Главные вкладки

    Познавательно-творческий проект «Из гусеницы в бабочку»
    проект по развитию речи (старшая группа) на тему

    Степанова Елена Валерьевна

    Наблюдая за жизнью насекомых, мы стали искать разные книжки, где можно было найти рассказы о них. Нам попалась книга американского писателя  Эрика Карла  «Очень голодная гусеница», в книге рассказывалось о том, как много кушает гусеница и процессе  превращения, и как она потом стала бабочкой. На основе этой книги родилась идея инсценировки этой сказки. Так у нас появилась театрализованная постановка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_3.docx46.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Познавательно-творческий проект «Из гусеницы в бабочку» 

    Продолжительность проекта: краткосрочный (с 01 сентября по 4октября).

    Тип проекта: познавательно – творческий.

    Образовательная область: Познание.

    Основной вид деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная.

    Области интеграции: Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Коммуникативно-личностное развитие.

    По форме реализации: групповой.

    Способы и методы представления: занятия и беседы познавательного характера, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов: «Уроки тетушки Совы (Бабочка)»,  «Лунтик» серия «Подарок для бабочки». Художественно-творческая деятельность (лепка «Сказочный домик для гусеницы», аппликация «Веселая гусеница», рисование по технике монотипия «Бабочка»).

    Участники проекта: Воспитатели? дети, родители.

    Возраст детей: 5-6 лет.

    Актуальность.

    Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир.

    Гуляя на площадке с ребятами, мы наблюдали за разными насекомыми: гусеницами, муравьями, жуками, божьими коровками. Дети настолько увлеклись наблюдениями,   что у них даже появились необыкновенные «друзья». Детей интересовало, откуда появляются насекомые, чем питаются, сколько и где живут. Мы даже и предположить не могли, что это выльется в целый исследовательский проект.

    И мы начали эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

     В ходе обсуждения с детьми,  выяснилось, что представления детей об этих насекомых очень скудные. Мы остановились на бабочках, так как эти насекомые оказались самыми загадочными. У детей возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?», «Как появляются бабочки?», «Для чего они нужны?», «Кто у них друзья и есть ли враги?».

    Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса нами было решено организовать и провести познавательно-творческую работу с детьми, в рамках реализации проекта «Из гусеницы в бабочку».
    Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с жизнью насекомых и их важнейшей ролью в экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно – эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывали интерес у детей.
    Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и  ползающих: букашек, жучков, бабочек – мир насекомых.
    Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? Насколько велика их роль в природе?
    Гипотеза. Если ребенка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он,  несомненно, будет ценить и беречь окружающий мир.

    Цели и задачи проектной деятельности

    Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи проекта:

    Образовательные:

    Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.

    Формировать у детей элементарные представления о гусеницах и бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;

    учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (музыке, рисовании, лепке, аппликации). Расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.).

    Развивающие:

    Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

    Воспитывающие:

    Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых, не только бабочек, прививать бережное отношение к насекомым и всему живому.

    Воспитание отзывчивости и гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.

    Планируемый результат

    Для детей:

    Имеют элементарные представления:

    • О бабочках, их строении и видовом многообразии.
    • О перемене тела из гусеницы в бабочку.
    • Пользе и вреде в природе.

    Умеют различать вредных и полезных насекомых.

    • Имеют представление о разнообразии насекомых Московской области

    Развитие творческих и сценических способностей.

    Для родителей:

    • Установление партнерских отношений родителей, педагогов, музыкального руководителя;

    родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.

    • Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
    • Развитие творческих способностей родителей.
    • Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Педагогическое просвещение родителей.

    Для педагога:

    • Повышение качества работы с детьми и родителями.
    • Повышение уровня педагогической компетентности.
    • Профессиональный рост.

    Пополнение наглядно – дидактического материала группы.

    Этапы реализации проекта

    Подготовительный:

    На подготовительном этапе с детьми и родителями проводилась работа по следующим направлениям:

    • знакомство детей с произведениями художественной литературы; чтение сказок: Эрика Карла  «Очень голодная гусеница», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Муравей и стрекоза», «Росянка — Комариная Смерть», Э. Емельянова «Муха»,   Д. Мамин-Сибиряк «Сказка О том, как жила-была последняя Муха»,  «Сказочка про Козявочку» В.Д. Берестов «Честное гусеничное».
    • прослушивание аудио-сказки  А. Чайковского «Вальс цветов», Е. Ермолова «Сказка про маленького кузнечика»;
    • прослушивание музыкальных произведений;
    • подбор иллюстративного и наглядно-дидактического материала;
    • пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Жуки»;
    • разучивание стихотворения «Бабочка капустница» Косов В., «Бабочка» Н. Розбицкая;
    • загадывание загадок;
    • разучивание скороговорок;
    • дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;
    • сотрудничество с семьей: консультации «Как на прогулке увидеть красоту бабочки?», «Правильное отношение к природе начинается в семье»;
    • помощь родителей в оформлении информационно – познавательного альбома «Бабочка»; подготовка к музыкальной сказке «Голодная гусеница».

    Аналитический:

    В целях систематизации воспитательно-образовательного процесса с детьми нами  был разработан календарно – тематический перспективный план.

    Практический: 

    При реализации практического этапа познавательно-творческого проекта «Из гусеницы в бабочку» были использованы следующие способы, методы и средства организации видов детской деятельности:

    Способы: Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях,

    наблюдение на прогулке за бабочкой и другими насекомыми,

    развивающие игры: «Голодная гусеница»

    «Внимательная бабочка», «Чего не хватает?», «Угадай бабочку?», «Чудесные превращения», «Что и сколько?» и т.д.

    проблемные ситуации:

    «Как появляется бабочка?»,

    «Для чего нужны бабочки?».

    Методы: Игровой, Наглядный, Моделирования, Показ, Беседа, Диалог.

    Средства: Альбом  «Бабочка - красавица», схемы - модели «Насекомые», наглядно-дидактическое пособие «Насекомые», дидактические игры из серии: «Приключения бабочки»,

    видеотека мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)», «Дюймовочка», «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Пчелка Майя».

    Презентационный 

    Продукт проектной деятельности - детские творческие работы. Были представлены:

    • Выставке детских творческих работ: из пластилина  «Сказочный домик для гусеницы»; «Чудесные гусеницы»; работы выполненные красками с помощью техники монотипия «Бабочка - красавица», «Где искать насекомых», «Чудесные превращения».
    • В конкурсе детского рисунка «Раскрась бабочку».
    • Информационно-познавательном  фотоальбоме  «Насекомые нашего края».
    • Детский спектакль «Голодная гусеница»

    Заключительный

    На практическом этапе реализации мы старались поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни. Были созданы условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности. При реализации проекта мы использовали следующее направление поддержки детской инициативы: инициатива как целеполагание, т.е. все дети участвующие в проекте были включены в разные виды продуктивной деятельности – понятие о превращении гусеницы в бабочку мы закрепили в аппликации «Веселая гусеница», в лепке из пластилина  «Сказочный домик для гусеницы», театрализованном представлении «Голодная Гусеница». Дети хорошо усвоили полученные знания о строении и внешнем виде гусениц, бабочек. В изобразительной деятельности ребята в своих рисунках, показали удивительную красоту и совершенство прекрасного творения природы – бабочек, с использованием разных техник рисования.

    Познавательная инициатива была реализована детьми при совместном составлении и оформлении информационно - познавательного фотоальбома «Насекомые нашего края», во время дидактических  игр из серии «Приключения бабочки», занимательных бесед и познавательных наблюдении, отгадывании загадок, чтении сказок, заучивания стихотворений  и т.д. В заключении дети приняли активное участие в спектакле «Голодная гусеница».

    В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у детей: развитию наглядно - образного мышления, памяти, речи, внимания,

    творческого воображения, вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности. У детей появилось стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.

    Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

    Перспективный план реализации проекта «Бабочка»

    Срок проведе-ния

    Мероприятие

    Цель

    Взаимодействие

    с семьей

    Взаимодействие

    с педагогами

    1 неделя

    Рассматривание

    иллюстраций фотоальбома

    «Насекомые родного края».

    Познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения насекомых. Развивать познавательный интерес к жизни насекомых в природе, активизировать словарь новыми названиями: Жук трещалка, Кузнечик зеленый, Майский жук,
    Паук крестовик, Слизень,
    Улитка,  Капустница, Муравей, Жук божья коровка, Жук бронзовка,
    Жук-навозник, Крапивница, Лимонница.

    Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного фотоальбома «Насекомые родного края».

    Педагогическая

    копилка:

    знакомство педагогов с картотекой

    дидактических игр и упражнений, закрепляющих представления детей о жизни насекомых в природе.

    Рассказ воспитателя:

    «Могут ли бабочки дружить».

    Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек,

    сформировать элементарные представления детей о строении тела бабочки

    (три части тела, усики, шесть ног).

    Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе.

    Чтение стихотворений:

    «Бабочка капустница» Косов В., «Бабочка» Розбицкая Н.

    Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении бабочек в природе.

    Прослушивание

    музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».

    Учить определять темп и характер музыки, предложить детям угадать, какое насекомое летает

    по цветочной поляне.

    Упражнение:

    «Танец бабочек».

    Развитие физиологического дыхания.

    Рисование

    «Бабочки» в технике монотипия.

    Учить нетрадиционной техникой рисования передавать в рисунке характерные черты строения насекомого бабочки, красоту и изящность.

    2 неделя

    Беседа

    «Чудесные превращения»

    Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему,

    воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете.

    Привлечение родителей к созданию видеотеки:

    «Уроки природы для дошколят» (Жизненный цикл бабочек)

    Консультация

    «Наблюдение на прогулке за бабочкой и другими насекомыми»

    Консультация «Первая помощь при укусах насекомых»

    Пальчиковая гимнастика

    «Гусеница».

    Развивать мелкую моторику пальцев рук, познакомить с особенностями передвижения

    гусеницы по листочку.

    Дидактическая игра

    «Угадай по описанию».

    Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек.

    Рисование «Маленькие соседи»

    Учить детей договариваться, делиться помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.

    Словесная игра

    «Один - много».

    Продолжать формировать правильный грамматический строй речи, упражнять в образовании множественного числа существительных.

    Слушание произведения Римский –Корсаков «Полет шмеля», С.Прокофьев «Шествие кузнечиков»

    Аппликация

    «Веселая гусеница».

    Закрепить представления детей о строении, внешнем виде и способе передвижения гусеницы,

    учить детей располагать правильно предметы на листе. Развивать доброжелательное отношение к природе. Доводить изделие до

    нужного образа с помощью цветных мелков. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Просмотр мультфильмов:

    «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)».

    Закрепить полученные знания о внешнем виде, строении и размножении бабочек. Доставить детям радость от просмотра, учить делиться впечатлениями.

    3 неделя

    Наблюдение на участке группы за бабочками.

    Расширить представление детей о многообразии о бабочек, учить различать их по внешнему виду,

    правильно называть. Познакомить с другими обитателями участка.

    Создание картотеки подвижных игр.

    Наблюдение за насекомыми на природе, даче, во дворе.

    Беседа «Самые маленькие обитатели нашей планеты»

    «Любовь к родине начинается с любви к природе». Воспитывать бережное отношение к маленьким обитателям. Учить наблюдательности и трепетного отношения.

    Подвижная игра

    «Бабочки и цветочки».

    Развивать координацию

    движений, учить действовать по сигналу, учить ориентироваться  в пространстве, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения ко всему живому.

    Лепка «Сказочный домик для гусеницы».

    Продолжать учить основным приемам лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание;

    закрепить ранее приобретенные

    представления о насекомых, развивать мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к насекомым.

    Выставка работ из природного материала «Насекомые –наши друзья».

    Приобщить родителей к совместной работе с детьми.

