Создание единого пространства с родителями по коррекции речевых нарушений у детей
статья по развитию речи на тему

СЕВРЮКОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

...Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии  знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче).

Достижение положительного результата в коррекции речевых проблем достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ; создании комфортных условий развития, воспитания и обучения; создании среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребёнка; повышении компетентности родителей по вопросам речевого развития дошкольников....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_edinogo_prostranstva_s_roditelyami.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка»

   Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Создание единого пространства

 с родителями по коррекции   речевых нарушений у детей

Воспитатель средней группы

МБДОУ№22

Севрюкова Наталья Вячеславовна

2017г.

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему воспринимать явления белее осознанно и произвольно. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать - свои мысли, тем шире его возможность в познавании с действительности, тем содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Особенно важное  значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов, в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии  знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче).

Достижение положительного результата в коррекции речевых проблем достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ; создании комфортных условий развития, воспитания и обучения; создании среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребёнка; повышении компетентности родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Одним из направлений решения данной проблемы становится организация единого речевого пространства для воспитанников, основной целью которого является профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.

Формирование единого речевого пространства включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов:

1. Формирование педагогических требований к речи сотрудников.

Как известно, для развития речи ребенка большое значение имеет наличие в его ближайшем окружении правильных речевых образцов. А поскольку ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, большую часть дня находится в коллективе, где общается со сверстниками и взрослыми, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДОУ.

В связи с этим нами были разработаны и представлены педагогические критерии к речи сотрудников, работающих с детьми, которые формируются в соответствии со следующими правилами:

Речь должна быть абсолютно правильна, литературна.

Необходимо помнить, что речь взрослых является образцом для подражания детей. Поэтому она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости - не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку это приводит к быстрому утомлению акустического анализатора. Поскольку в процессе языкового развития ребенка интонационное оформление речи окружающих имеет большое значение для формирования как семантико-синтаксических, так и сверхсегментных характеристик речи, особое внимание следует уделять используемым в общении с детьми интонациям. Речь педагога должна быть эмоционально выразительной с естественными интонациями.

Кроме этого, педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов-эмбол – мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической структуре фраз.

По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения:

•        при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании;

•        обращение к ребенку не должно быть обезличенным – называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении;

•        в общении с ребенком устанавливать очередность высказываний, стимулировать использование правил речевой коммуникации при общении детей между собой, а также на занятиях.

Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей – чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи.

Возможности слухового речевого восприятия у детей дошкольного возраста тесно связаны с возможностями качественной моторной реализации устной речи. А поскольку функции моторного праксиса у дошкольников сформированы еще недостаточно, артикуляционная программа обращенного высказывания должна включать в себя не более 9 слогов, а это соответствует простому предложению из 3-4 слов. При этом главная информативная часть высказывания должна быть вынесена в начало обращения (например: слова обращения, смысловая часть и т.д.).

Однако, поскольку элементарной единицей речи является слог, в процессе общения фраза, как правило, произносится слитно, как одно слово. Поэтому для улучшения слухового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логические ударения, паузы помогающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка логических ударений осуществляется путем изменения громкости и высоты голоса, паузами, замедлением темпа речи, послоговым проговариванием.

Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития и запасом представлений об окружающем мире детей.

2. Формирование единых требований к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей.

Важным условием создания оптимальных условий правильного речевого развития детей дошкольного возраста является формирование со стороны педагогов единых требований к речи воспитанников, адекватных их речевым возможностям. Реализация данного условия становится возможной на основе тщательного углубленного и динамического изучения состояния речи каждого ребенка. Такая диагностика языкового и речевого развития детей в нашем ДОУ осуществляется при конструктивном сотрудничестве воспитателей, логопедов  и родителей и включает в себя начальное, промежуточное и итоговое исследование. При этом специалистами отмечаются как индивидуальные особенности языка и речи каждого ребенка, так и общий уровень языкового и речевого развития дошкольников возрастной группы. Используя полученные данные, воспитатели совместно с логопедами определяют индивидуальные задачи развития речи воспитанников, этапы, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы для всей группы и для каждого ребенка (или подгрупп детей) в отдельности. Практически эти задачи включаются в планирование и реализуются педагогами на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях по развитию речи, а также в процессе индивидуального общения с детьми.

Следует отметить, что общие и индивидуальные задачи языкового и речевого развития дошкольников обязательно сообщаются родителям воспитанников. Это позволяет ориентировать их в данном направлении семейного воспитания, а также способствует формированию конструктивного сотрудничества с педагогами ДОУ.

В целом при формировании единых требований к речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать как возрастные закономерности их языка и речи, которые могут несколько варьироваться в разных группах, так и индивидуальные особенности, что в совокупности и определяет индивидуально-дифференцированный подход к речевому воспитанию дошкольников.

3. Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации.

Как показывает практика, в процессе дошкольного воспитания и обучения педагоги нередко придают первостепенное значение тем знаниям, которые должны быть сформированы у детей в соответствии с реализуемой ДОУ программой. Однако при таком подходе часто не учитывается, что без соответствующей актуализации в речи данные знания носят поверхностный, недолговечный характер. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста особого внимания требует создание психолого-педагогических условий для совершенствования коммуникативной функции речи дошкольников, как одного из важнейших социальных навыков. При разработке данного направления формирования единого речевого режима нами были определены следующие педагогические задачи:

•        Сотрудники ДОУ должны создавать условия для развития речевой активности детей. Этому способствует создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.).

•        Необходимо побуждать детей к речевому общению с взрослыми и между собой (привлекать внимание дошкольников к вопросам и высказываниям других детей, побуждать отвечать на них и высказываться самим, обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями).

•        Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиденного на прогулке и т.д.

•        Развивать фонетическую сторону речи дошкольников (проводить артикуляционные и дыхательные упражнения для стимуляции появления онтогенетических звуков в речи детей; следить за правильностью звукопроизношения, темпом, громкостью речи дошкольников, в случае необходимости поправлять их; осуществлять коррекцию фонетической стороны речи воспитанников).

•        Развивать и обогащать словарь детей на основе развития представлений об окружающем мире (называть предметы и явления, их свойства, действия, рассказывать о них самостоятельно; организовывать активное наблюдение детей за явлениями окружающего мира с последующей актуализацией усвоенного словаря; знакомить дошкольников со словами синонимами, антонимами, омонимами, образными выражениями; создавать условия для включения детьми изученной лексики в игру, предметную деятельность на занятиях и т.д.

•        Развивать у детей умение строить предложения различной синтаксической сложности (простые, распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные; отвечать на вопросы краткими и полными ответами) с использованием различных вспомогательных опор (по образцу, аналогии и т.д.).

•        Создавать условия для практического освоения дошкольниками правилами родного языка (на основе активных наблюдений за языковыми явлениями побуждать детей правильно согласовывать слова в падеже, числе, времени, роде; при образовании новых слов пользоваться суффиксами, приставками).

•        Развивать связную речь дошкольников (организовывать диалоги со взрослыми и между детьми на основе вопросно-ответной формы речи – игры типа «Разговор по телефону»; развивать комментирующую, констатирующую и планирующую речь детей; поощрять их к рассказыванию, учить пересказывать содержание сказки, текста; поощрять детское словотворчество – учить составлять загадки, сочинять потешки, изменять и придумывать содержание сказки, рассказа).

•        Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы (читать книги с обязательным обсуждением прочитанного). Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, их культуру речи в целом.

4. Создание обогащенной соответствующей возрастным особенностям и образовательным потребностям детей коррекционно-развивающей речевой среды.

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста очень тесно связан с реализацией его потребности в игре. Поэтому создание коррекционно-развивающей среды, учитывающей ведущую деятельность ребенка, направленной на развитие речи дошкольника, а также способствующей преодолению имеющихся у него нарушений речевого развития, является одним из важных направлений деятельности ДОУ.

При ее проектировании педагогам необходимо учитывать возрастные особенности речи детей, уровень речевого развития (группы в целом, подгрупп и отдельных детей), уровень общего развития и характер игровой деятельности воспитанников.

С целью создания коррекционно-развивающей речевой среды сотрудниками и администрацией нашего ДОУ в группах были организованы и представлены уголки художественной литературы, различные игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук, дидактические игры по лексическим темам и направлениям речевого развития дошкольников, картотеки артикуляционных, дыхательных, голосовых упражнений и стихотворений для заучивания с детьми.

Кроме того, для активизации речи детей в группах представлены и активно используются игровые модули для сюжетно-ролевых игр, наборы предметных и сюжетных картинок, игрушки-маркеры, наборы для театрализованной деятельности (настольный театр, элементы театральных костюмов). Часть данных материалов была создана совместно с родителями воспитанников.

5. Реализация комплексного профилактического и коррекционно-развивающего воздействия на речевое развитие дошкольников.

Как показывает практика, качественная реализация задач развития речи детей в ДОУ возможна только на основе комплексного подхода. Задачи речевого развития должны решаться не только на всех видах занятий в детском саду, но и в процессе совместной деятельности детей с взрослыми, а также в процессе самостоятельной деятельности дошкольников. В этой связи организация комплексного взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ становится важным условием создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития.

Так в процессе занятий по физической культуре в нашем ДОУ решаются следующие базовые задачи: сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической и кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса, развитие функций физиологического и фонационного дыхания в процессе выполнения статических и динамических дыхательных упражнений.

Чтение художественной литературы, ознакомление с окружающим миром, развитие представлений о человеке в истории и культуре позволяют создавать основу и развивать речевые возможности детей (обогащать и активизировать словарь воспитанников, практически осваивать построение и использование в речи различных грамматических конструкций, закреплять правильное звукопроизношение, развивать слуховое внимание, связную речь детей).

На музыкальных занятиях специалистами особое внимание уделяется развитию у детей координированности работы дыхательного, фонаторного и артикуляционного отделов речевого аппарата, совершенствованию темпо-ритмической стороны их речи, акустического восприятия, навыков использования различных интонационных структур в экспрессивной речи, а также развития моторных функций в процессе выполнения танцевальных движений.

Занятия по изобразительной деятельности, особенно выполнение коллективных работ способствуют формированию и развитию у дошкольников навыков общения.

В ходе занятий педагоги стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умение практически использовать разные модели высказывания - от простых (ответы одним словом, словосочетанием, простым предложением) до более сложных (ответы с использованием сложноподчиненных и сложносочиненных предложений).

6. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

Активное вовлечение в коррекционно-развивающую работу семей воспитанников очень важно для формирования заинтересованности родителей и других близких взрослых ребенка в правильном речевом развитии ребенка.

В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по профилактике и преодолению нарушений речи у детей значительно дополняют работу воспитателей в этом направлении.

Педагоги и специалисты нашего детского сада должны оказывать родителям необходимую методическую помощь по вопросам создания речевой среды в семье и адекватного семейного воспитания ребенка с нарушениями речи.

Таким образом, реализация представленных направлений организации единого речевого пространства для детей  позволяет создать необходимые психолого-педагогические условия решения задач коррекционно-речевой работы в детском саду, грамотно их реализовывать в соответствии с возрастом и речевыми возможностями дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь до­статочное дыхание, нормальный темп...

Консультация для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

    В настоящее время наибольшее распространение получила су-джок терапия для детей, направленная на коррекцию речевых нарушений. Данный метод терапевтического воздействия успешно уст...

Мастер класс для родителей «Пальчиковая гимнастика как способ коррекции речевых нарушений у детей»

Практический материал для родителей, воспитателей, логопедов по применению пальчиковых игр для коррекции речевых нарушений у дошкольников....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : " Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей Ппо теме : «Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста»...

Статья "Сотрудничество логопеда с родителями в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР".

Статья освещает вопрос сотрудничества логопеда с родителями в коррекционно- развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения....

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Консультация для родителей: "Создание условий для коррекции речевых нарушений у детей через игровую деятельность дома"

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости...