Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Поможем Весне солнышко вернуть"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Воронина Елена Алексеевна

Конспект НОД в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pomozhem_vesne_solnyshko_vernut.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                         «Центр развития ребенка – детский сад №7»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности на тему

«Поможем Весне солнышко вернуть»

в подготовительной группе

                                                                                       Подготовила и провела:

                                                                                        Воронина Е. А.

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о весне.

Задачи: совершенствовать грамматический строй речи. Формировать умение детей отвечать на вопросы полным ответом.

Развивать связную речь, координацию речи с движением, артикуляционную моторику, речевое дыхание, мелкую моторику, внимание, память, мышление. Совершенствование умений в технике кляксография.

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности. Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

  • Фонограммы: «Времена года. Весна», «Мы весело шагаем», «Шум ветра», «Звуковое письмо Весны», «Звуковое письмо Ветра», «Смех Ветра», «Звуки леса», «Релаксационная пауза», « Голос одуванчика», «Полет воздушного шарика»;
  • Воздушные желтые гелиевые шары по количеству детей;
  • Игрушка Солнце;
  • Лазерный фонарик;
  • Презентация: « Дорога в лес», «Лес с поляной», «Солнце закрытое тучами», « Медведь и пчелы», «Звуковое моделирование», «Звуковая дорожка», « Буквенная задача», «Улыбающееся солнце, без лучей», «Лесная поляна с одуванчиками», «Голубое небо».
  • Палитра с зеленой краской, кисточки, 1/2 листа бумаги, коктейльные трубочки, влажные салфетки;
  • Маркеры;
  • Мультимедийная техника, ноутбук.

 Методические приемы:

  • Беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, сюрпризные моменты;
  • Мультимедийная презентация;
  • Дидактические игры;
  • Использование экспериментальной деятельности
  • Проблемные ситуации

Используемые инновационные технологии:

  • Игровые технологии;
  • ИКТ;
  • Здоровьесберегающие;
  • ТРИЗ;
  •  РТВ

Предварительная работа: беседы  по лексической теме «Весна». Разучивание песен, психогимнастики «Заботливое солнышко», «Друзья весны».  Творческой игры. Чтение рассказов о природе,  составление рассказов по опорным предметным картинкам на тему «Весна». Заучивание стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, разучивание пальчиковых игр, дидактические игры: «Чего не бывает весной?», «Скажи правильно», «У кого кто?», «Назови ласково» и т.д.        

Ход занятия

Организационный момент, создание эмоционального фона.

Звучит фонограмма:  Людвиг Ван Бетховен «Времена года. Весна».

Воспитатель. Как сегодня светло и тепло! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу.
- Настал новый день. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох три раза).

Ой, какие вы стали красивые, добрые, умные, талантливые, замечательные!

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки. (Дети здороваются) .

Воспитатель: 

- Ребята, посмотрите, что я сегодня утром нашла на участке. Никак не могу понять, что это? Кто мог потерять? (Дети рассматривают венок)

-Как вы думаете, какому времени года может принадлежать этот венок? (Весне)
- Почему вы так решили? (
Дети рассматривают венок. Перечисляют признаки весны,  изображенные на нем: проталины, тает снег, солнышко, сосульки, капель, первоцветы, зелёная травка, половодье)

- Благодаря чему происходят изменения в природе весной?  Как вы думаете, какой главный помощник у Весны, который помогает ей ……..?

- Что это за чудо? ( Солнце)

- Правильно, ребята. Солнце – самое большое и доброе чудо.

- Солнце помогает Весне, и мир снова расцветает яркими красками. А хотите поиграть с солнышком? (Взять игрушку – солнышко).

Игра «Сравни и назови»

Воспитатель дает ребенку солнышко, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

 (НА ПРОЕКТОРЕ-  1 слайд  Включить звук)  Конверт

Звучит звуковой сигнал «Входящее сообщение…» 

Звучит фонограмма «Шум сильного ветра»

(НА ПРОЕКТОРЕ- 2 слайд)  

На проекторе анимированное изображение Весны

Звучит фонограмма «Голосовое сообщение Весны»

«Ребята, обращаюсь к вам за помощью. С солнышком произошла неприятность. Его заколдовал сильный ветер, все лучики у него разметал, спрятал за тучи. Загрустило солнце.  А оно главный помощник у меня. Ведь без него не наступит долгожданное Лето.

Прошу вас помогите вернуть солнце. Ветер отпустит его, если выполнить все задания, которые он придумал».