    Изготовление поделок из природного материала «Насекомые –наши друзья»

    Беседа «Для чего нужны бабочки?»

    Познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни

    бабочек в природе.

    Помощь родителей в проведении

    группового конкурса детского рисунка «Раскрась бабочку» 

    Дети и родители знакомятся с новыми форматами работы с книгой и находят ответы на интересующие их вопросы.

    Презентация собственной картотеки загадок

    Просмотр мультфильмов: «Дюймовочка», «Пчелка Майя».

    Учить детей внимательно относится ко всему живому, заботиться о меньших существах.

    Развивающая игра «Внимательная бабочка».

    Развивать зрительное восприятие и

    внимание детей.

    Чтение произведений В.В. Бианки

    Знакомство  с  творчеством, изучить рассказы, познакомить с художественным описанием жизни, повадок животных в природе, получить научно-достоверные знания о живом мире природы, обогатить активизируемую речь.

    Загадки, которые мы любим.

     

    Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать

    загадку, обратить внимание на рифмы подсказки.

    Слушание музыки Р.Шуман «Бабочки», разучивание песни  В.Шаинский «В траве сидел кузнечик»

    Исполнение песен: пение с сопровождением и без него.

    Развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности.

    Приобщение детей к музыкальному искусству

    ОД

    «Бабочка»

    Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек  и других насекомых,  их разнообразии, роли в природе и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни насекомых  в природе.

    Организация

    выставки детских творческих работ

    «Насекомые»

    Отчет о проделанной работе.

    Релаксация под звуки природы

    Учить детей вслушиваться в звуки музыки. Развивать представления.

    Игра «Кто назовет больше действий?»

    Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении бабочек в природе.

    4 неделя

    Слушание музыкальных произведений: Мендельсон «Весенняя песня», С.Прокофьев «Марш» (фрагмент), П. И. Чайковский «Баркарола», Э. Григ «Утро», Куперен «Бабочка», аудиозапись «Пение птиц».

    Учить детей слушать музыкальные произведения, представлять и изображать услышанное в движении, в танце.

    Подвижные игры «Мед и пчелы», «Паук и мухи»,

    Закреплять быструю передачу мяча по кругу , закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм развивать моторную память.

    Чтение рассказов Д. Мамин-Сибиряк «Сказка О том, как жила-была последняя Муха»,  «Сказочка про Козявочку»

    Посредством произведений способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, бережному отношению к окружающему миру.

    Расширять представления родителей о детской литературе. Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.

    Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.

    Дидактические игры «Назови ласково», «Посчитай насекомых»

    Закреплять названия насекомых.  

    Уточнить, расширить и закрепить знания детей о насекомых, закрепить умения детей составлять рассказ-описание по картинному плану.

    Подготовка и проведение детского спектакля «Голодная гусеница». Итоговое мероприятие.

    Развивать речь детей. Учить передавать повадки насекомых с помощью движений и интонаций. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, артистичность и выразительность движений.

    Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей.

    Презентация проекта «Из гусеницы в бабочку»

    Развитие любознательности;

    развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

    формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

    развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками) 

    Выводы:

    Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.

    В ходе проведения познавательно – творческого проекта, дети всей группы обогатили и пополнили свои знания о насекомых, а именно о бабочках.

    Наблюдая за жизнью насекомых, мы стали искать разные книжки, где можно было найти рассказы о них. Нам попалась книга американского писателя  Эрика Карла  «Очень голодная гусеница», в книге рассказывалось о том, как много кушает гусеница и процессе  превращения, и как она потом стала бабочкой. На основе этой книги родилась идея инсценировки этой сказки. Так у нас появилась театрализованная постановка.

    Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке,

    ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

    Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

    Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

    Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

    Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».

    Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....

    Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»

    Формирование у детей понятия семья и семейные традиции,  повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....

    Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

    Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...

    Познавательно-творческий групповой проект "День Победы!"

    Данный проект направлен на формирование у детей представленийй о Великой Отечественной войне, воспитание у дошкольников чувства гордости за свою Родину....