Технологическая карта "Подарок от деда Грамотея"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_podarok_deda_gramoteya.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подарок  от  Деда Грамотея»

Возрастная группа: дети 6-7 лет 

Форма совместной деятельности: познавательная, речевая, изобразительная деятельность

Форма организации групповая, индивидуальная

Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка

Средства:

Наглядные:  рыбки - с картинками  на обратной стороне  с 1, 2, 3 слогами с открытыми слогами по количеству детей; деревья красного, синего и зеленого цвета; картинки с согласными твердыми, мягкими звуками и гласными в начале слова - 12 штук ; пять ключей с названием игр; слоги - ка, бу, ку, ви, ба, ли, ры, зе, ра; цифры - 1,2,3; разные материалы для рисования, листы,  обручи 3 штуки, посылка с письмом, ведерко, клей, бубен, мольберт, картинки к игре «четвертый лишний».

Литературные: загадки

Музыкальные: спокойная музыка

Цель: Развитие фонематического слуха детей

Задачи

Задачи индивидуальной работы с детьми

Обучающие: 

 - продолжать учить придумывать слова с заданным слогом;

 - закрепить знание гласных и согласных звуков;

 - закрепить умение делить слово на слоги.

  Развивающие:

- развивать фонематический слух, познавательную активность, память, мышление, речь, умение обосновывать свой ответ, мелкую моторику.

Воспитательные: 

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату;

-воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.

 

Этапы

(последовательность)

деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

 

I.  Мотивация к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

В: - Скажите, какими словами приветствуете, когда увидите друг друга?

- Сегодня друг друга будем приветствовать по – другому.

Игра - приветствие «Давайте поздороваемся» При этом надо соблюдать правила: один стук в бубен   здороваемся за руку, два стука – здороваемся плечами, три стука - здороваемся спинами.

Мотивирует к деятельности

Задает вопрос.

Стимулирует интерес. Объясняет последовательность действий.

Отвечают на вопрос. Слушают. Включаются в деятельность, начинают двигаться по группе  и по сигналу воспитателя здороваться со всеми, кто встречается на пути.

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

Осваивают последовательность действий.

II. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель.

Опора на опыт детей (актуализация знаний), необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка

В:  Стук в дверь (за дверью посылка).

В: Ребята, к нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри»

Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо, в котором написано что сегодня день рождение детского сада и ребят ждет сюрприз, который находиться  в сундуке, а для того чтобы открылся сундук необходимо найти 5 волшебных ключей и выполнить мои задания, но где они, можно узнать отгадав загадки.

Создает проблемную ситуацию.

Открывают посылку вместе с воспитателем, сосредотачивают внимание на сундуке и слушают что написано в  письме, выражают собственные мысли, делают предположения.

 Умеют выражать собственные мысли.

 Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

III. Планирование деятельности.

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы

Цель.

Совместное определение конкретных действий

В: Слушайте первую загадку.

Загадка №1

Нет ног, а ходим,

Рта нет, а скажем:

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать (часы).

Игра «Веселая рыбалка»

 «Дед Грамотей решил поиграть с нами в веселую рыбалку. У каждой рыбки на обратной стороне есть картинка, вам надо определить, на сколько слогов делится слово на картинке, если  у вас слово на картинке состоит из одного слога, вы должны встать у озера с цифрой 1, если 2 слога  - у озера с цифрой 2, если 3 слога - у озера с цифрой 3) ( игра проводиться сигналу воспитателя)

В: Молодцы, с первым заданием справились. Вот вторая загадка.

Загадка № 2

«Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом». (Карандаш)

Игра «Определи с какого дерева плод - картинка?» (у мольберта)

Ребята, что вы видите перед собой? Давайте, разберемся, почему они таких цветов?

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Как определить гласный звук? (Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть, при произношении гласных звуков воздух проходит свободно).

- Каким цветом обозначают гласные звуки? (красным)

- Как определить согласный звук?  (Согласные звуки петь не умеют, не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении воздух встречает  преграду. Они произносятся коротко).

- Какие согласные звуки бывают? (твердые и мягкие).

- Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки? (синим)

- Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки? (зеленым)

Плоды с этих деревьев  в  этом ведерке. Они все перемешались. Нужно определить с какого дерева плоды - картинки. Для этого нужно определить, какой первый звук в слове картинке. Дети по желанию выставляют картинки - плоды на деревья  

Физкультминутка

«У нас уже два ключа есть! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Вспомните,  кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Буратино потянулся,          

Раз - нагнулся,                    

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.                  

Руки  в стороны развёл,

Ключик так и не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Загадка 3

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу -

Больше греться не хочу

Крышка громко зазвенела -

Пейте чай! - Вода вскипела! (чайник)

Игра «Поймай слог».

Цель - развитие слухового внимания и его быстроты.

