Основные этапы формирования связной речи.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Фендрикова Ирина Владимировна

В  статье даны описания основных этапов развития связной речи. Конечно, в логопедии важны все её разделы: и  развитие фонематического слуха, и звукопроизношения, и развитие граматического строя речи, и развитие слоговой структуры слова. Однако дошкольное детство предполагает полноценную подготовку ребёнка к школе. Не копирование школьных уроков (я говорю об этом на правах бывшего методиста районного информационно-методического центра).  Именно задача подготовки ребёнка  к учебному процессу успешно решается с помощью усвоения основных этапов развития связной речи.

Прежде чем воспользоваться данной статьёй, необходимо обследовать уровни речевого развития детей с ОНР. 

  • Первый уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения в том возрасте (около 5ти лет), когда у нормально развивающегося ребёнка навыки речевого развития в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или 2-3 искажённых предложения.
  • Второй уровень характеризуется тем, что общение происходит не только с помощью жестов и бессвязных предложений, но и путём искажённых в гармматичесом плане искажённых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать по картинке. Однако, связной речью пока не владеют.
  • Дети пользуются развёрнутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. наиболее отчётливо они проявляются в разных видах монологической речи - описание, пересаз, рассазы по серии картин.

Комплексное обследование связной речи включает:

  • Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
  • Составление предложений по серии картинок (не более 3х);
  • Пересказ текста (знакомой сказки);
  • Составление рассказа по сюжетной картинке;
  • Сочинение рассказа на основе личного опыта;
  • Составление рассказа-описания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапыформирования связной монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»

Данная презентация  знакомит педагогов с основными этапами работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства ДОУ.Материал, представленный в през...

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

Этапы формирования связной речи

Консультация для воспитателей ДОУ...

Консультация для педагогов "Основные этапы развития связной речи"

Консультация для педагогов СПДС на тему "Основные этапы развития связной речи"...

«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»

laquo;Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»...