Картотека игр, способствующих развитию речи и мышления.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Таштандинова Юлия Петровна

Данные игры и упражнения способствуют развитию речи и мышления детей дошкольного возраста. Игры содержат проблемные вопросы, сюжеты. Дети не получают знания в готовом виде, а играют, размышляют, воображают и сами находят возможные способы решения поставленных вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_rechi_i_myshleniya.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития мышления

Игра «Угадай кто я».
Я  - Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная. (Груша) 
Я – Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный. (Лимон)
Я – Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (Яблоко)
Я – Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный. (Банан)
Я – Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая. (Слива)
Я – Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный. (Апельсин)

Упражнение «Расскажи-ка»

- Итак, семена выросли и стали растениями, растения стали овощами.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы играть.

Руками похлопаем, ногами потопаем.

Покружились, покружились

И в овощи превратились.

Каждому ребёнку прикрепляется эмблема какого-либо овоща.

- Кто ты? Расскажи про себя. «Я капуста зелёная, круглая, твёрдая и т.д.»

- Молодцы, вы составили очень хорошие рассказы.  Покружились, покружились, в ребятишек превратились.

Подвижная игра «Вершки и корешки».
 Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют

                    его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле – тянут руки

                    вверх, если под землёй – приседают. В качестве взрослого может выступать и

                    ребёнок, который сам показывает овощи.

Физминутка

Игра «Вершки и корешки». Вспоминаем сказку «Вершки и корешки». Силуэт деда и медведя (из настольного театра) ставим в разные концы комнаты. Посредине «огород» — большой обруч, в нем картинки «овощи». Договариваемся, деду собираем вершки, медведю — корешки. Начинается игра: дети гуляют, по сигналу берут с грядки любой овощ и определяют, к кому отнести. Проверяют, правильно ли вручили овощи.

Игра «Четвертый лишний».

Логопед раздает детям картинки с изображениями животных и птиц (можно из игры «Зоологическое лото»). При выборе «лишнего», несоответствующего остальным объекта добавляется название действий: летает, не летает, ходит, ползает, плавает и т. п.

У детей на столах картинки животных и птиц. Логопед просит поднять картинку тех, у кого животное плавает (летает, ходит, прыгает, ползает и т.п.). Затем каждому ребенку предлагается к его объекту подобрать побольше действий. Количество придуманных и названных действий фиксируется фишками с целью активизации детей.

Игра "Грибы в корзинке, ягоды в тарелке"

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, и собрать грибы и ягоды.

Грибы нужно уложить в корзинки, собирая их  в "лесу", а ягоды выложить на тарелку.

Затем вместе с детьми определить, кто сделал это быстрее и не ошибся.

Игра «Разрезные картинки – грибы» 

В корзинке лежат разрезные картинки с изображением грибов. Дети из частей собирают целые картинки и определяют, какие грибы – съедобные или несъедобные. Отвечать нужно восклицаниями: «Ах!» — если гриб съедобный, «Ох!» — если гриб несъедобный.

Подвижная игра «Найди пару»

    Задачи:      учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,

                        закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное

                        восприятие.

 Атрибуты:   осенние листья разного размера, цвета и формы.

  Ход игры:   дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и

                       подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут

                       по кругу со словами: « Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.

                       Воспитатель говорит:  «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» (Другие

                       задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся

                       размером: большой и маленький или листья одного размера с одного дерева)

Игра «Хорошо-плохо». 

Первая команда начинает словами: «Хорошо, что осень пришла, потому что …» (созрел урожай, на деревьях красивая желтая листва, мама купит теплую желтую одежду, на зиму консервируют огурцы и помидоры, солят капусту, копают картошку…).

Вторая команда начинает словами: «Плохо, что осень пришла, потому что…» (улетели птицы; опадают листья с деревьев; часто бывает пасмурная, сырая погода; стало холоднее…).

За каждый правильно названный признак команда получает вот такой золотой листочек.

Игра «Матрешка»
Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Они передают друг другу матрешку, логопед произносит текст. Тот, у кого в руках окажется матрешка на последних словах текста называет любой предмет одежды. Игра повторяется несколько раз.
- Ты беги, беги, матрешка, Быстро, быстро в хоровод. У кого в руках матрешка, Тот игрушку назовет. (В конце игры логопед просит детей назвать одним словом то, что они сейчас называли, т.о. дети закрепляют обобщающее понятие «игрушки»).

Игра "В магазине".  Логопед расставляет на наборном полотне картинки с изображениями одежды.

