"Роль игры в развитии ребёнка"
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Коробцова Елена Анатольевна

Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед проводят совместный мастер-класс с родителями воспитанников логопедической группы на тему "Роль игры в развитии вашего ребенка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс с родителями воспитанников логопедической группы на тему: «Роль игры в развитии ребенка».

Цель:

Активизировать внимание родителей на самоценности дошкольного периода развития ребенка, активной реализации ведущей и основной деятельности ребенка в детском саду - игре.

Задачи:

1.    Дать родителям знание о видах и значении игр и игрушек в жизни ребенка.

2.    Установить эмоциональный контакт и партнерские отношения с родителями.

Предварительная работа:  

1.     Подготовка к проведению родительского собрания «Все мы родом из детства».

2.     Анкетирование родителей на тему «Ребенок и игра», Что наша жизнь?-Игра!».

3.  Обработка анкет, сбор информации о мнении и предложениях родителей по подготовке их развлечению, распределение обязанностей.

4.  Проведение консультаций для родителей «О ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игре».

5.     Подбор игротеки для развлечения «Все мы родом из детства».

6.     Выявление и закрепление любимых игр воспитанников.

7.     Подготовка и оформление группы к родительскому собранию.

8.   Подготовка выставочного материала: консультаций, дидактических игр, разновидностей театра.

9. Совместное мероприятие – родительское собрание.

ДО НАЧАЛА МЕРОПРИЯТИЯ РОДИТЕЛЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРОСМОТР ВЫСТАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА, ПРОВОДИТСЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, АНКЕТИРОВАНИЕ.

Ход собрания:

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА «КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО»

РОДИТЕЛИ РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СТОЛИКАМИ В ГРУППЕ.

Воспитатель:

         Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворять не потому, что «делу время - потехе час», а потому, что играя, ребенок учиться и познает жизнь.

         Хочется привести слова А.С. Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребенка.  Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворять. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.  Вся его жизнь – это игра».

Воспитатель:

         Сейчас мы предложим вам необычную игру - задание. Вспомните, пожалуйста, ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выберите фишку красного цвета; если вы поступаете так не всегда, то выберите фишку зеленого цвета; ну а если – никогда, то выберете фишку синего цвета.

Ну что ж, слушайте внимательно вопросы и выставляйте фишки.

1.     Каждый день уделяю время на игры с детьми.

2.     Рассказываю о своих играх детства.

3.     Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.

4.     Купив ребенку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.

5.     Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.

6.     Не наказываю ребенка игрушкой или игрой, т.е. не лишаю его на время игрушки или игры.

7.     Часто дарю ребенку игрушку или игры.

     

Воспитатель:

         Итак, если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Ваш ребенок активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.

Если у вас больше зеленых фишек, значит, вам нужно разнообразить игровую деятельность ребенка. Если на вашем столе больше синих фишек - значит, вы недостаточно времени уделяете играм с детьми.

         Также мы вам предлагали анкету «Что наша жизнь? - Игра!», где вы отвечали на вопросы о том, как вы относитесь к игре.

Исходя из анализа анкетирования и предлагаемой сегодня игре, мы сделали вывод, что нам с вами сегодня нужно уделить внимание ведущей деятельности ребенка - игре.

ПРИГЛАШАЕМ К РАЗГОВОРУ

О ПРОБЛЕМАХ ВОСПИТАНЬЯ,

НА ИГРЕ МЫ ОСТАНОВИМ

НАШЕ ВЗРОСЛОЕ ВНИМАНЬЕ…

ВЕДЬ МЫ ВСЕ ИЗ ДЕТСТВА РОДОМ,

И, КАК ЧАПЛИН ГОВОРИЛ:

«НИКОГДА НЕ БУДЕШЬ ВЗРОСЛЫМ,

КОЛЬ РЕБЕНКОМ ТЫ НЕ БЫЛ».

