Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием игр с песком на тему "Мы строим зоопарк"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Прокопова Светлана Петровна

Цель: создание условий для переноса ранее усвоенных речевых умений и навыков в новую ситуацию с использованием песочной игротерапии и конструирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_stroim_zoopark.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Мы строим зоопарк»

Цель: Создание условий для переноса ранее усвоенных речевых умений и навыков в новую ситуацию с использованием песочной игротерапии и конструирования.

Задачи:

     1. Совершенствование грамматического строя речи.

     2. Развитие связной речи.

     3. Развитие конструктивных навыков, тактильно – кинестетической чувствительности.

     4. Совершенствование координации движений, мелкой моторики.

     5. Совершенствование навыков позитивной коммуникации.

     

Оборудование: резиновые игрушки (слон, жираф, бегемот, лев, тигр, обезьяна, крокодил); пластмассовый конструктор;        пластмассовые деревья, кусты, цветы; счетные палочки, цветные крышки; 2 пластмассовых контейнера (бассейн для бегемота и озеро для крокодила); предметы-заместители; лейка с водой.

Словарная работа: зоопарк, носище, глазища, когтищи, хвостище, усищи, ротище, ножищи, хвостище, длинношеий, длинноногий, пышногривый, толстоногий, длиннохвостая, длинноносый, быстроногий, вольер, забор, след, начинка.

Ход НОД

  1. Организационный момент.

     Воспитатель. Ребята, вы ходили в зоопарк? Назовите зверей, которых видели там.

     2.  Основная часть.

     Упражнение 1.   «Отгадай загадки».  Развитие высших психических функций.

     Воспитатель.  К нам утром привезли зверей. Каких? Узнаете, отгадав загадки.

     Очень много силы в нем,                              Он высокий и пятнистый,

     Ростом он почти что с дом.                          С длинной-длинной шеей,

     У него огромный нос.                                   И питается он листьями –

     Будто нос лет тыщу рос.                              Листьями деревьев.

                                  (Слон)                                                                (Жираф)

     Удивляется народ:                                        Уж очень вид у них чудной:  

     По реке бревно плывет.                                У папы – локоны волной,

     У него большой живот                                  А мама ходит стриженой,

     Кто же это?                                                    На что она обижена?

                                  (Бегемот)                                                         (Лев и львица)                        

     

     По реке плывет бревно.                                С визгом прыгают по веткам

     Ох и злющее оно!                                          И резвятся, словно детки,

     Тем, кто в речку угодил,                               На качелях из лианы.

     Нос откусит … (крокодил).                               Ввысь взлетают … (обезьяны).

     Полосатый, словно зебра,

     И усатый, будто кот.

     По лесным зеленым дебрям

     На охоту он идет.                                    

                                  (Тигр)                          

      Упражнение 2.  Игра с мячом «Очень большой».  Образование существительных с помощью суффикса « –ищ ».

      Воспитатель.  Давайте поиграем. Игра «Очень большой».

Воспитатель предлагает детям встать полукругом.

      Воспитатель.  Кому брошу мяч, тот изменит слово по образцу. Затем мяч возвращает мне. Например: У слона не нос, а длинный носище.

У слона не глаза, а … (глазища). У льва не когти, а … (когтищи). У обезьяны не хвост, а … (хвостище). У тигра не усы, а … (усищи). У бегемота не рот, а … (ротище). У жирафа не ноги, а … (ножищи). У крокодила не хвост, а … (хвостище).

      Упражнение 3. Игра с мячом «Длинные слова».  Образование сложных прилагательных.

       Воспитатель.  Продолжаем играть. Игра «Длинные слова».

Дети стоят полукругом. Воспитатель, бросая мяч, произносит словосочетание и дает образец образования прилагательного. Затем просит детей изменить словосочетание по предложенному образцу и возвратить мяч.

       Воспитатель. У жирафа длинная шея, поэтому его называют длинношеий.  

У жирафа длинные ноги, поэтому его называют … (длинноногий).

У льва пышная грива, поэтому его называют … (пышногривый).

У бегемота толстые ноги, поэтому его называют … (толстоногий).

У обезьяны длинный хвост, поэтому её называют … (длиннохвостая).

У слона длинный нос, поэтому его называют … (длинноносый).

У тигра быстрые ноги, поэтому его называют … (быстроногий).

У крокодила длинный хвост, поэтому его называют … (длиннохвостый).

     Упражнение 4.  «Строим зоопарк».  Развитие конструктивных навыков, тактильно-кинестетической чувствительности.

     Воспитатель. Ребята, кто скажет, где живут звери в зоопарке?

     Дети. В клетках.

     Воспитатель. Правильно говорят: в вольерах. Вольер – огражденная площадка для содержания животных (зверей, птиц).  Давайте построим зоопарк в песочнице. У каждого зверя должен быть свой вольер – новое жилище в зоопарке. И жить они должны рядом, чтобы не скучали. Выберите зверя и постройте ему просторный вольер. Из чего будете строить?

     Дети. Вольер можно построить, если сделать забор из песка, из пластмассового конструктора, из палочек.

Воспитатель помогает в выборе материала, постройке и обустройстве вольеров. Для бегемота делают «бассейн» (вкапывают в песок пластмассовый контейнер) и наполняют его водой из лейки; для жирафа сажают «деревья» (пальцами вдавливая песок, делают ямки, утрамбовывают песок вокруг «деревьев»); для слона и других зверей устанавливают емкости с водой для питья, малые формы из предметов-заместителей, сажают растительность.

     Воспитатель. Уютные вольеры для зверей получились. Что еще надо сделать между вольерами?

     Дети. Широкие дорожки между ними сделать. Клумбы с цветами сделать. Посадить кусты.

Дети прихлопывают песок ладошками. Делают клумбы с помощью формочек и украшают цветами. Вдоль дорожек сажают кусты.

     Воспитатель. Надо обозначить, что это зоопарк.

     Дети. Поставим вокруг забор и построим вход в зоопарк.

Дети строят забор по выбору из пластмассового конструктора или из песка, затем строят арку из деревянного конструктора.

     Воспитатель. Посмотрите, какой замечательный зоопарк мы построили!

Наши звери довольны.

     Физминутка. Координация речи с движением.

     Воспитатель.  Ребята, звери радуются,  давайте поиграем вместе с ними.                                                        Дилы-дилы-дилы –                                     (Дети изображают руками пасть

мы зубастые и жадные  крокодилы.         крокодила: открывают – закрывают;               

Моты-моты-моты –                                изображают, как ходят бегемоты,

мы большие бегемоты.                           как широко открывают рот;

Ны-ны-ны –                                             надувают щеки, будто набирают

водой брызгают слоны.                          воду, затем «брызгаются»;

Яны-яны-яны –                                        изображают скачущих обезьян;

по веткам скачут обезьяны.

Афы–афы–афы –                                        тянутся вверх, изображая жирафов.)

жуют листики жирафы.

                                                                                             

     Упражнение 5.  «Чьи следы».  Образование притяжательных прилагательных от существительных.

     Воспитатель. В нашем зоопарке много следов зверей. Где гулял тигр видны тигриные следы, где гулял лев – следы чьи? … (львиные); слон – следы чьи? …; жираф - …; обезьяна - …; бегемот - …; крокодил - …

     Воспитатель.  Сделаем полянку. Придумайте каждый свое фантастическое животное и оставьте его следы на песке.

Дети прихлопывают песок, делая его гладким. Дети пальцами или кулачками оставляют следы на песке.

   

     Упражнение 6. «Угостим зверей».  Развитие тактильной чувствительности. Образование относительных прилагательных. Практическое употребление предлога С.

     Воспитатель. Давайте угостим наших зверей булочками. Как будем готовить?

     Дети. Надо взять мокрый песок в руки, сжать его между ладонями, скатать колобок.

     Воспитатель. Приготовим булочки с разными начинками. У меня булочки с капустной начинкой для бегемота.

Педагог спрашивает каждого ребенка.

     Воспитатель. С какой начинкой твои булочки? Кого хочешь угостить?

     Дети. Булочки с капустной (с банановой, с клубничной, с яблочной, с ягодной, с картофельной, с мясной) начинкой. Хочу угостить слона ( обезьяну, бегемота, жирафа, тигра, льва, крокодила).

     Упражнение 7. «Расскажи о своем звере».  Развитие связной речи.

     Воспитатель.  Ребята расскажите о своем звере и его жилище.

Дети  составляют творческие рассказы по результатам своей работы.

     Рассказы детей: (приблизительные)

     «Я построил вольер для жирафа из песка. Высокий вольер. Жираф тоже высокий. Посадил четыре дерева. Жираф любит листья. Жирафу дам   булочку с капустной начинкой».

     «У меня обезьянка. У нее вольер из пластмассового конструктора. Есть качели, которые я сделал из конструктора. На них качается обезьянка. Из  формочки она пьет воду. Много деревьев и кустов. Там лазает и спит обезьянка. Она любит булочки с банановой и ягодной начинкой».

     «Мой бегемот толстый, огромный. Он живет в большом вольере. Вольер из песка. У него есть бассейн с водой. Бегемот любит сидеть в воде. В вольере растут деревья и трава. Бегемот ест траву».

     «Зубастый и злой крокодил живет в этом вольере. У него огромная пасть, длинный хвост, короткие лапы. Вольер построил из палочек. Здесь есть озеро и песок вокруг. Кусты растут. Крокодил любит все. Ночью крокодил гуляет вокруг озера».

     «Это жилище льва. Его вольер из песка, а сверху я украсила его цветными крышками. Лев красивый. У него густая грива. Он сильный и быстрый. В вольере растут деревья, кусты, цветы. Есть бревно. Лев любит лежать на нем и махать хвостиком с кисточкой. Я угостила льва булочками с мясной начинкой».

3.  Итог.

     Воспитатель.  Кого привезли в детский сад?  Что построили для зверей?

Дома нарисуйте своих зверей, их жилища, которые вы построили на песке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

(1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием игры-инсценировки «Путешествие в сказку «Теремок». (первая младшая группа).

:  Формировать умение детей понимать речь  взрослого, слушать небольшие рассказы.Продолжать обогащать речь детей эпитетами ( мышка – норушка , лисичка – сестричка и т . д.); слов...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием элементов песочной терапии "День победы"

Использование песочной терапии активизирует познавательную активность детей, снижает их утомляемость и повышает работоспособность....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием нетрадиционной техники рисования ниткографии во 2 младшей группе

В данном конспекте предоставлен материал для проведения интересного интегрированного занятия по развитию речи для малышей с использованием нетрадиционной техники рисования "ниткографии"...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием ИКТ и мнемотехники в группе компенсирующей направленности по лексической теме «Наша армия сильна»

Цель: создать условия, способствующие качественному запоминанию стихотворного текста.Задачи: Образовательные: учить запоминать текст стихотворения  с опорой на мнемотаблицы. Развивать речевую акт...