  • Я буду продавцом в магазине, буду продавать вам одежду. А вы будете покупателями.
  • Я буду спрашивать вас: "Что вы хотите купить?"
  • Вы начинаете свой ответ со слов: Я хочу купить... Чтобы купить одежду, вы должны подробно рассказать о том, какая она. Кто будет первым покупателем? Что вы хотите купить?

 1-й ребёнок: Я хочу купить платье. Оно жёлтое, красивое, с кармашками.

Логопед: Вот ваша покупка. Пожалуйста.

 1-й ребёнок: Спасибо.

Логопед: А что вы хотите купить?

 2-й ребёнок: Я хочу купить куртку.

Логопед: Какая она?

 2-й ребёнок: Она красная, тёплая, с капюшоном.

Логопед: Возьмите, пожалуйста, вашу покупку.

 2-й ребёнок: Спасибо.

- Таким образом, логопед организует диалог с каждым из детей.

Пример рассказа:

«Это волшебная кастрюля. Кастрюля сделана из прочного металла. У неё есть дно, стенки, ручки и крышка. В кастрюле можно сварить вкусный суп. Но кастрюля эта не простая, а волшебная. Сколько бы гостей ни пришло на обед -  нужно только сказать её, как в сказке: «Кастрюля вари!» - и она наварит столько супа, что мы сумеем накормить всех гостей. А как только все станут сытыми, нужно сказать: «Кастрюля, не вари!» - и она перестанет варить, сама себя помоет и прыгнет на полку…»

Игра "Кто кем был, и кто кем станет?". 

- Почему вы решили, что курица, петух, цыплёнок это птицы?

- Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 лапы.

- Ребята, а вот наш цыплёнок опять задумался, а кем он станет, когда вырастет?

( Когда цыпленок вырастет, он будет курицей или петухом.)

- А тогда кем был в детстве гусь? (В детстве гусь был гусёнком.)

- Кем будет индюшонок? ( Когда индюшонок вырастет, он станет индюком или индюшкой.)

- Кем был в детстве селезень? (Когда селезень был птенцом, его называли утёнком.)

- Кем будет утёнок? (Когда утенок вырастет, он будет уткой или селезнем.)

Игра «Закрытый стакан».

Логопед показывает детям стакан, обёрнутый салфеткой. Просит детей догадаться, стакан чего он выпьет, если в стакане сок  (лимонад, кефир, компот, кисель, молоко, вода и т.п.)? Ответы детей: «Вы выпьете стакан сока (лимонада, кефира, компота, киселя, молока, воды и т.п.)»

Упражнение «Чей, чья, чьи? Логопед выкладывает перед детьми 3-5 картинок с изображениями домашних животных или птиц и просит запомнить их. Затем логопед говорит, что животные хотят поиграть с ними в прятки. Просит детей отвернуться или закрыть глаза и закрывает чистым листом бумаги часть изображений на картинках, оставляя, например, только (голову каждого животного). Просит посмотреть на картинки и сказать, чья виднеется голова (или чей хвост, чьё туловище)? Ребёнок должен ответить полным предложением: «Это коровья голова», «Это кошачья голова».

Упражнение «Назови ласково». Перед детьми разложены 3-4 карточки с изображениями домашних животных (птиц)  в единственном  числе и просит назвать их. Например, «Корова, коза, овца, кошка». Или: «Бык, козёл, баран, кот». Затем логопед предлагает ребёнку превратить каждое большое животное в маленькое. Для этого ребёнок должен дотронуться до каждой картинки «волшебной палочкой» и назвать изображения предметов ласково (коровка, кошечка, козочка, овечка).

Физминутка. Игра "Зимующие или перелётные птицы? "

Дети изображают летающих птиц, если педагог называет перелётную птицу (Соловей, ласточка, стриж, утка и т. д., а если называет зимующую, дети приседают на корточки.

Игра “Два, две”

- Что у человека бывает по паре. Назовите эти части тела, используя слова два, две.

Парные части тела: две брови, два глаза, две щеки, два уха, два плеча, две руки, два локтя, две ладони, две ноги, два колена, две пятки, две ступни.

Упражнение «Подбор прилагательных».

- Расскажите о своих мамах.  Какие они?

- Давайте скажем как можно больше красивых слов о маме, передавая друг другу это весеннее солнышко.

(Логопед передаёт картинку - солнышко, определяя очерёдность ответов).

 - Моя мама ласковая, добрая, заботливая, любимая, красивая, умная и т.д.

«Диалог Зимы и Весны». Я буду весна, а вы Зима. Отвечайте мне и будьте внимательны, ответ заключается в конце слов Весны. Дети вам помогут.

Говорит Весна:

- Уходить тебе пора!

А весне Зима в ответ:

- Нет, нет, нет!

