Интегрированное занятие по развитию речи с использованием песочной игротерапии и конструирования "Сказка на песке".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Прокопова Светлана Петровна

Дети под руководством воспитателя выполняют постройки из песка. Логопед обыгрывает постройки, предлагая поучаствовать в сказке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия

по развитию речи

с использованием песочной игротерапии

и конструирования

на тему: «Сказка на песке»

(средняя группа)

                     

                                                                        Составили:  

                                                                                  воспитатель  Прокопова С.П.,

                                                                                  логопед   Антохина Н.В.                                                  

                                                                 

Тема: « Маша  и  ее  друзья»

Цель:  Создание  условий  для  переноса  ранее  усвоенных  речевых  умений  и  навыков  в  новую  ситуацию  с  использованием  песочной  игротерапии  и  конструирования.

Программные задачи:

1. Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации на плоскости.

2. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

3. Развитие связной речи.

4. Стабилизация эмоционального состояния.

Оборудование:  песочница с песком, совочки, ведро квадратной формы, пластмассовая прямоугольная форма; резиновые игрушки (девочка, заяц, утка, белка, лиса, сова); искусственные растения, цветы, дерево с грибами на ветках, листочки; маленький деревянный брусок; 10 морковок  (деревянных), по 10 бананов и лимонов (пластмассовых,  мелких), корзинка с грецкими  орехами по количеству детей; большие бумажные круги с цифрами от 1 до 5; шишки, ракушки, пластмассовые пробки, счетные палочки или колпачки; ёмкость для озера, лейка с водой, схемы, мяч (клубочек).

                                                           Ход игры

1. Конструирование из песка.

     1.  Организационный момент.  Упражнение  «Песочный дождик».   Регуляция  мышечного напряжения, расслабление.

     Воспитатель предлагает детям устроить песочный дождик и показывает,  как это происходит. Дети повторяют за воспитателем.

Дети медленно, затем быстро высыпают песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь, на ладонь взрослого.

     2.  Беседа с детьми.  Развитие слухового восприятия, внимания, памяти, диалогической речи.

Воспитатель.  Ребята, у меня есть красивые игрушки.  Увидите, когда отгадаете загадки:                        

                                       Комочек пуха, длинное ухо,

                                       Прыгает ловко, любит морковку.

                                                                                      (Заяц)

                                       Я скачу туда-сюда

                                       По деревьям ловко.

                                       Не пустеет никогда

                                       У меня кладовка.

                                                               (Белка)

                                       По реке плывет, ныряет,

                                       Корм подводный собирает.

                                       - Посмотрите, кря-кря-кря.

                                       Отыскала я червя.

                                                               (Утка)

                                       Хвост пушистый,

                                       Мех золотистый,

                                       В лесу живет,

                                       В деревне кур крадет.

                                                                 (Лиса)

                                       Всю ночь летает –

                                       Мышей добывает.

                                       А станет светло –

                                       Спать летит в дупло.

                                                                 (Сова)

Воспитатель выставляет игрушки по мере отгадывания на край песочницы.

 

Воспитатель.  Посмотрите, с какими замечательными игрушками мы сегодня будем играть.  

     - Где живут все наши звери и птицы? (В лесу.)

     - А у зайца есть дом в лесу?  (Нет.  Он сидит под  кустиком.)

     - А лиса где живет?  (В лесу, в норе.)

     - Это дикая утка. Что любит делать утка?  (Летать, плавать.)  Где плавает  утка?  (В воде, в реке.)  

     - Где живут белка и сова? (В лесу на дереве, в дупле.)  

     - Сегодня мы построим в нашей песочнице сказочный лес со сказочными домиками для наших зверей и птиц.

     3.  Постройки из песка.  Развитие конструктивных навыков, воображения, творческого мышления, диалогической речи.

Воспитатель. Предлагаю для зайчика построить дом квадратной формы, нору для лисички – полукруглой  формы,  домик для белочки – треугольной формы,  для совы -  прямоугольной формы. Сначала сделаем разметки на песке, где что будем строить.

     Дети делятся на подгруппы. Воспитатель помогает в планировании домиков, в выборе материала для украшения, в  постройке  озера.

     Для постройки домика для зайца, дети используют ведро квадратной формы, хорошо утрамбовывают в нем влажный песок. Готовую форму украшают разноцветными пластмассовыми пробками.

Воспитатель.  Что зайчик любит кушать?  (Морковку.)  Сделаем грядки и посадим … (Морковку).  Чтобы грядки не затоптали лесные жители, надо сделать … (Забор.)

     Дети делают заборчик из песка. Ставят зайчика у домика.

     При постройке беличьего домика, дети сгребают влажный песок в большую кучу, прихлопывают его совками, ладошками. Затем воспитатель намечает три угла и показывает, как совком срезать  лишний песок со сторон домика. Построенный домик украшают ракушками.

Воспитатель.  Какой формы дом построили  для белочки?  (Треугольной.)  Где белочка сушит свои запасы на зиму? (На дереве, на ветках.)

     Дети вкапывают  в песок дерево с грибами на ветках. Рядом с деревом вставляют в песок  шишки, искусственные растения и ставят белочку.

Воспитатель.  Кроме грибов, белка запасает еще … (Орехи.) Поставьте рядом с белочкой корзину с орехами.

     Лисью нору дети строят, сгребая совками или руками  песок в кучу, делая холмик. С помощью  совков утрамбовывают холмик. Воспитатель срезает совком верхушку и формирует форму полукруга. Затем дети делают в норе совком углубление. Сверху нору украшают счетными палочками или колпачками.

Воспитатель.  Наша лисичка очень красивая и любит цветы. Давайте перед норой сделаем цветочную поляну.

     Дети сажают на поляне искусственные цветы.

     Озеро для уточки дети строят совместно с воспитателем.

Воспитатель.  Вкапайте в песок круглую форму.  Ребята, что нужно сделать, чтобы получилось озеро?  (Налить из лейки воду.)  Вокруг озера всегда растут … (Растения.)  Посадите их.  Поставьте уточку в озеро. Пусть плавает.

     Домик для совы дети строят с помощью пластмассовой прямоугольной формы, которую заполняют влажным песком. Утрамбовывают песок совками, делают куличик.  Готовый домик украшают искусственными листочками.

Воспитатель.  Сова живет в чаще леса, где много деревьев,  любит отдыхать  на пеньке.

     Дети вкапывают деревянный брусок рядом с домиком и сажают на него сову.

Воспитатель.  Сделайте тропинки, дорожки в лесу, посадите все оставшиеся растения.

     4. Итог.  Оценка деятельности детей.

Воспитатель.  Ребята, посмотрите, какой чудесный получился сказочный лес! Вы все хорошо поработали. Молодцы!    

2. Развитие  связной  речи.

     1. Организационный момент. Упражнение  « Кукла  Маша».

Стимуляция  интереса  к  занятию; развитие  связной  речи.

Логопед. Какой  красивый, чудесный  сказочный  лес  у  вас  получился. К  вам  в  гости  пришла  девочка. Зовут  ее  Маша. Расскажите,  какая  Маша.

Дети. Это  Маша. У  нее  красивые  длинные  волосы. Голубые  глаза. Она  одета  в  красный  сарафан  и  белую  кофту. У  нее  красные  сапожки. Маша  любит  ходить  в  лес. (При  затруднении логопед  помогает  наводящими  вопросами  или  использует  прием  отраженной  речи).

Логопед. Однажды  Маша  пошла  в  лес  за  ягодами  и  грибами.  Она  собирала  грибы, да  ягоды. Зашла  далеко, далеко и заблудилась. Тогда  она  решила  позвать   на  помощь   своих   лесных  зверей. Стала  она  кричать «АУ».

     2. Упражнение  «Ау». Развитие  просодики (силы  голоса, мелодико – интонационной  стороны  речи). 

Логопед. Ребята, давайте  поможем  Маше  позвать  ее  лесных  зверей. Логопед  демонстрирует  3 схемы.

     Дети  по – одному, ориентируясь  на  схемы, зовут : громко, тише, шепотом.

      3. Упражнение  «Какой  заяц?». Сравнение  предметов. Развитие антонимии.

Логопед  обращает  внимание  детей  на  зайчика. Берет  его  в  руки.

Логопед. Ребята, посмотрите  на  зайчика    и  скажите:

Медведь  большой, а  зайчик…….(маленький)

Волк  смелый, а  зайчик …….(трусливый)

Медведь  сильный, а  зайчик ….. (слабый)

Волк  злой, а  зайчик ………..(добрый)

Логопед. Заяц добрый. А  еще  он  какой?

Дети. Маленький, серенький, трусливый, слабый.

Логопед. Маленький  зайчик  решил  помочь  Маше  найти  дорогу  домой. Они  пошли  по  дорожке,  и  пришли  к  большому  дереву. Как  вы  думаете, кто  живет  здесь.

Дети. Белочка.

      4.Упражнение  «В  лесу».   Закрепление  правильного  употребления  имен  существительных  множественного  числа  в  форме  именительного и  родительного  падежа, номинативного  словаря  по  теме  «Лес».

Логопед. Кто еще   живет  в  лесу?

Дети. В лесу  живут  волки, зайцы, лисы….

Логопед. Чего  в  лесу  много?

Дети. В  лесу  много  деревьев, пней, листьев, шишек, кустов, цветов, грибов, ягод……

       5. Самомассаж  «Сидит  белка  на  тележке».

Логопед. Белочка  очень  любит  орешки  и  для  вас  приготовила  целую  корзинку. Давайте  с  ними  поиграем.

Дети  катают  грецкие  орехи  между  ладонями (по  кругу), приговаривая:

Сидит   белка  на тележке,                                Заиньке усатому.

