Игровые упражнения
картотека (средняя группа) по теме

Санжарова Татьяна Александровна

Игровые упражнения  для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые упражения21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения для подготовки детей к составлению текстов

сказочного содержания.

Подготовил:

воспитатель МАДОУ МО г. Нягань

ЦРР - детский сад №4 «Веснянка»

Санжарова Татьяна Александровна

«Я назову объект, а вы - его действия»

Цель: называние действий героя по линии развития сюжета, проработка причинно-следственных связей взаимодействия героев.

«Что сначала, что потом»

Цель: последовательное называние действий героя по линии развития сюжета.

«Скажи наоборот»

Цель: подбор антонимов к словам, обозначающим черты характера героев, стимулирование детской речевой активности.

«Скажи по - другому»

Цель: подбор синонимов к словам, обозначающим черты характера героев, стимулирования детской речевой активности.

«Я назову действие, а вы - характер героя»

Цель: установление взаимосвязей между действиями и характером героев.

«Я дам характеристику герою, а вы скажите, кто это» или «Угадай героя»

Цель: определение персонажа по предложенному описанию, описание глубинных связей между объектами.

«Составь портрет героя»

Цель: самостоятельное составление детьми характеристик персонажей, включая черты характера и действия, совершаемые им.

«Составь загадку о понравившемся герое»

Цель: составление загадок о герое по его действиям, чертам характера; обучение кодированию образа героя.

«Составь загадку по сказке»

Цель: составление загадок по литературному произведению по действиям и чертам характера нескольких героев.

«Выбери подходящую пословицу»

Цель: развивать способность объяснять мораль литературных произведений.

«Закодируй героя»

Цель: подбор синонимов к слову, выраженных разными частями речи (существительные, прилагательные, местоимения).

«Путаница»

Цель: восстановить последовательность действия героя по линии развития сюжета на основе схематического изображения.

«Закодируй сказку»

Цель: учить схематическому изображению героев и их действий.

«Путешествие по сказкам»

Цель: закрепить содержание знакомых сказок через схемы.

Игры с детьми по подготовке к сочинению сказок

«Кто в сказке живет»

Цель: учить выделять основных героев сказки.

Ход: детям предлагается вспомнить знакомые сказки и перечислить всех героев, которые встречаются в сказке.

«В гостях у сказки»

Ход: детям предлагается вспомнить знакомую сказку, рассказывают ее до определенного сюжета, затем появляется герой из другой сказки и дети придумывают окончание сказки.

«Назови сказку»

Цель: учить детей группировать героев по заданному признаку.

Ход: детям предлагается вспомнить сказки, в которых героями являются волк, лиса и др. Дети говорят название сказки и характер героев в этой сказке. (например, заяц в «Колобке» - веселый, в «Заюшкиной избушке» -печальный, огорченный. обиженный).

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей подбирать слова-определения к сказочным персонажам.

Материал: яркая шкатулка, картинки из сказок, знакомых детям.

Ход:

Воспитатель: «Я картинки положила

                          В разноцветный сундучок.

                          Ну-ка……….загляни

                          Вынь картинку, опиши»

Ребенок вынимает сказочного героя и с помощью вопросов воспитателя называет его (какой?), например, зайка какой ( по цвету, по характеру-трусливый).

«Сказочный светофор»

Цель: учить детей ориентироваться в структуре сказки. Обогатить словарь новыми зачинами, окончаниями.

Оборудование: картотека зачинов, цели, окончаний сказок. У каждого ребенка карточки с изображением цветов светофора.

Ход: ведущий ребенок выбирает карточку, воспитатель зачитывает ее. Если на ней зачин, дети должны поднять желтую карточку, цель - зеленую, окончание – красную.

«Что в начале, что потом»

Цель: учить самостоятельно придумывать зачины сказок и окончания.

Оборудование: картотека зачинов и окончаний сказок.

Ход: ведущий выбирает карточку и зачитывает. Если на ней зачин, дети должны придумать (вспомнить) любое окончание сказки. Если окончание нужно вспомнить (придумать) зачин.

«Собери команду»

Цель: учить ориентироваться в структуре сказки.

Оборудование: картотека зачинов, цели и окончаний сказок. Три объекта в группе (любых), обозначающих (по договоренности с детьми) зачин сказки, цель, окончание.

Ход: каждый ребенок по очереди вытаскивает карточку. Воспитатель зачитывает ее и ребенок должен подойти к определенному объекту (в соответствии со своей карточкой), обозначающему зачин, цель и окончание сказки. Так собирается команда зачинов, целей, окончаний сказки.

Игра «Возьми и соедини»

Цель: учить сочинять короткий рассказ сказочного типа про случайно выбранных персонажей. Развивать фантазию, воображение.

Ход. На столе разложены карточки с изображением различных сказочных персонажей «лицом вниз». Ребенок выбирает 2 карточки наугад. Смотрит на героев и пытается составить рассказ, который бы их объединял (общее дело, помощь кому – либо и т.д.).

Игра «Наоборот»

Цель: учить наделять сказочных персонажей нехарактерными свойствами и качествами, учить составлять короткий описательный рассказ про них.

Ход: ребенку предлагается 2 сказочных персонажа «-» и «+» (баба Яга и Иван царевич). Далее говорите, что теперь плохой, а плохой. Наоборот, добрый и хороший. Предлагается рассказать, как это так может быть.

Игра «Путаница»

Цель: учить перемещать героев из одной сказки в другую и видеть возможные изменения в сказке, составлять новую сказку.

Ход: детям предлагается ситуация: в сказку про 3-х поросят попала фея из сказки «Золушка». Что может измениться? Какая получиться сказка?

             Литература:

  1. Жмырева М.А.  Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием / М.А. Жмырева, Т.А. Сидорчук. - Ульяновск: Симбирская книга, 2001.
  2. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками / А. В. Корзун. - Минск: Университетское, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов

Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.

Ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Содержание этой деятельности должно быть направлено на расширение предс...

Технологическая карта № 1, игрового упражнения "Купание малышей-голышей" с использованием набора "Мытье рук" из серии игровых упражнений Практической жизнью М. Монтессори.

Карточка разработана для более успешного, адаптированного использования игровых  упражнений Практической жизнью по методике М.Монтессори.Целью подготовки материала является: 1) простота и удобств...

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Игры и игровые упражнения

Список используемой литературы Марина Михайловна Борисовая...