Дидактическая игра "Словокуб"
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Короткова Венера Фоатовна

Дидактическая игра представлена в виде комплекта кубиков, на гранях которых изображены различные картинки. Игра может быть использована в индивидуальной и подгрупповой работе по развитию связной речи с детьми 3-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovokub.docx108.9 КБ
PDF icon kartinki_na_kubiki.pdf2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 43 «Солнышко»

Дидактическая игра

«Словокуб»

http://funlib.ru/cimg/2014/101714/3132967

                     

Авторы-составители:

Короткова В.Ф., учитель-логопед

Сухинина О.П., воспитатель

Златоуст, 2017 г.


Цель: развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста: грамматического строя речи, связной речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Задачи:

Младший дошкольный возраст:

  1. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  2. Дать понятие «слово».
  3. Учить подбирать слова и составлять из них словосочетания, простые фразы.
  4. Учить согласовывать существительные с глаголами, прилагательными.
  5. Формировать грамматический строй речи.
  6. Учить осмысливать значение предлогов.
  7. Учить отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Старший дошкольный возраст:

  1. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова  в предложении, правильно использовать предлоги в речи.
  2. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
  3. Помогать правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если и т.д.)
  4. Совершенствовать грамматический строй речи.
  5. Расширять и активизировать словарный запас детей по лексическим темам и в рамках программы «Я – Златоустовец».

Данный комплект кубиков можно использовать также на занятиях по звуковой культуре речи, обучению грамоте и на занятиях туристическо-краеведческой направленности («Я – Златоустовец»).

Задачи:

  1. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
  2. Развивать фонематический слух:

а) младший дошкольный возраст: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук;

б) старший дошкольный возраст: учить определять место звука в слове (начало, середина, конец), учить называть слова с определённым звуком в слове, находить слова с этим звуком в предложении.

  1. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Представлена дидактическая игра в виде карточек и комплекта кубиков с различными изображениями. Игра может быть использована воспитателями, логопедами, а так же родителями в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми от 3 до 7 лет.


Варианты игр

Младший дошкольный возраст

  1. «Назови картинку».

Ребёнку предлагается назвать картинки, изображённые на гранях кубика.

  1. «Найди картинку».

Ребёнку предлагается найти заданную картинку, изображённую на гранях кубика.

  1. «Что лишнее?».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображениями и определить что лишнее. Объяснить свой выбор.

  1. «Вставь (подбери) пропущенное слово». 

Ребёнку предлагается карточка с тремя окошками, одно из которых со знаком «?». Ребёнок подбирает картинку, слово, которое подходит по смыслу.

  1.  «Найди карточку».

Перед ребёнком лежат 2-3 карточки. Воспитатель называет предложение, а ребёнок должен показать подходящую карточку.

  1. «Больше слов». 

Ребёнку предлагается карточка с тремя окошками, одно из которых со знаком «?». Задание: подбери как можно больше слов-действий, слов-предметов.

  1. «Разрезные предложения».

Перед ребёнком – кубики с картинками. Ребенок называет слова и составляет предложение из них. Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения, это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами.

Старший дошкольный возраст

  1. «Разрезные предложения».

Перед ребёнком – кубики с картинками. Ребенок называет слова и составляет предложение из них. Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения, это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами.

  1. «Cоставь словосочетание (предложение)».

Ребенку предлагается подобрать подходящие слова и составить словосочетания (предложения).

  1. «Какое слово потерялось?».

Упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Выложить словосочетания или предложения, в которые входят предлоги. Предложите ребенку "вернуть" "маленькие словечки" на место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вставляет кубик с его символом. Например:
КОШКА _ ДИВАНЕ
КОСТЮМ _ ШКАФУ
СОБАКА _ ЗАБОРОМ
ПРИШЛА _ МАГАЗИНА
НА, В, С, ИЗ, ЗА, О, ОТ ("лишний" вариант ответа).

  1. «Продолжи предложение».

Цель: учить «читать» простые предложения, пополнять словарный запас.

Из кубиков выложите предложение, но без последнего слова. Например:
КОРОВА ЖУЁТ ___________ .
СОБАКА ГРЫЗЁТ ___________ .
НАСТЯ ЕСТ __________ .

Последние слова предложений отложите  в сторону. Предложите ребенку внимательно прочитать предложения и добавить (разложить) в них подходящие по смыслу слова. При выполнении задания могут получиться "забавные" предложения, порадуйтесь вместе с ребенком!

Для игры можете использовать ниже приведенные предложения и им подобные.
СОБАКА СПИТ В ________ .
САША ЛЁГ В _________ .
ПАЛЬТО ВИСИТ В _________ . (БУДКЕ, КРОВАТЬ, ШКАФУ)
ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В ________ .
УЧИТЕЛЬ УЧИТ В _________ .
ВРАЧ ВЕДЁТ ПРИЕМ В __________ . (МАГАЗИНЕ, ШКОЛЕ, БОЛЬНИЦЕ)
СНЕГ ИДЁТ _________ .
КУПАТЬСЯ МОЖНО __________ .
ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ __________ .
ПОЧКИ РАСПУСКАЮТСЯ __________ . (ЗИМОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ)
ЛЕТАЕТ БЫСТРО ________ .
ПЛАВАЕТ В МОРЕ ________ .
ПРОКОЛОЛА КОЛЕСО ________ .
ПО РЕЛЬСАМ ЕДЕТ ________ . (САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, МАШИНА, ПОЕЗД)

  1. «Догадайся, что дальше?»

Цель: учить «читать» предложения, , развивать речь, развивать мышление.

Перед ребёнком выложить предложения. Предложите ребенку «прочитать» их по одному и придумать, что могло быть после описанного события. Хвалите ребенка, если он смог назвать несколько вариантов ответа.

Используйте эти и подобные предложения:
В КОМНАТЕ ПОГАС СВЕТ.
ПЕТЯ РАЗБИЛ ВАЗУ.
НА УЛИЦЕ СТАЛО ТЕПЛО.
ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.
АНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ.
ТОЛЯ ЕЛ МОРОЖЕНОЕ НА УЛИЦЕ.
ВО ДВОРЕ ПОДРАЛИСЬ МАЛЬЧИШКИ.
МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД.
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК С УРОКА.
МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ.

Вариант: Предложите ребенку придумывать причины, по которым могли произойти события, описанные в предложениях.

  1. Игра «Цепочка слов»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

На столах у детей лежат кубики. У воспитателя – кубик  с изображением, например, карандаша. Воспитатель поясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова «карандаш». Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «карандаш»

Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на кубике, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, сразу найдете два предмета, то приложит картинку тот, кто назовет ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».

Когда будет выложена вся цепочка, педагог предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя первый и последний звуки в каждом слове.

  1. Игра «Найди место звука в слове».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или в конце).

Перед детьми лежат кубики с изображением изображение автобуса, платья и книги. Воспитатель предлагает детям назвать изображенные предметы. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях всех предметов. «Правильно – звук «А». Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова – поясняет воспитатель. – Определите, какое слово начинается со звука «А», в каком звук «А» находится в середине, а какое слово заканчивается этим звуком.

  1. Игра «Самый внимательный»

Цель: Учить различать гласные и согласные звуки; развивать речь, внимание, фонематический слух.

1 вариант: Воспитатель предлагает детям найти одинаковый звук в словах. После того, как они назовут звук, воспитатель просит дать характеристику этого звука. Например: пила, аист, игла, ива. Дети называют звук «а» - гласный, или порт, торт, телефон, тумба - звук «т» - согласный, глухой.

2 вариант: Воспитатель просит назвать имя девочки (мальчика, героя занятия), которое сложено из последних звуков названий предметов, изображенных на картинках. Например: грабли, шар, астра (Ира).

Аналогично можно выполнить задания и по первым буквам. Педагог вывешивает картинки и просит назвать слово, которое состоит из первых звуков названий предметов: игла, груша, рыба, улитка, шар, кот, изба (игрушки).



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...