Продает  она  орешки                                        Кому в платок,

Лисичке – сестричке,                                         Кому в зобок,

Воробью, синичке,                                             Кому в лапочку.

Мишке  толстопятому,                              

Логопед. Спасибо  белочка  тебе  за  орешки.

Заинька.  Белочка, ты не поможешь нам Машин дом найти. Она гуляла, гуляла и

заблудилась. А  я  вот  решил  ей  помочь. Да  дороги  не знаю.

Белочка. Идите  вот  по  этой  дорожке.

Заинька. Спасибо  белочка.

Маша, заинька  идут  по  дорожке.

      6. Упражнение  «Зашагали  ножки». Координация  речи  с  движением.

Логопед вместе с детьми произносит рифмовку:

     Зашагали ножки                                                             топ – топ – топ

     Прямо по дорожке                                                          топ – топ – топ

     Ну-ка, веселее                                                                 топ – топ – топ

     Вот как мы умеем!                                                         топ – топ – топ!

Логопед. Вот  мы  все  шли, шли  и  к   пруду  пришли. А  кто  же  здесь  живет?

Дети. Уточки.

Заяц. Уточка,  помоги   Маше  дом  свой  найти.

Уточка.  Идите к домику  (показывает  на  домик).  По  пути  к  домику  ручеек  течет.

      7. Упражнение  «Ручеек».   Развитие  общей  моторики.   Закрепление  количественного счета.

Уточка. Перейдет  ручеек  лишь тот, кто  все  цифры   назовет.  

(Перед  детьми  дорожка  из «камушек»    с  разными  цифрами. Дети  прыгают  по  камушкам, называя  цифры. Взрослый  следит  за  правильностью  выполнения.)

Логопед. Перебрались  дети  через  ручеек, подошли  к  домику, постучали (Дети  подходят  к  домику, стучат  + - - , - - +.)

Сова. Здравствуйте, ребята.  Я   совушка - сова. Что  вы  делаете  в  моем  лесу?

Дети. Мы  Машин  дом  ищем. Она  гуляла  и  заблудилась. Помоги  нам  сова.

    8. Кинезиологическая гимнастика «Совушка-сова». Уменьшение лево-правопо-лушарной асимметрии мозга, развитие  межполушарного взаимодействия.

Сова. Хорошо  помогу. Но  сначала  делайте  как  я. Правую руку кладем на левое плечо, медленно поворачиваем голову влево, затем вправо, меняем руки. Повторяем движение головы.

Дети вместе с логопедом выполняют упражнение 2-3 раза.

Сова. Молодцы! Хорошо  все  сделали. Вот  вам  волшебный  клубочек. Он  вас  к  Машиному  домику  приведет.

Все. Спасибо  тебе  сова.

Логопед.  Закройте глазки. Раз, два, три. Клубок, домой нас приведи. Вот домик.  Радость, какая!

Маша. Спасибо  вам  ребята, спасибо  заинька. Давайте попляшем, да ручками помашем.                 Русская народная пляска  «Калинка – малинка».

Заинька.  До свидания,  Маша. До свидания,  ребята. Мне  пора  в  свой  лес.  

Логопед. Понравилась Вам наша сказка? Как  она  называлась?

Дети. Маша  и  ее  друзья.

     9.  Итог  занятия.

Логопед:   - Что  мы  с  вами  сегодня  делали?

                   - Понравилось  вам  играть?   Какие  игры  вам  понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе. Разработала: воспитатель МБДОУ "Детский сад№67" Березикова Ирина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии  для  детей  старшего дошкольного возраста в  логопедической группеСоставитель: Березикова Ирина ИвановнаВос...

Конспект совместной детельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием песочной игротерапии

Дети совместно с воспитателем совершают увлекательное путешествие в Песочную страну, чтобы помочь маленькой Фее, попавшей в беду. Дети  выполняют различные задания в игровой форме....

Конспект совместной детельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием песочной игротерапии

Дети совместно с воспитателем совершают увлекательное путешествие в Песочную страну, чтобы помочь маленькой Фее, попавшей в беду. Дети  выполняют различные задания в игровой форме....

Конспект совместной детельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием песочной игротерапии

Дети совместно с воспитателем совершают увлекательное путешествие в Песочную страну, чтобы помочь маленькой Фее, попавшей в беду. Дети  выполняют различные задания в игровой форме....

Конспект совместной детельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием песочной игротерапии

Дети совместно с воспитателем совершают увлекательное путешествие в Песочную страну, чтобы помочь маленькой Фее, попавшей в беду. Дети  выполняют различные задания в игровой форме....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием игр с песком на тему "Мы строим зоопарк"

Цель: создание условий для переноса ранее усвоенных речевых умений и навыков в новую ситуацию с использованием песочной игротерапии и конструирования....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием элементов песочной терапии "День победы"

Использование песочной терапии активизирует познавательную активность детей, снижает их утомляемость и повышает работоспособность....