конспект занятия на тему "Описательный рассказ по мнемотаблицам по теме Времена года".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шабагатова Альфира Сейдахметовна

конспект НОД по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx358.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 6 «Василек» г. Сургут. Воспитатель: Шабагатова А.С.

Конспект открытого занятия  по развитию речи в старшей группе на тему:

Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»

Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Задачи: 
Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.
Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.
Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.
Демонстрационный материал: письмо от Незнайки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; использование презентации; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.
Раздаточный материал: снежинки на ниточке; картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).

Ход занятия: 
Дети стоят рядом с воспитателем.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.          

Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт.                 

Как вы думаете, что это? Это письмо прислал нам Незнайка. Он пишет что совсем запутался и не может вспомнить в какое время года праздновали праздник новый год и рождество, путается в временах года и просит вас объяснить ему  что такое весна, лето, осень и зима. Незнайка  хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.
- Ну что, ребята, расскажем Незнайке  о временах года, чем они отличаются друг от друга.
-Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год).

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

-Давайте Незнайку познакомим с весной, когда вся природа просыпается.
Буква «В»- обозначает, что настала весна.
Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Буква «У»– на улице тает снег и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.

     

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0469/00077e78-c6823a61/hello_html_2428b9fb.jpg

       

      А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Незнайке про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.

     - Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
-Солнце жаркое как (костер, огонь …)

Ребенок загадай свою загадку ребятам.

Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов, 
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться…(лето)

(дети садятся на стульчики)

Давайте Незнайке  расскажем про лето по нашей схеме.

http://edushk.ru/pars_docs/refs/5/4508/4508_html_8e65379.png                     
Буква «Л» - настало лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето.         

Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды).

Злата, загадай свою загадку ребятам.         
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму …(осень)

(дети садятся на стульчики)
Давайте познакомим Незнайку с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.

http://pedportal.net/attachments/001/085/438/1085438.jpg?1430953591
Буква «О» - наступила осень.
Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.
Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.
Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.
Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.
Кто расскажет про осень по схеме?

 Что делают звери осенью? (готовятся к зиме) , - Как готовится к зиме белка? , - Как готовиться к зиме заяц? , - Как готовится к зиме медведь?,  - Как готовятся к зиме птицы?           

Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки (дупло), лисы (нора), медведя (берлога), волка (логово), птиц (гнездо).

      - Ребята, ребенок  загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.

Сколько снега намело!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая …(зима)

- Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).              

 Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.

http://images.myshared.ru/9/933717/slide_20.jpg


Что на ней изображено?
- Буква «З» - обозначает что? (наступила (пришла, настала...) зима)
- Снежинки – часто идет холодный снег.
- Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.
- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.
- Коньки, санки – катаются на коньках и санках
Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.           
Звучит в записи шум ветра, вьюги. Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей.    

 Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите носиком больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, и подуем на снежинки (выполняют упражнения для дыхательной гимнастики). 
- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.

А еще ребята давайте вспомним какой замечательный праздник мы отмечаем зимой. (новый год и рождество).  

Ребята кроме Нового года еще какой праздник мы отмечали? (Рождество)

Злата стихи рассказывает.

Даша стихи.

Куда мы ходили? Что несли?

Что в храме вам понравилось?

А что мы делали  в группе? (чаепитие)

- Молодцы! Рассказали Незнайке  о временах  года

Ребята вот мы и познакомили   Незнайку  с четырьмя временами года и с праздником Рождество  Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.                            
Игра «Назови наоборот» 
Летом жарко, а осенью …(холодно)
Летом дни длинные, а осенью …(короткие)
Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)
Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)
Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)
Летом идут дожди, а зимой … (снег).      

Итог: 
Ребята, с чем мы познакомили Незнайку? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Времена года» в средней группе. (с элементами развития речи, изобразительной деятельности и ИКТ)

Цели:1.Закрепить и обобщить знания о временах года, об их приметах;2. Закрепить знания о жизни животных и птиц в разное время года;3.Продолжать учить, правильно, называть детенышей животных, место их ...

Мнемотаблицы на тему "Времена года"

Одна из новейших методик, которая используется воспитателями и логопедами с целью развития речи и памяти детей - мнемотехника. Предлагаю рассмотреть мнемотаблицы для составления рассказа о временах го...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Времена года"

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группеТема: «Времена года"Конспект подготовила воспитатель Прошина Н.В.Цель:Закрепить основные признаки времени года.Задачи:1) Учи...

Конспект комплексного открытого занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Времена года»

Задачи:1)Учить детей отвечать на поставленные вопросы. Способствовать обогащению знаний детей о жизни диких животных в зимний и весенний периоды.2)Формировать познавательный интерес к природе.3)Воспит...

План-конспект занятия для детей 2-3 лет по теме Времена года

Занятие № 1 . Возраст 2-3 года. Колокольчик мой поет на занятие зовет.Садимся друзья, будем здороватьсяДоброе утро солнце (руки вверх), доброе утро земля (руки вниз), доброе утро небо (ввер...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Времена года. Весна»

Цель: развитие связной речи по теме «Весна».Задачи:-учить подбирать слова-определения к существительному;- учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки; -учить детей соста...