"Главная река Санкт-Петербурга"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мигачева Вера Викторовна

Конспект по развитию речи для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_glavnoy_rekoy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД воспитателя Мигачевой Веры Викторовны с дошкольниками старшей группы «Главная река Санкт-Петербурга».        

Цель: Знакомство с главной рекой Санкт – Петербурга – Невой, ее значением для города и горожан.

Задачи:                                                                                                          Образовательные:                                                                                                                   - Расширить  и дополнить знания детей о главной реке Санкт-Петербурга;                    - Закрепить представление о том, что река является труженицей и  украшением нашего  города. Её украшают мосты.                                                                                                                       - Обогащать словарь детей: набережная, разводной…                                                                                 

 Развивающие:                                                                                                                         - Развивать умение устанавливать причинное-следственные связи;                                      - Развивать мышление и память детей;                                                                                       - Развивать все компоненты речи (лексическую сторону речи, грамматический строй речи, произносительную сторону речи, связную речь).                 Воспитательные:                                                                                                                               - Воспитывать у детей любовь и интерес к своему городу; желание больше узнать о его достопримечательностях;                                                                                                 - Воспитывать гордость за то, что они петербуржцы и  живут в таком прекрасном городе;                                                                                                                                                          

Материал: Карта Санкт-Петербурга, Иллюстрации с видами города, Невы в разное время суток, кассета с музыкальным сопровождением, кроссворды, изографы, карта-схема дельты Невы, бумажные кораблики.

Предварительная работа:

- Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

- Рассматривание иллюстраций, открыток, слайдов.

- Чтение произведений о родном городе.

- Раскраски, дидактические, настольно-печатные, сюжетно ролевые игры.

 

Использование педагогических технологий:                                                                  - Игровая технология;                                                                                                                                       - Познавательно-исследовательская;                                                                                     - Личностно-ориентированная;                                                                                                                -  Здоровье-сберегающая;                                                                                                                         -  Технология «Музейная педагогика».

Интеграция образовательных областей:

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Социально-коммуникативное развитие

- Физическое развитие

Примерный ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Дети, как называется город в котором мы живем?

Ответы.

Расскажите какой наш город (большой, красивый…)

Ответы.

 Как называют тех, кто живет в городе? (горожане)

Рассуждения детей.

Я предлагаю вам рассмотреть карту Санкт-Петербурга. Как вы считаете, что на карте нарисовано синим цветом? Да, действительно в нашем городе много рек, речушек, каналов. наш город построен на островах. Как нас еще можно назвать? (островитяне).

Ответы и рассуждения детей.

Мы с вами научились разгадывать кроссворды, я приготовила для вас кроссворд на тему: «Реки и каналы С-Петербурга». Молодцы вы отлично справились с заданием.

Разгадывают кроссворд.

Назовите какие названия рек и каналов вы запомнили, правильно. Кто может вспомнить и рассказать стихотворение о любой реке С- Петербурга.

Вспоминают, отвечают, читают стихи.

Молодцы! В Санкт-Петербурге около 93 рек и речушек, каналов и проток. Сегодня мы поговорим об одной из них. Я предлагаю вам прочитать изографы, в одном зашифровано название той самой реки. Теперь попробуем их прочитать и узнаем о чем мы будем сегодня говорить.

Читают, отвечают.

Кто догадался, о какой реке мы сегодня будем говорить?

Ответы.

Мы сегодня будем говорить о главной реке нашего города. Как и у каждого человека у реки есть свое имя – Нева.

Слушают.

А что означает слово Нева? Некоторые ученые – краеведы полагают, что «не» значит «новая», а «ва» - «вода» другие переводят это название, как: «текущая среди мхов река»

Слушают, размышляют.

Наша Нева широка и глубока, у нее очень быстрое течение. У реки, как и у человека, бывает разное настроение и в зависимости от него река проявляет свой характер. Какой бывает Нева? (бурливой, спокойной, ласковой, живой,..)

