Статья "Сотрудничество логопеда с родителями в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР".
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Шабалина Светлана Витальевна

Статья освещает вопрос сотрудничества логопеда с родителями в коррекционно- развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shabalinas.v.statya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Шабалина С.В.

МБДОУ детский сад№139

СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР

Всесторонняя логопедическая работа направлена  на коррекцию и формирование грамматически правильной, лексически богатой, фонетически чёткой  речи. Сформированная  речь должна подготовить ребёнка к обучению в школе, к дальнейшей социализации в будущем.  Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание и письмо) является  важным спутником человека в современном   мире. Нарушенная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми в общении, и нередко накладывает  негативный отпечаток на характер ребёнка.   Несформированность правильной речи влияет на личностные особенности  человека. У ребёнка дошкольного возраста, имеющего речевые проблемы, может возникнуть комплекс неполноценности. На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромную роль оказывают родители. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка  эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых, знающих и понимающих родителей, поскольку большее время ребёнок проводит дома с близкими ему людьми. То, как родители настраивают своего ребёнка, какие установки дают, является  основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому  дефекту.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребёнка дошкольного возраста: не ругать ребёнка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребёнка на занятии с педагогами.

Какие же бывают типы родительских установок?

1) Попустительская: « Не  обращай внимание, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного, деньги зарабатывает», «Многие дети говорят ещё хуже, чем ты», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают звуки: телеведущие, писатели, учёные, и это им не мешает».

 2)Другая установка: «Ты такой уже большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью с тобой не будут общаться дети и тебя не возьмут в школу. Неужели тебе так трудно произнести нормально слова, как все?»

Комплекс неполноценности может усилиться у ребёнка, если он слышит со стороны  других детей постоянные насмешки. Тогда ребёнок может замкнуться или может возникнуть у него заикание. В период обучения такой ребёнок неуверен в себе, остро   переживет все неудачи при обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью. Ослабляет волю ребёнка и стремление избавиться от проблемы.

Неполноценность в речевом общении и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду психологических изменений и снижению самооценки ребёнка. При правильном подходе семьи  к воспитанию ребёнка, к решению проблем в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Родителям необходимо осознать, что коррекционная речевая работа необходима, и сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью.

Необходимо учитывать  и важность речевого окружения ребёнка в семье. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть чёткой, ясной, грамотной, выразительной. Важно, что звучит вокруг ребенка, какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребёнком, но и между,- ведь это их речь воспринимается, как норма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.

Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя  и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними....