статья Значение использования русского народного творчества в общении детей со взрослыми.
статья по развитию речи по теме

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Почему наши дети плохо говорят? К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении и  может, потому, что мы разучились с ними разговаривать.  Общаясь со своими детьми, родители стали редко читать сказки, использовать в своей речи поговорки и пословицы. А ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slobodchikova_olga_vasilevna_statya.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Слободчикова Ольга Васильевна

Воспитатель

МБДОУ «ДСКВ № 116», г. Братск

Значение использования русского народного творчества в общении детей со взрослыми.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Почему наши дети плохо говорят? К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении и  может, потому, что мы разучились с ними разговаривать.  Общаясь со своими детьми, родители стали редко читать сказки, использовать в своей речи поговорки и пословицы. А ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря чтениям сказок. Так как сказка несет в себе колоссальную информацию составляющую, передаваемую из поколения в поколение.  Они помогают развивать у детей способность к сопереживанию, к пониманию внутреннего мира другого живого существа, умение глубоко проникнуть в этот внутренний мир и готовность адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека. Сказка также  показывает  детям: как дружба помогает победить  «Зимовье», «Теремок», «Репка»; как добрые и миролюбивые побеждают  ««Заюшкина избушка»,  «Кот, петух и лиса».

Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам. Ребенок не только сопереживает происходящее в сказке события, но и отождествляет себя с ее героями. Поэтому важно обращать внимание на то, к чему стремятся персонажи и как достигают поставленных целей. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с разными целями: либо для развития восприятия речи, либо для развития невербальных способностей (языка, поз, жестов и т.д.), либо для развития речевой коммуникации.

          Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

         Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Значение фольклора трудно переоценить. Постигая выразительность устного народного творчества, дети учатся применять в своей речи доступные им языковые средства: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д. Кроме того, развиваются творческие способности детей. Потешки нужно использовать с первых дней ребенка. С  помощью  потешек, пестушек  развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

 А.П. Усова, О. Ушакова считают, что скороговорки, пословицы, поговорки, потешки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

  Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра — забава «Ладушки — хлопушки»,  где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр — забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

Таким образом, использование различных видов устного народного творчества  способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.  Надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности  и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа с малого возраста ребенка. Вот почему не стоит прекращать дарить дополнительные счастливые минуты  живого общения.

Литература

  1. Виноградов Г.С. Детский фольклор / Публикация А.Н.Мартыновой // Из истории русской фольклористики. - Л.: Лениздат, 2011. - 405 с.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду / М.: Мозаика-синтез, 2014. – 112 с.
  3.  Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 2010. –239с.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Влияние устного русского народного творчества на развитие речи у детей.

В раннем  возрасте ребенок   обладает   особой   благодатнойвосприимчивостью.   У него интенсивно  формируется  наглядно-образноемышление и вообр...

Использование русского народного творчества в общении детей со взрослыми

статья для чего нужно использовать поговорки, читать детям сказки...

Консультация для родителей. «Значение русского народного творчества в воспитании детей»

Консультация для родителей, которая отвечает на вопрос нужно ли детей знакомить с родной культурой, а именно русской народной культурой и как это сделать в разных возрастах в условиях детского сада....

Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста. Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуал...

Статья: Влияние устного русского народного творчества на развитие речи у детей.

Статья: Влияние устного русского народного творчества на развитие речи у детей.  «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей»...

Статья «Использование русского народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к нему обращаются историки, искусствоведы и педагоги. Уже тысячу...

копия статьи "Русское народное творчество и здоровье детей"

Для детей раннего вораста слушание русской народной музыке играет главную роль в музыкальном развитии....