И ПОЭТОМУ, СЕГОДНЯ

ПРЕДЛАГАЕМ ВСПОМНИТЬ ВАМ,

КАКИМ БЫЛИ ВЫ РЕБЕНКОМ,

РАССКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ НАМ.

А ДЛЯ ЭТОГО ВАС ПРОСИМ

ОТКРОВЕННО ОТВЕЧАТЬ

И АКТИВНОЕ УЧАСТЬЕ

В НАШЕЙ ВСТРЕЧЕ ПРОЯВЛЯТЬ.

Воспитатель:

Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся игры детей

1.     Сюжетно-ролевые

 2.      Пальчиковые

3.     Подвижные и спортивные

4.     Строительные

5.     Дидактические

6.     Театрализованные

Воспитатель:

         Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения ребенка. Тематика их крайне разнообразна и соответствует многообразию окружающей ребенка жизни.

В этих играх ребенок проживает конкретную, полноценную жизнь, раскрывая в ней свой характер, свое понимание событий и фактов. Дети играют в «Детский сад», «Парикмахерскую», «Дочки-матери», «Магазин» и многое другое.

Учитель-логопед:

Особое место в логопедии,  в работе с детьми, имеющими нарушения в речи, занимает работа по развитию мелкой моторики рук.

Т.к. в головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной, еще ученые в прошлом веке установили, что уровень развития речи напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

         Пальчиковые игры очень важны для развития мелкой моторики. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны.  «Руки – это вышедший наружу мозг человека» - так говорил И. Кант.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например: мизинец – сердце; безымянный палец – печень; средний палец – кишечник; указательный палец – желудок; большой палец – голова.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку к рисованию и письму. Кисть руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

         Мы вам предлагаем сейчас поиграть в пальчиковую игру, которая называется «Мы во двор пошли гулять»

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»:

Мы во двор пошли гулять -        

Раз, два, три, четыре, пять.        Загибать пальчики по одному.

Мы во двор пришли гулять –       Разгибать пальчики по одному.    

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Бабу снежную лепили,                  Имитировать лепку комков.

 

Птичек крошками кормили.        Крошить хлебушек всеми пальчиками.

 

С горки мы потом катались,      Вести указательным пальцем правой руки по ладони

 

                                                        левой  руки.

 

А еще в снегу валялись.                Показывать ладошки то одной, то другой стороной..

 

Все в снегу домой пришли,          Отряхивать ладошки.  

 

Съели суп и спать легли.             Производить движения воображаемой ложкой,

 

                                                       положить руки под щеку.

 

 

      Как альтернативу можно применить и самомассаж, способствующий активизации мелкой моторики рук и биологически активных точек.

Самомассаж биологически активных точек:

На дворе опять мороз.                                              Поглаживают ладонью шею.

Чтобы носик не замерз,                                          

Мы его сейчас потрем                                              Указательными пальцами

                                                                                    легко потирают переносицу.

И погладим,                                                               Большими пальцами гладят

                                                                                    нос с боков.

И помнем.                                                                  Легко пощипывают крылья носа.

Растираем наши щечки.                                           Ладошками растирают щеки.

Пусть алеют, как цветочки!                                  

Проведем по бровкам,                                              Указательными пальцами

                                                                                    «рисуют» брови.

Глазкам,                                                                     Осторожно ведут пальцами

                                                                                    Вокруг глаз.

Будут глазки, словно в сказке!                                

А про ушки не забыли?                                          

Ушки утром все помыли?                                      

Проведем мы пальчиками                                        Проводят указательными

                                                                                     Пальцами по ушным бороздкам

По дорожкам – ямочкам.                                        

Вот сейчас потреплем ушки -                                  Легко треплют уши.

Ах! Какие непослушки!                                          

Прыгнем!                                                                    Руки на поясе, прыжок высоко вверх.

Хлопнем!                                                                    Хлопают в ладоши.

Прыгнем снова!                                                         Прыжок.

Будем мы всегда здоровы!                                       Хлопки

 

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД С РОДИТЕЛЯМИ ПРОВОДИТ

ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ И САМОМАССАЖ.

 

Воспитатель:

         Следующий вид игр - подвижные и спортивные. Эти игры - один из способов физического развития ребенка.  Они особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры  не только влияют на развитие ловкости движений, их мускулатуру, но и укрепляют нервную систему, способствуют уменьшению их раздражительности, нервозности. Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей.

Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость, себялюбие, похвальба осуждаются.

Мы предлагаем вам знакомые игры, в которые вы можете  поиграть вместе с детьми: «Кошки - мышки», «Поймай мяч», «Классы», «Прятки» и другие, вплоть до лапты и бадминтона. А какие игры из вашего детства помните вы?

РОДИТЕЛИ ВСПОМИНАЮТ И ПРЕДЛАГАЮТ ЗНАКОМЫЕ ИМ ИГРЫ.

Воспитатель:

 А также в дошкольном возрасте очень полезно заниматься спортивными играми вместе со всеми членами семьи: учить детей кататься на лыжах, коньках, санках, играть в футбол, хоккей, учить детей плавать в открытых и закрытых водоемах.

Воспитатель:

Ну а сейчас мы вам снова предлагаем поиграть.  

РОДИТЕЛИ ПРИГЛАШАЮТСЯ НА ИГРУ «ВЕСЕЛЫЙ КОЛПАЧОК»

Правила игры:

Всем участникам  предлагается встать за колпачками, расставленными по кругу. Участников должно быть больше, чем колпачков. Под музыку участники бегут по кругу, по окончании музыки должны надеть колпачок на голову. Игроки, оставшиеся без колпачка, выбывают из игры. Ведущий убирает 2-3 колпачка, игра продолжается дальше. И так до тех пор, пока не останется один колпачок и один победитель. Такую игру можно проводить с любыми атрибутами.

   

Молодцы! Так держать! Никому не унывать! Ну что ж, продолжаем наш разговор.

Воспитатель:

         Еще один вид игр – строительные. Это любимые игры и самых маленьких и более старших детей. Строительные игры развивают мелкую моторику рук, внимание и память. Строительные игры – это игры с песком, с кубиками, с конструктором, собирание пазлов, в старшем возрасте можем предложить техническое моделирование.

Воспитатель:

      Переходим к следующему виду игр – дидактические. Эти игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Через дидактические игры развивается память, внимание, мышление, расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. Это могут быть словесные  и настольно – печатные игры, например  «Скажи наоборот»,  «Летает – не летает»,  «Назови соседей числа»,  «Четвертый лишний», «Лото»,  «Мозаика»,  «Собери картинку»  и многие другие.

ПОКАЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР РОДИТЕЛЯМ НА ВЫСТАВКЕ

Воспитатель:

         Родители имеют возможность купить дидактические игры или игрушки в магазинах. Выбор их очень большой, они различны по содержанию и сложности.

Но прежде чем сделать очередную покупку, неплохо бы отчетливо представить себе, чему можно научить ребенка с помощью той или иной игрушки или настольной игры, и уметь объяснить ему, как  можно действовать с игрой или игрушкой.

У всех у вас было  «домашнее задание» - представить игрушку или игру, которую вы купили бы своему ребенку или которой отдает предпочтение ребенок.

РОДИТЕЛИ РАССКАЗЫВАЮТ О ПОЛЬЗЕ ИГРУШКИ ИЛИ ИГРЫ.

Воспитатель:

         Ну и последний вид игр, который мы сегодня рассмотрим – театрализованные игры. Они пользуются у детей неизменной любовью. Участвуя в играх – драматизациях, ребенок как - бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Дети учатся выражать свои чувства и понимать чувства других, они становятся более уверенными, учатся преодолевать робость и сопереживать. Желательно чтобы в ваших семьях на праздниках и в повседневной жизни проходили мини-спектакли, где участниками становятся и родители и дети. Театры бывают разные:  спектакли-драматизации, пальчиковый театр, бибабо, теневой театр, театр на фланелеграфе, плоскостной театр.  

ПОКАЗ РОДИТЕЛЯМ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТЕАТРА НА ВЫСТАВКЕ.

Воспитатель:

         Мы знаем, что вы любите игры, песни, загадки и пляски.

         Но нет ничего интереснее сказки.

Поэтому мы вам предлагаем поучаствовать в драматизации всеми знакомой сказки «Колобок».

РОДИТЕЛИ ГОТОВЯТСЯ К ИНСЦЕНИРОВАНИЮ СКАЗКИ «КОЛОБОК».

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ «КОЛОБОК»

 Воспитатель:

Вот и вспомнили мы с вами свое детство.

         В заключение сегодняшней встречи хочется привести слова

А.С. Макаренко: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Тоже значение, какое у взрослого имеет его деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Гостям мы шлем свое «спасибо»

За то, что в круговерти дел

Нашли вы время, с нами были,

Ведь смех и радость наш удел.

Воспитатель:

Завершая нашу встречу, нам бы хотелось от вас услышать отзыв о предложенном вам мероприятии. У нас есть вот такая красивая волшебная палочка. Мы вам предлагаем ответить на вопрос: «Понравилось ли вам наше мероприятие и оказалось ли оно для вас полезным?»

Воспитатель:

А также мы просим вас оставить письменные отзывы о нашем родительском собрании.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Выступление родителей, обмен мнениями.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

АНКЕТА

«ЧТО НАША ЖИЗНЬ ? - ИГРА !»

1.      Как вы относитесь к игре?

2.      Есть ли у вас возможность и желание заниматься с собственным ребенком?

3.      Много ли времени вы уделяете сыну (дочери)?

4.      Играете ли вы с ребенком всей семьей?

5.      Кто больше в семье играет с ребенком: папа? Мама? Бабушка?

    Дедушка? Другие лица (няня, соседи, дворовая среда)

6.      Умеет ли ваш ребенок самостоятельно организовать свой досуг?

7.      Какие игры предпочитает ваш ребенок?

8.      Проводите ли вы выходные дни с ребенком на природе?

9.      В какие игры любите играть во время отдыха?

10.     Как вы относитесь к спортивным играм?

      Какие из них интересуют именно  Вас и Вашего ребенка?

11.     Помните ли вы себя в возрасте вашего ребенка?

12.     Какая игрушка была вашей самой любимой?

13 . В какие игры вы играли?

14.       О чем вы мечтали? Кем хотели стать?

15.       В какие игры играли во дворе с ребятами?

16.       Сможете ли Вы в какую - либо из игр предложить сыграть другим семьям или  одногруппникам вашего сына (дочери)?

17.    Помните ли вы своего воспитателя?

18.    Готовы  ли к дальнейшему сотрудничеству с воспитателем?

19. Чем именно вы готовы помочь своему ребенку оставить яркие

      впечатления о детском саде?

Благодарим за ответы!  

Список используемой литературы

 

1.     А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.

 

2.     Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др. Воспитателю о работе с семьей, «Просвещение», 1989.

 

3.     Е.А.Пожиленко. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2006.

4.     А.И.Сорокина. Дидактические игры в детском саду. Издательство: Просвещение, 1982.

5.     В. А. Степанов. Сказочные загадки. Издательство Фламинго, 2011.

6.     Е. И. Удальцова. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976 г.

7.     О.Н. Арсеневская. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду.  Волгоград, Учитель, 2011 – 204С

8.     М.А. Панфилова. Игротерапия общения., М.,2001.

9.     О.Е.Смирнова. Ребенок – взрослый – сверстник., М.,2004.

10.   Интернет - ресурсы.