Говорит Весна тогда:

- С крыши капает вода?

-Да, да, да!

- Тают горки во дворах?

- Ах! Ах! Ах!

- А на речке треснул лёд?

- Так вот! Так вот!

- Ребята, как помочь солнышку засветить ярче, чтобы оно сильнее грело? Давайте скажем как можно больше добрых слов о солнышке, может тогда оно засияет.

- Солнышко весной какое? Яркое, теплое, ласковое, высокое, лучистое, красивое, доброе!

- Посмотрите, чего-то у нашего солнышка не хватает? Лучей.
- Чтобы солнышко засияло ярче, подарим ему лучики. А лучики мы будем получать за каждое выполненное задание. (Дети прикрепляют прищепки к жёлтому кругу так, чтобы получилось «солнышко»).

Д/игра «Признаки весны». (Дети закрывают глаза, логопед брызгает водой на руки.)

- Ребята, что вы почувствовали? Откуда весной вода? (лужи, сосульки, ручейки — тает снег, тает лед).

Дети снова закрывают глаза, логопед веером «дует» на детей.

- Что вы теперь почувствовали? Какой весной бывает ветер? (весенний, теплый, ласковый, слабый, сильный).  

Логопед включает фонарик. - Что вы видите? Что делает фонарик? А что также ярко светит на улице весной? Какое весной солнышко? (Яркое, теплое, ласковое, высокое...).

- Все ждут весну с нетерпением. Вы знаете ребята, в давние времена люди считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

(Логопед передаёт картинку - солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

- Догадайтесь, кем работает этот человек.

Сценка «Сапожник»

(подготовленные мальчик и девочка)

- Мастер, мастер, помоги,

Прохудились сапоги.

- Я прибью покрепче гвозди,

И пойдешь сегодня в гости.

- Кем же работает этот человек?

Можем ли мы обойтись без этого мастера?

- Следующую профессию вы быстро узнаете.

Логопед показывает пальчиковый театр «У врача» (герои:  врач, два мальчика и девочка)

- Я поранился иголкой!

-  Вот вам бинтик и зеленка.

- А у нас болит живот!

- Не берите пальцы в рот.

- Кем работает этот человек?

- Как бы мы с вами жили, если бы не было врачей?

Врач - это нужная профессия или нет? Дети показывают театр самостоятельно.

Игра «Регулировщик»

У детей по красному и зелёному флажку. Логопед называет слова, обозначающие разные виды транспорта. В зависимости от того, какой транспорт назван, дети проговаривают слова «проезжай», «пролетай», «проплывай», и машут в это время зелёным флажком. Если же называется слово, не относящееся к транспорту, поднимается красный флажок и произносится слово «стоп».

Упражнение «Опиши, какая (какой)?»

- Попробуйте придумать как можно больше добрых слов о каждом члене семьи. 
- А  ваши  добрые слова (сердечки) мы будем собирать в
шкатулку.

- Ребята, а кто знает, из каких частей состоит ДОМ?


                          «Строим дом»

Дети стоят по кругу. Начинает игру ребенок, у которого в руках мяч. «Я построю фундамент». Передает мяч, кому хочет. У кого оказался мяч, тот и продолжает игру. «Я построю стены»….

Упражнение «Без чего не бывает зимы»

-  Ребята, как вы думаете, без чего не бывает зимы?  На столе лежат картинки, выберите  любую «зимнюю»  картинку  (ледяная горка, снег, санки, лёд, снежинки, снеговик,  Дед Мороз, Снегурочка, ёлка).

Игра «Да – да, это так?»
- Родился у зайчихи лисёнок.
Дети. Нет-нет, всё не так.
- А как?
Дети. У зайчихи – зайчонок, а у лисицы лисёнок.
- У медведицы  лосёнок?
Дети. Нет – нет, всё не так.
Воспитатель. А как?
Дети. У медведицы – медвежонок, а у лосихи – лосёнок.
- У белки – волчонок.
Дети. Нет – нет, всё не так.
Воспитатель. А как?
Дети. У белки – бельчонок, а у волчицы – волчонок.
- У ежихи – ежонок?
Дети. Да-да, это так.
- Молодцы! Все были очень внимательны.

Игра  «Что было бы, если бы …?»
- Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку зимнюю?
Дети. Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка теплее, чем летняя.

 - А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?
Дети. Ему трудно было бы спасаться от врагов.

- Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?
Дети. Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой, нападал на людей.
- Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста?
Дети. Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль.
- На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы. Молодцы!


- Давайте поиграем в игру. Представьте, что так случилось, встретились Белый и Бурый медведи.

Бурый медведь:  Здравствуй, ты кто?