.  «Превратить» его в слово.

Например: КА - каша, бу - бусы, ку - кукла, ви - вилка, ба - банк, ли - лимон, ры - рыба.  Молодцы и с этим заданием справились. Теперь у нас три ключа.

Загадка 4

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Игра «Четвертый лишний»

  1. Яблоко, лимон, тыква, груша
  2. Автобус, самолет, самосвал, экскаватор
  3. Муха, комар, воробей, бабочка
  4. Утюг, холодильник, стол, телевизор
  5. Смородина, крыжовник, сыр, клубника

Теперь у нас четыре ключика.

Загадка 5

Борщ в тарелке вкусный самый,

Так готовит только... (мама)

- Посмотрите внимательно на наших мам, мама, которая подмигнет, у той  и ключик.

 Загадывает загадку.

 Вовлекает в совместную деятельность.

Объясняет правила игры, ставит цель, согласовывает действия и их последовательность, вовлекает в совместную деятельность, наблюдает за правильностью его выполнения.

Загадывает загадку.

 Вовлекает в совместную деятельность.

Исправляет речевые ошибки.

Задаёт вопросы,

Выслушивает ответы всех детей.

Уточняет ответы детей.

Показывает движения в соответствии с текстом.

Загадывает загадку.

 Вовлекает в совместную деятельность.

 Показывает  детям слог и объясняет задание.

Выставляет картинки к игре «Четвёртый лишний», задаёт вопросы.

Ставит цель.

Слушают загадку, сосредотачивают внимание, высказывают предположения, отгадывают.

 Ищут ключик, отгадав загадку. Находят ключ в часах и  первое задание.

Осваивают последовательность действий, действуют в соответствии с заданием, осуществляют контроль в выполнении задания.

Слушают загадку, сосредотачивают внимание, высказывают предположения, отгадывают.

Находят второй ключ в стаканчике с карандашами и задание).

Отвечают на вопросы

опираясь на собственный опыт.

Выполняют задание  по инструкции взрослого.

Выполняют задание, осваивают последовательность движений.

Слушают загадку, сосредотачивают внимание, высказывают предположения, отгадывают.

Находят третий ключ в чайнике и задание.

Слушают задание. Читают слог. Придумывают новые слова с заданным слогом.

Слушают, классифицируют. Строят полный ответ.

Наблюдают за мамами. Сосредотачивают внимание.

Умеют отгадывать загадки, аргументируют свой ответ.

Умеют делить слова на слоги. Умеют осуществлять контроль.

Умеют отгадывать загадки, аргументируют свой ответ.

Умеют  самостоятельно решать поставленную задачу, объясняют свой выбор, выстраивают полный ответ, умеют осуществлять контроль.

Активно взаимодействуют с педагогом в решении познавательных и игровых задач.

Выполняют задание.

Осуществляют движения в соответствии с показом и текстом.

Выполняют задание в соответствии с установленными правилами.

Умеют классифицировать.

Активно взаимодействуют с педагогом в решении познавательных и игровых задач.

Умеют наблюдать  за действиями родителей.

IV. Этап продуктивной деятельности

(мама отдает ключик и конверт с заданием, в конверте)

- Ребята, чтобы вы хотели подарить детскому саду, нарисуйте, а мы отгадаем. Звучит спокойная музыка.

Предлагает открыть конверт с заданиями. Организует продуктивную деятельность.

Советует. Напоминает.

 

  • Выбирают материал для предстоящей самостоятельной деятельности
  • Выполняют задание в соответствии с заданием.

Используют разные материалы  для создания изображения.

Умеют планировать предстоящую самостоятельную деятельность.

V. Рефлексия.

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. 

-Давайте угадаем по вашим рисункам какие подарки, вы хотели бы подарить детскому саду?

- Что вам понравилось на занятии больше всего?

Собирает детей вокруг себя

 Побуждает детей к анализу деятельности.

Активизирует обсуждение.

Участвуют в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались. Передают свои ощущения от проделанной работы.

 Высказывают своё мнение.

Оценивают  результат коллективной деятельности.

Выражают свое мнение.

VI. Открытость

Все задания выполнены, ключики на месте, открываем сундучок.

Подведение итогов. Открываем сундук и дарим подарки - конфеты и задание - раскраска от деда Грамотея.

Выражают эмоции.

Планируют последующую деятельность.

Делятся впечатлениями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

ОО "Коммуникация", Образовательная ситуация "Волшебный сундучок деда Грамотея"

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада....

Волшебный сундучок Деда Грамотея

Познакомить со звуком С , учить придумывать слово с заданным звуком, составлять предложение с заданным словом, производить звуковой анализ слова, подбирать антонимы к словам. Развивать у детей фонемат...

Занятие по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок деда Грамотея"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить зн...

Занятие по обучению грамоте "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению грамоте "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...