Слушают,

отвечают.

В большую часть года у Невы спокойный, уравновешенный характер и тогда она приносит горожанам огромную пользу. Какую: (Ловят рыбу, в кране течет вода, по ней ходят суда ...)

Рассуждения, ответы.

Как мы можем назвать Неву? (труженица, кормилица)

...Но совсем не белоручка

Знаменитая река:

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

И в трубе водопроводной

Тоже плещется Нева».

Ответы.

Слушают.

А еще мы называем Неву красавицей

Почему? (ответы детей)

Ответы детей

Главная река Санкт-Петербурга дала название одному из проспектов нашего района – Заневский.  Посмотрите на карту. Нева разливается на пять рукавов: Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка (показ, предложить показать детям)

Рассматривают, пробуют показать сами.

Физминутка.

Вот и вышли на Неву,

Посмотрели на волну,

Удивились широте,

Этой праздничной реке,

Где дворцы глядятся в воду,

Где не счесть красот природы,

Где кружатся над волной

Чайки громкою толпой.

Вместе с воспитателем повторяют движения согласно тексту.

Ребята, можно ли представить наш город без Невы?

Ответы.

 Река Нева дала жизнь Санкт-Петербургу. Город раскинулся на ее беретах. Как в зеркале отражаются в Неве его красоты: дворцы, соборы, удивительные дома. Санкт-Петербург можно назвать городом рек и каналов. Их в городе, пожалуй, не меньше, чем улиц и проспектов.

Нева удивительная красавица. Ранним утром, в лучах восходящего солнца, розовеют ее воды, легкий туман парит над Невой (иллюстрации). Днем, быстрая рябь свинцовых волн разбивается о ее гранитные берега.

Слушают, рассматривают иллюстрации.

С какой рекой нашего города мы сегодня знакомились? (с Невой)

Отвечают.

Придумайте, про что можно сказать: невские, невская или невское (невские берега, невские просторы, невская вода)

Подбирают слова (существительные)

- Сейчас мы с вами под музыку, отправимся на прогулку по Неве. Подойдите к столу, на нем лежит карта-схема Невы и ее «рукавов» и маленькие кораблики четырех цветов. Слушайте задание, все плывут по Неве, а потом, белые кораблики плывут в Большую Неву, желтые-в Большую Невку, голубые- Малую Неву, красные-Малую Невку.

Дети выбирают кораблик.

Выполняют задание.

Ребята о какой реке мы сегодня с вами говорили и путешествовали? Что вы запомнили, что можете рассказать.

Ответы, рассуждения.

«В широкой глади отражала

 Нева сияние огней.

И не одна река планеты

Не выдержит сравнений с ней»


Слушают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Путешествие по рекам Санкт-Петербурга с А. С. Пушкиным"

В этом материале дошкольники узнают о реках города и их отношениях к биографическим местам А.С. Пушкина, закрепляют знания о уже известных архитектурных памятниках города, закрепляют знания  о пр...

Конспект занятия "Реки Санкт-Петербурга"

На занятии дети знакомятся в названиями рек в родном городе - Санкт-Петербурге....

Ребусы о мостах и реках Санкт- Петербурга

Закрепить знания детей о мостах и реках Санкт- Петербурга с помощью отгадывания ребусов...

Дидактическая игра "Реки Санкт-Петербурга (Угадай реку)"

Игра направлена на закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о реках Санкт-Петербурга....

Путешествие по рекам Санкт-Петербурга

Материал по стихотворению А.Кушнера...

Конспект НОД. Петербурговедение ." Нева главная река Санкт-Петербурга."

Конспект предназначен для средней группы компенсирующего детского сада....

Конспект занятия На тему: «Нева — главная река Санкт-Петербурга» с элементами экспериментирования (для старшего дошкольного возраста)

Тема: «Нева-главная река Санкт-Петербурга»Цель: продолжать знакомить детей с главной рекой Санкт – Петербурга,  её  особенностями, значением  для жителей города; ...