ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Кокорева Анна Витальевна

Модель идеального  рассказа ребёнка,  к составлению которого  следует стремиться педагогам и родителям

в процессе обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ  ДОШКОЛЬНИКОВ

В отличие от большинства авторов, которые выделяют два  направления в подготовке к составлению ребёнком самостоятельного рассказа:   внутреннего, предметно – смыслового и внешнего,  формально–языкового, выделяю  пять обязательных   направлений:

  1. Определение мотива   (для чего рассказывать)
  2. Активизация познавательных процессов («разогрев», запуск)
  3. Уточнение замысла  (о чём   рассказывать),
  4. Составление плана  (в какой последовательности рассказывать)
  5. Отбор языковых средств  (как, какими словами  рассказывать)

Остановимся на важных деталях обучения, в рамках указанных пяти направлений, которых  мы предлагаем придерживаться  при проведении  занятий по развитию  связной монологической речи у детей:  

  1. Формирование значимого  мотива (не просто рассказать по просьбе педагога о событии или явлении, а помочь составить:  письмо о разных временах года для африканской девочки, объявление о пропавшем попугае, рассказы в творческий альбом, сказки для сборника  и т.п. )

  1. Активизация психических процессов, тесно связанных с речью (воображения, памяти, мышления, внимания, восприятия)

  1. Работа над смысловой организацией рассказа (анализ содержания, времени и места действия, характеристик героев, свойств объектов, целей действий каждого персонажа, последовательности событий, причинно – следственных связей между объектами и явлениями, помощь  с замыслом  - разбор вариантов)

  1. Моделирование плана (для дошкольника используются графические вспомогательные средства: схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметные картинки – символы, предметы- заменители)

  1. Работа над языковой организацией рассказа (отбор наиболее точных слов для обозначения объектов, действий, признаков, необходимых образных выражений, фразеологических оборотов, построение грамотных, чётких предложений, уточнение глагольной цепочки,  связей между  предложениями и частями рассказа,  работа над прямой речью, осмысление темпа рассказа, его интонирования, акцентирование наиболее значимых слов и пр.)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ  ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

При проведении занятий по развитию связной речи в условиях детских образовательных учреждений или в кругу семьи мы предлагаем педагогам и родителям руководствоваться следующими организационными принципами:

1.Наличие яркой мотивации при составлении детьми самостоятельных рассказов (не просто выступить перед товарищами, а помочь педагогу написать объявление о пропавшем попугае,  составить письмо о зиме для африканской девочки, объяснить инопланетянину - чем дикие животные отличаются от домашних и пр.)

2. Учёт  огромной роли эмоций в регуляции самостоятельной речевой  деятельности ребёнка – дошкольника (использовать тексты и картины только  с  интересными, занимательными сюжетами,  создавать  эмоционально – значимые ситуации: ряжение, получение посылок  и писем от Незнайки, призы за лучший рассказ, приход героев любимых сказок, появление кукол – бибабо и пр.)

3. Отказ от жёстко регламентированных, переход к более демократичным формам обучения (посадка не только за столами,  ответы без поднятой руки, поощрение инициативных высказываний, свободного общения не только через педагога, а непосредственно между детьми и пр.)

5.Использование символических изображений, обеспечивающих зрительный план развёрнутых высказываний и, кроме того, способствующих  повышению умственного возраста детей  (схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметы – заменители  и пр.)

6. Обеспечение в занятии   разнообразной двигательной разрядки, способствующей усилению мыслительной и речевой активности (пластические этюды, физкультминутки для развития пальцевой моторики, динамические паузы, проигрывание  действий, встречающихся  в составляемых рассказах и пр.)

7. Привлечение технических средств обучения (видеомагнитофон, магнитофон, кинокамера, фотоаппарат и пр.)

8.  Обеспечение качества наглядного материала (нравственный уровень, размер, эстетичность, яркость, современность)

9. Воспитание у детей элементарных навыков, относящихся к форме публичного выступления (не увлекаться деталями, но не упускать главного, спокойно стоять лицом к слушающим, говорить уверенно,  громко, полётно, выразительно, акцентировано, убедительно  и пр.)

10. Привлечение детей к аргументированной оценке рассказов товарищей и своих собственных («рассказал выразительно, громко, по порядку, полно,  без остановок, следил за звуками» и пр.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ СОСТАВЛЕНИЯ ДЕТЬМИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ  

  Модель идеального  рассказа ребёнка,  к составлению которого  следует стремиться педагогам и родителям

в процессе обучения.

Идеальный рассказ дошкольника должен быть:

  • полным (без пропусков)
  • связным (смысловые объединение частей рассказа и отдельных предложений)
  • последовательным (без перестановок)
  • логичным  (с причинно – следственными зависимостями)
  • спланированным (помогает наличие графического плана – схемы, уточнение глагольной цепочки)
  • лексически наполненным (разнообразие лексики, точность называния действий, наличие слов – признаков),
  • выразительным  (с акцентированием значимых слов)
  • грамматически верным (без грамматических ошибок)
  • фонетически чистым (все звуки речи произносятся правильно, ребёнок использует оптимальные темп рассказывания, силу голоса, интонацию, логические ударения)
  • непрерывным (без пауз)