«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Кашапова Айгуль Разифовна

Д/с №88 г.Нижнекамске

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sbornika_kashapova_a.r._madou_no93.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

«Детская речь на всех этапах своего

развития питается неисчерпаемой

жизненной силой народного –

родного языка»

Сколько забот, обязанностей и ответственности появляется у взрослых, когда в их жизнь входит маленький человек!

Ведь благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей. Мать кормит ребёнка, берёт на руки, купает, ласкает, улыбается ему, разговаривает, показывает погремушки.

Пройдёт каких – нибудь 1-2 месяца, и вы увидите, что малыш уже останавливает свой взгляд на вашем лице, на окружающих предметах, начинает прислушиваться к звукам.

Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается и поддерживается между взрослым и ребёнком.

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течении которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое нёбо приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и чёткого произношения звуков и слов.

В дошкольный период происходит становление речи и её формирование. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Ребёнок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен прежде всего слышать речь родителей. Малыш слушает обращённые к нему ласковые слова, отвечает улыбкой на улыбку, издаёт звуки. Пока это только эмоциональное общение, но в нём основы будущей речи. Вот почему речевое общение ребёнка и взрослого – необходимое условие возникновения и развития речи малыша.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребёнка развивается своевременно и правильно.

Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчётливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи – возрастное явление, проходящее со временем. Недопустимо, когда ребёнок в 5, 6 и даже в 7 лет не может поддерживать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, рассказ, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, неправильно произносит звуки.

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринуждённое общения ребёнка с окружающими. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребёнка, отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.

Чтобы у ребёнка речь была грамотной и чёткой, родители и педагоги, при занятии с детьми должны использовать скороговорки – чистоговорки. Скороговорки – это, как правило, небольшой по объёму речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Например:

Ко-ко-ко – кошка любит молоко.

Га-га-га у козы рога.

Ха-ха-ха – не поймать нам петуха.

Ой-ой-ой – зайке холодно зимой.

На горе гогочут гуси.

Хомячку на ухо села муха…

Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата. Для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчётливой и внятной речи, но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи, для работы над интонационной выразительностью речи.

Для воспитания звуковой культуры речи кроме скороговорок, как родители так и педагоги должны использовать различные речевые игры и упражнения. Например:

Игра: «Скажи ласково».

Мама – (мамочка), птица – (птичка), огурец – (огурчик), тетрадь – (тетрадочка).

Упражнение: правильно назвать один овощ и много овощей.

Огурец - … (огурцы), тыква - … (тыквы)…

Должны использовать считалки: «Ехала белка на тележке. Продавала всем орешки. Кому два, кому три. Выходи из круга ты».

- Пословицы и поговорки на различную тематику:

Глаза боятся, а руки делают.

Скромность всякому к лицу.

Что припасёшь, то и на стол понесёшь…

- Загадки:

В поле родился,

На заводе варился,

В стакане растворился. (Сахар).

В нашей кухне круглый год,

Дед Мороз в шкафу живёт. (Холодильник).

С детьми заучивать и просто читать стихи на различную тематику:

И. Суриков «Снежинки».

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

В. Степанов «Пилот».

В небо синее пилот

Поднимает самолёт

И летит за облаками

Над горами и лесами.

Очень хорошо у детей развивается речь при сочинении сказок, рассказов по картине, по сюжетным картинкам.

Все эти игры и упражнения не только способствуют развитию речи, но и многие из них одновременно расширяют знания ребёнка об окружающих предметах, развивают мышление, память, восприятие, воображения.

Также нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребёнка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребёнка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идёт прямой контакт с ребёнком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.

Речь ребёнка быстрее развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому чаще родители и воспитатели с детьми должны посещать концерты, выставки, гулять, заниматься спортом. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребёнка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов, не сюсюкать.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «ваще» вместо «вообще»). Речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, как родителям так и педагогам. Какой бы ни был ребёнок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей и внимательных педагогов. Родители и педагоги должны сделать всё от них зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

ПАМЯТКА:

«Факторы успешного развития ребёнка»

1. Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

2. Создавать условия для общения с другими детьми.

3.Речь взрослого – пример для подражания.

4.Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи ребёнка.

5. Совместные игры взрослого и ребёнка.

6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

7. Удовлетворение любознательности ребёнка. Ответы на все его «почему».

8. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.

9. Своевременное устранение недостатков речи ребёнка.

10. Не ускорять ход естественного речевого развития ребёнка.

11. Не перегружать ребёнка речевыми занятиями.

12. Игры, упражнения, речевой материал подбирать в соответствии с возрастом ребёнка.

Список использованной литературы.

1. Стародубова Н. А. «Развитие речи ребёнка». – М, 2003.

2. Рудик О. С. «Развитие речи детей 6–7 лет в свободной деятельности». – М, 2009.

3. Светлова И. Е. «Домашний логопед». – М, 2007.

4. Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье». М,2005.

5. Александрова Т. В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников». – СПб., 2003.

6. Ушакова О. С. «Придумай слово». – М, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая неделя "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Методическая неделя, как одна из форм методической работы, позволяет систематизировать знания педагогов по данной теме и делиться накопленным опытом работы....

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...

Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада

Игровые формы занятий с детьми по развитию речи...

Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...