Белый медведь:  Здравствуй! Я белый медведь. А ты кто?

Бурый медведь:  Я бурый медведь. Я живу в лесу. А ты где?

Белый медведь:  А  я на Севере, на льдине. У тебя шерсть, какого цвета?

Бурый медведь:  У меня коричневая. А у тебя какого цвета?

Белый медведь:  У меня шерсть белая. А что ты ешь?

Бурый медведь:  Я ем малину, мед, коренья, рыбу. А ты что ешь?

Белый медведь:  Я тоже ем рыбу, а еще моржей и тюленей. Что ты делаешь зимой?

Бурый медведь:  Сплю в берлоге. А ты где спишь?

Белый медведь:  А у меня берлоги нет, я сплю на льдине в снегу.

Игра «Дом. Лес.  Африка. Север».

- Давайте поиграем в игру, я назову место обитания животного, а вы попробуете назвать животных, которые там живут.

- Почему животные жарких стран не могут жить на Севере? (У ни нет толстого слоя жира и густой теплой шерсти).

-  Посмотрите, у меня есть волшебные баночки, подскажите мне, что в них, и что из этого можно приготовить?

Дети рассматривают и называют крупы в приготовленных прозрачных ёмкостях (манка, греча, рис, геркулес, горох, пшено, овсянка и муляжи продуктов). Каждый ребёнок берёт одну ёмкость и составляет предложения.

- Какую кашу можно сварить из…? Это пшено. Из пшена можно сварить пшенную кашу. И т.д.

- Какой суп можно сварить из …(фасоли, курицы, свеклы, грибов, овощей, мяса, гороха, рыбы)?

Ребёнок: Это мясо. Из мяса можно сварить мясной суп. И т.д.

Игра «Назови, не ошибись».

Логопед объясняет детям, что будет подходить к ним, дотрагиваться до разных частей тела, а они должны правильно сказать  один или одна живот, нос, лоб, затылок, подбородок, переносица, шея, спина и др. Дети произносят сочетания слов по одному и хором.

Упражнение «Составь схему».  Игра «Разведчики»

- Ребята, представьте, что вы разведчики и зашифруйте ваши предложения (дети подходят к доске, составляют схемы предложений).

Игра «Кто где живет?»

Логопед называет место обитания рыб, а ребенок должен выбрать и назвать из предметных картинок, которые расположены на столе, соответствующую рыбу.

Море — ... (акула).

Река — ... (карась).

Аквариум — ... (гуппи) и т.д.

Подвижная игра «Кому нужен этот предмет?» 
 На столе лежат картинки с изображением предметов, дети подходят, берут картинки и говорят, кому и для чего нужен этот предмет.

Игра «Повар»

Участвуют два ребенка. Один «готовит» борщ, второй - компот (каждый в свою кастрюлю отбирают продукты - муляжи или натуральные фрукты и овощи).

Упражнение «Семья» (солнышко и тучка).

- Сейчас мы вспомним, кто ещё живёт в семье. Я буду произносить слова, которыми называют родных людей. Если вы со мной согласны, покажите мне солнышко, а если я ошибусь и вы не согласны со мной, то покажите тучку.

Мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, внук, дворник, брат, одноклассник, дедушка, папа, водитель, внучка.

«Магазин»
-
Сейчас мы пойдем покупать продукты. 
-
Покупая продукты, не забывайте говорить вежливые слова. 
-
Я буду - продавцом. А вы кем? (Покупателями). 
- Максим, что ты хочешь купить? 
- Я хочу купить творожок.

Дайте мне, пожалуйста, творожок из молочного отдела.
- Я хочу купить торт.

Дайте мне, пожалуйста, торт из кондитерского отдела.
- Я хочу купить коробку конфет.

- Дайте мне, пожалуйста, коробку конфет из кондитерского отдела. 
- Я хочу купить три пирожных. 
- Дайте мне, пожалуйста, три пирожных из кондитерского отдела.
- Вот сколько продуктов мы купили.

Дидактическая игра «Ассоциации»

При показе картинки, дети её называют (снег, варежки) и педагог предлагает им подобрать слова, ассоциирующиеся с этим словом. 

Снег – зима, холод, снеговик, снежки…             Варежки – гулять, руки, тепло…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка....

Презентация к практикуму для родителей "Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию речи у дошкольников"

Цель практикума - оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Презентация к практикуму для родителей "Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию речи у дошкольников"

Цель практикума - оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Картотека игр, способствующих развитию речи, по финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Картотека, способствующая развитию речи на занятиях по финансовой грамматности....

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе  группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»  (СЛАЙД 2) Хочу представить вашему вниманию творческую презе...