к природе.Материал.Рисунки и иллюстрации с изображением природы и неприродных о...

Воспитание у детей среднего возраста интереса к художественной литературой о природе.

Содержание   Введение 1.Особенности работы с детьми  среднего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой о природе. 2.Современные методы и приемы ...

«Влияние художественной литературы о природе на духовно- нравственное развитие ребенка»

Система заданий, которая может быть использована педагогам - воспитателем в работе с дошкольниками....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы о природе

-Описание природы и повадок животных в произведениях писателей и поэтов;-Педагогическая диагностика развития речи детей младшего возраста;-Использование художественной природоведческой литературы;-Обр...

Статья "Художественная литература о природе. Зима"

Материал данной статьи поможет как родителям, так и педагогам по-новому взглянуть на художественную литературу о природе для детей и использовать ее в наблюдениях на прогулках....

Значение художественной литературы в жизни наших детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...