Организация театрализованной деятельности дошкольника в условиях ФГОС ДО Дубовова Олеся Викторовна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Слободской детский сад «Пряничный домик»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Дубовова, Олеся, Викторовна

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опоссредстванно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать с робостью, застенчивостью и не уверенностью в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal_statya.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Организация театрализованной деятельности дошкольника в условиях ФГОС ДО

Дубовова Олеся Викторовна,

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учереждение слободской детский сад «Пряничный домик» ов.

Аннотация.  Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Ключевые слова:  театрализованная деятельность, постановка, роль, персонаж, социальные нормы.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».                                                                    

В.А. Сухомлинский

Развитие ребёнка в различных видах деятельности стало основным целевым ориентиром современной дошкольной педагогики. Педагогам, работая по ФГОС дошкольного воспитания, необходимо организовывать так образовательный процесс, чтобы ребёнку было интересно, и чтобы он мог самостоятельно выбирать любой вид деятельности проявляя инициативу и любознательность. Изучая особенности организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, мы прежде всего определили для себя методологическую основу: общение как условие деятельности человека (А. А. Леонтьев), определение и сущности коммуникативных умений (А А. Кидрон), развитие коммуникативной функции речи у дошкольников (B. C. Мухина), теория влияния театрализованной игры на развитие коммуникативных умений у дошкольников (Н. А. Ветлугина, Д.В. Менджерицкая, Л.С. Фурмина)[3]

 Основной целью нашей работы является развитие способностей детей дошкольного возраста и их социализация в обществе, усвоение детьми нравственных и социальных норм. Перед педагогами всегда стоит вопрос, как сделать так, чтобы нравственные нормы дети не только знали, но и исполняли?  Нам стало интересно, каким образом театрализованная деятельность влияет на другие виды деятельности ребёнка-дошкольника? Например, как театрализованная деятельность влияет на игру. Мы считаем, что помогает формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной игры, происходит коррекция поведения детей. Театрализованные игры формируют умение общаться. Дети знакомятся с чувствами героев, осваивают способы поведения в различных ситуациях. А в познавательной сфере, театрализованная деятельность помогает развитию разносторонних представлений о действительности. Мы считаем, что театрализованная игра учит конструированию пространства, формирует интерес к конструкции. (оформление сцены, атрибутов). Театральная деятельность тесно связана с художественной литературой и фольклором. Она помогает развитию монологической и диалогической речи, обогащается, активизируется словарный запас. Дети учатся использовать образные выражения, сравнения, синонимы, антонимы. Театрализованная игра помогает развивать воображение, стимулируется создание художественного образа и формирует самостоятельность в творческой деятельности. Музыкальное развитие так же непосредственно связано с театрализованной деятельностью. С помощью музыки дети выразительнее исполняют свои роли. Театрализованная игра помогает освоить основные виды движения в образном исполнении, а также способствует развитию общей и мелкой моторики (язык жестов). Исходя из всего этого, можно заметить, что театральная деятельность не только присутствует во всех видах деятельности, но и стимулирует творческую, поисковую активность и самостоятельность, что соответствует целевыми ориентирами ФГОС ДО.

 Мы считаем, что погрузить дошкольников сразу в театральную деятельность невозможно.  К ней необходимо развивать устойчивый интерес детей через игру, создавая необходимые условия.  

Виды игр, способствующие развитию интереса театрализованной деятельности:

- подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Хитрая лиса», «У медведя во бору», т.е игры, в которых обыгрывается образ;

- дидактические игры: «Изобрази животного», «Назови героя сказки» и т.п.;

- сюжетно-ролевые игры: «Мы пошли в театр», «Путешествие в лес», «В гостях у бабушки» и др.;

- образные игры: «Мы - летчики», «Мамины помощники», «Пожарные на учении» и т.д.;

режиссёрские игры: ребёнок придумывает правила игры и сам их выполняет;

- игры- драматизации: «Теремок», «Репка» «Заюшкина избушка» и т.д.

 Театрализованная игра – это игра по мотивам сказки. Такие игры появляются в средней возрастной группе, если дети к этому подготовлены. Из своего опыта, могу сказать, что в средней группе мы драматизировали сказку «Айболит». Очень важным условием является то, чтобы детям понравилась сказка, и чтобы в ней было много ролей. Например, в очередной драматизации сказки «Муха-Цокотуха» дети самостоятельно придумывали реплики, изображая гостей Мухи-именинницы.

Список произведений для театрализованной игры по возрастам:

- средняя группа: «Курочка- Ряба», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка»;

- старшая группа: «Волк и коза» «Сказка о глупом мышонке», «Золушка» «Дюймовочка», «Заяц - хваста»;[2]

- подготовительная группа: «Емеля», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лиса и заяц», «Волк и семеро козлят».

 Детьми осваиваются разнообразные социальные нормы на примерах поведения театральных героев.  К примеру, правила личной гигиены, т.е аккуратность и чистоту, мы прививаем в том числе и посредством художественной литературы. В раннем возрасте это потешки: «Водичка, водичка – умой моё личико», «Расти коса до пояса»; среднему возрасту уже по силам сказки и стихи «Маша-растеряша», а затем «Мойдодыр»; в старшем дошкольном возрасте это - «Федорино горе», «Что такое хорошо- что такое плохо», «Девочка-чумазая» и т.п.

А такая нравственная норма как доброта осваивается детьми через театрализацию сказок «Гуси-лебеди», «Иван царевич и Серый Волк» «Три поросенка», «Дюймочка», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Дружелюбию детей учат такие сказки, как «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Бременские музыканты», «Теремок». 

Сегодня одной из актуальных социальных норм для общества стала норма бережного отношения к природе, и 2017 год объявлен годом экологии. «Береги природу и помоги ей» – этот лозунг как социальная норма стала интересна и нашим маленьким воспитанникам. По этой теме мы написали авторскую сказку «Как зайка поссорился с речкой», а наши дети разыграли её. Прививая детям нормы поведения, мы напоминаем им в зависимости от ситуации про героев сказок: «Твоё поведение, Вася, мне напоминает Федору», «Ты как Серый Волк из сказки про Ивана-царевича, пришёл на выручку своему товарищу». Иногда при организации игры некоторые дети не хотят брать на себя роль отрицательных героев, так как все дети желают быть хорошими, добрыми, положительными. И здесь мы стараемся объяснить им, что плох не герой, а плохи его поступки. Для того, чтобы это объяснить, используем сказки, где герой совершает разные поступки, как плохие, так и хорошие.

Для формирования доброты мы используем противоположность поведения героев сказки. Например, Волк в сказке «Красная шапочка» злой и коварный, а в сказке «Иван Царевич и Серый волк» добрый и отзывчивый. Очень часто используем в своей группе пересказ сказок на новый лад. Например, Баба Яга в сказках - страшный персонаж, а вот в сказке «Летучий корабль» Бабки Ёжки весёлые и озорные. Просмотрев этот фильм, мы с детьми разучили зажигательный танец бабок Ёжек. Для создания театрального образа в своей работе мы применяем различные приёмы.

  1. Работа над выразительностью речи героя:
  • выбор героя;
  •  подготовка фразы, которая должна быть понятной и небольшой, чаще всего не более 2- 3 слов, для каждого героя нужно подобрать свою фразу. (Игра «Фразы героев»: волк - «козлятушки - ребятушки»; лиса- «спой песенку мне»; мышка - «нет-твой голос не хорош». А после проигрывания происходит обмен фразами.)[2]
  1. Работа над выразительностью движений.

Читаем фразу и   показываем жестами движения (мишка по лесу идет, зайка   скачет на полянке, лиса крадётся к курятнику. Затем меняем героев и необходимо отгадать: кто скачет? кто идёт? кто крадётся?)

  1. Работа по мимическим этюдам.

Задание «Я в образе клоуна». Предлагаю детям взять зеркало в руки и изобразить весёлого клоуна, затем грустного, сердитого, обиженного, усталого. Дети очень любят смотреть на себя в зеркало.

  1. Игры-драматизации. Подбираю сказку для данного возраста или пишу авторскую сказку. Затем читаю её детям, важно чтобы понравилась. Далее проходит разбор поведение героев сказки, определяем характер героев и социальную норму, т.е. мораль сказки. Затем дети выбирают себе роли по желанию и возникает проблема - не хватает ролей для всех желающих. Вместе с детьми придумываем дополнительные роли, т.е дорабатываем совместный сценарий. Вот пример одной из таких доработок.

«Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Идет она лесом, а навстречу ей Серый Волк.

- Куда ты идешь, Красная Шапочка? - спрашивает Волк.

- Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.»

Сколько же героев в сказке? А можно ли привлечь к драматизации этой сказки больше детей? Какие роли мы дадим им, тогда? (Дети дают варианты: «Деревья, цветы, птицы в лесу, грибы, ягоды, избушка, солнце»). И начинаем придумывать реплики для героев. Уточняем с детьми, какие нужны атрибуты к сказке. Совместно с детьми и их родителями изготавливаем атрибуты и костюмы.

  1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Перевирание сказки. Сказка, но по-новому. Эксперименты в сказках. Цветные сказки. Подробно эти методы описаны Л.Б. Фесюковой.
  2. Моделирование сказок. Сказки с новым концом. Сказка с середины. Частица «не» и новая сказка. Сказки к волшебным рисункам. По следам к сказке. От точек к сказкам. Сказка от пословицы. Имя и сказка. Сказки про самого себя.

В каждой театральной игре ребёнок осваивает определённую социальную норму. Мы играем с детьми в игру «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Я называю сказку, а дети называют то, чему она учит. Например, «Репка» - помощь, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» -послушание, «Иван Царевич и Серый волк» – дружба, «Гуси-лебеди» -послушание и помощь, «Мойдодыр» – чистота и опрятность, «Айболит» - помощь и доброта, «Лиса, заяц и петух» - помощь и дружба, «Царевна-лягушка» - послушание и трудолюбие, «Теремок» - дружелюбие, «Сказка о попе и его работнике Балде» – справедливость.

Роль театрализованной деятельности у дошкольников в формировании и освоении нравственных норм велика и неоспорима, ведь дети становятся участниками разнообразных жизненных ситуаций, осваивают социальные роли, преодолевают трудности в общении и получают огромный социальный опыт.

Литература

1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва. Творческий центр Сфера, 2003.

2. Бабаева Т. И., Михайлова З. С. Игра и дошкольник. С: Петербург Издательство Детство Пресс, 2004.

3. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском  саду. Москва. Издательство Просвещение, 1974.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1967

5. Горшкова Е. В. О говорящих движениях и чудесных превращениях. Москва. Дрофа, 2007.

6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996.

7.Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

8. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008

9.  Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011

10. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №111» «Лучшая идея детской площадки»

Предметно - пространственная среда моего участка – это творческая лаборатория развития детских способностей, интересов, реализация возможностей. Это то место, где мы познаём окружающий мир, обща...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Анцирский детский сад»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Анцирский детский сад» Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Анцирский детский сад»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Анцирский детский сад» Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным...