Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Мукаева Мария Валерьевна

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»

Дид. игра "Отгадай, что звучит"

 Цель: Развивать слуховое внимание.

 Ход: Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_zvukovuyu_kulturu_rechi.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»

Дид. игра "Отгадай, что звучит"

 Цель: Развивать слуховое внимание.

 Ход: Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

Дид. игра "Угадай, что делать"

Цель: Развивать слуховое внимание.

Ход: Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими. Если тихо - держит руки на коленях. (Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз) .

 Дид. игра "Где позвонили"

Цель: Развивать слуховое внимание.

 Ход: Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, позади. и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направлении.

Дид. игра "Так ли это звучит? "

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

 Ход: Педагог предлагает ребенку разложить картинки в 2 ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых сходно звучат. Когда картинки будут разложены, педагог и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов.

Дид. игра "А что у вас? "

 Цель: Продолжать учить детей измерять длину слова.

 Ход: Воспитатель называет слово (показывает картинку или игрушку, дети прохлопывают это слово и в соответствии с этим поднимают полоску длинную или короткую.

Дид. игра "Том и Тим"

 Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

 Ход: Педагог предлагает рассмотреть гномиков и найти отличия. Дети определяют первый звук заданного слова и соответствии с этим кладут картинку одному из гномов. Например: если первый звук - твердый согласный, то картинку большому гному.

Дид. игра «Доскажи словечко»

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [р], Развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает звуки в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра – начинается иг (ра) .

 Ры- ры-ры—у мальчика ша (ры) .

Арь- арь- арь—на стене висит фо (нарь) .

Дид. игра «Что делает? »

 Цель: Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.

 Ход: Воспитатель показывает игрушку (картинку, предлагает детям сказать, что делает этот предмет. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов, что звучат они по-разному.

Дид. игра «Веселый мяч»

 Цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат.

 Ход: Воспитатель говорит: «У меня веселый мяч. Он умеет смеяться: ха-ха-ха, хи-хи-хи. ».(Дети повторяют.)

«Если играет девочка, то мяч смеется:ха-ха-ха. Если играет мальчик, мяч смеется: хи-хи-хи. Когда мяч падает дети говорят: ах-ох. Я буду бросать вам мяч. Вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мяч мне. Если он упадет, то все скажите: ах-ох. »

Затем мальчики и девочки меняются местами.

Дид. игра «Ветер – ветерок»

 Цель: Развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей.

 Ход: Сильный ветер раскачивает деревья и громко шумит: «Ши-ши-ши» (Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, сильно ими раскачивают и произносят звуки.) Ветерок раскачивает травку и тихо поет: «Ш-ш-ш». (Дети приседают, раскачивают руками и тихо произносят звуки) Воспитатель в произвольном порядке 6-8 раз говорит «Ветер», «Ветерок», а дети выполняют соответствующие движения.

Дид. игра «Чья песенка»

 Цель: Развивать фонематический слух детей.

 Ход: Перед детьми на фланелеграфе висят 2 картинки (большой и маленький комары) Воспитатель предлагает ребенку взять предметную картинку, выделить звук [з] или [з'], поставить картинку возле соответствующего комара.

Дид. игра «Моторчики»

 Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

 Ход: Воспитатель называет разные слова. Дети стоят в кругу и передают мяч по кругу на каждое слово. Если дети услышат песенку большого моторчика [р], перебрасывают мяч воспитателю. Потом перебрасывают мяч, когда в слове услышат звук [р'].

Дид. игра «Звуковые часы»

Цель: Учить детей определять первый звук в слове.

 Ход: Педагог установив стрелку напротив картинки предлагает интонационно выделить первый звук в этом слове, назвать его.

Дид. игра «Птица с птенцами»

Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

 Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, а ребенок мягкий согласный звук.

Дид. игра «Веселые картинки»

 Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж].

 Ход: Дети берут из корзинки предметные картинки, называют слово и определяют, какой в нем слышится звук: [ш] или [ж]

Дид. игра «Вьюга»

 Цель: Развивать силу голоса детей.

 Ход: Воспитатель показывает иллюстрацию вьюги. Издает звук [у] – песня вьюги. Если педагог говорит: «Вьюга начинается». Дети тихо произносят звук [у]. «Вьюга сильная» - произносят громко. «Вьюга кончается» - произносят тише. «Вьюга затихла» - замолкают.

Дид. игра «Комары и жуки»

 Цель: Учить детей диффернцировать звуки [з] и [ж].

 Ход: Педагог делит детей на 2 группы: жуки и комары. Один из детей сова. По сигналу педагога «Комары летят, комары гудят» дети – «комары» вылетают и гудят [з-з-з]. По сигналу педагога вылетают жуки [ж-ж-ж]. Сова: «Я – сова, большая голова, на суку сижу, во все стороны гляжу, жуков, комаров ловлю. Лечу. ». На слово «лечу» ребенок «сова» делает взмах руками, как крыльями и ловит детей.

Дид. игра «Закончи фразу»

 Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Воспитатель предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.

«Не послушал зайка папу,

Отдавили зайке (лапу) .»

 «Дети в скверике сидели

 И мороженое (ели) .»

 «А возле этой елки

 Бродили злые (волки) ».

«Часто к озеру напиться

 Ходит рыжая (лисица) ».

«Стала жаба важно квакать:

 - Ква-ква-ква, не надо (плакать) ».

«Мы не ели, мы не пили

Бабу снежную (лепили) ».

«Я не бегаю к врачу,

 Я сама его (лечу) ».

«Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния (сверкнула) ».

 «Я сегодня сбилась с ног,

У меня пропал (щенок) ».

 «Как у нашей дочки

 Розовые (щечки) ».

 «Лучше мама не пищи,

 Ты мне няньку (поищи) ».

Дид. игра «Большие и маленькие комары»

Цель: Учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах.

 Ход: Дети делятся на 2 группы: одна – большие комары, вторая – маленькие комары. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та группа детей «летает», как комары.

Образец: зонт, земля, зебра, заяц, зеркало, золото, зима и другие.

Дид. игра «Кто внимательный»

Цель: Развивать умение детей различать звуки [з] и [с].

Ход: Педагог показывает предметные картинки в названии которых слышатся звуки [з] или [с]. Педагог интонационно выделяет заданные звуки. Дети произносят тот звук, который услышали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по направлению «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук» в средней группе

Конспект занятия по направлению «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук» в средней  группе Тема: «Братцы-звуки»....

Конспект занятия по развитию ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук в средней группе.

Цель: - освоение действия интонационного выделения звука в слове;Задачи: - развивать  умения подбирать слова с заданным звуком...

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»

Дидактические игры и упражненияв в средней группе  для освоения действий интонационного выделения звука в слове, дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков, развития умения определять первы...

Картотека дидактических игр и упражнений во средней группе «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»

Картотека дидактических игр и упражнений  во средней группе  «Введение в звуковую действительность и  развитие произвольных движений рук»...

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»...