Воспитатель:

 - Ребята, вы согласны помочь Весне вернуть солнышко?

- Тогда отправляемся в путь по сказочной стране Весеннего Царства. Чтобы встретится с солнышком, нам предстоит увлекательное путешествие по волшебному весеннему лесу. В лесу есть тайные тропки, которые приведут нас к нему.

Воспитатель: 

- Но прежде чем мы отправимся в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу (Не шуметь,  не ломать веточек, ждать друг друга…)

(НА ПРОЕКТОРЕ- 3 слайд)  Дорога,  ведущая в лес.

Звучит фонограмма 

Мы все весело шагаем, (Идут маршевым шагом)
Ноги выше поднимаем. (Ходьба с высоким подниманием колена)
Потопают ноги по прямой дороге. (Шагают на всей стопе).
И поскачут ноги,

Прямо по дороге, (Делают подскоки).

Скакали, скакали,

И встали. Стоп! (Останавливаются).
По узенькой дороге,
Пойдут тихонько ноги.
 (Идут на носках).
Друг за дружкой побежали,
И нисколько не устали.
 (Бегут на носках).
И опять шагаем,
Ноги поднимаем.
(Идут маршевым шагом)

(НА ПРОЕКТОРЕ- 4 слайд)    Лес

Воспитатель:

- Вот и добрались мы с вами до леса. Давайте подышим лесным воздухом.  

Дыхательная гимнастика «Вдохнём свежий воздух леса»

Закрыть указательным пальцем правой руки правую ноздрю и вдохнуть воздух левой. Затем открыть правую ноздрю, закрыть левую указательным пальцем левой руки и сделать полный медленный выдох. Дальше поступить наоборот – вдохнуть правой ноздрей, а выдохнуть левой.

Воспитатель

-Да ребята здесь и правда очень темно и неуютно. Кругом  все разбросано…

(Обращает внимание детей на шишки, которые лежат на полу)

Воспитатель

- Смотрите, какие здесь в лесу есть шишки. Давайте мы с ними поиграем.

(Ребенок выбирает ведущего считалкой. Воспитатель и дети выполняют массаж).

Массаж

Дети по лесу пошли,

Много шишек там нашли.

Один, два, три, четыре, пять (Катают шишку между ладоней)

Будем с шишками играть

И ладошками катать.

В руку правую возьмем, (Сжимают шишку в руке)

Посильней ее сожмем.

Руку быстро разжимаем, (Катают шишку по руке)

Шишку по руке катаем.

В руку левую возьмем, (Сжимают шишку в руке)

Посильней ее сожмем.

Руку быстро разжимаем, (Катают шишку по руке)

Шишку по руке катаем.

 (НА ПРОЕКТОРЕ- 5слайд)

Звучит фонограмма «Шум сильного ветра» появляется Солнце закрытое тучами……..

Звучит фонограмма «Звуковое письмо Ветра»:

«Пока не выполните мои задания, не отпущу Солнце. Поиграем со словами. Вот вам мое первое задание « Измени слово».

  (НА ПРОЕКТОРЕ- 6 слайд)  Медведь и пчелы

Звуковое моделирование.

- Кого боится медведь?

- Как называется семья пчёл?

На доске – карточки со словами:

РОЙ

- Замените букву, обозначающую звонкий твёрдый согласный звук на «П».

На доске:

РОЙ

ПОЙ

- Замените букву, которая обозначает глухой твёрдый согласный на «М».

На доске:

РОЙ

ПОЙ

МОЙ

- Замените гласную букву в слове на «А».

На доске:

РОЙ

ПОЙ

МОЙ

МАЙ

- Что обозначает слово «МАЙ»?

НА ПРОЕКТОРЕ- 7слайд)

Звучит фонограмма «Шум сильного ветра» появляется Солнце закрытое тучами, одна туча улетает.

НА ПРОЕКТОРЕ- 8слайд)

 Звучит фонограмма «Звуковое письмо Ветра»:

«Вот вам второе задание. Отгадайте, какие птицы прилетают к нам весной?».

(НА ПРОЕКТОРЕ- 9слайд)

Звуковые дорожки.

- Какой 1-й звук в слове «ГРОЗА»?

- Какой 3-й звук в слове «АПРЕЛЬ»?

- Какой 5-й звук в слове «ПРОТАЛИНА»?

- Какой 3-й звук в слове «РУЧЕЙ»?

- Какой 9-й звук в слове «ПОДСНЕЖНИК»?

- Сложите из выставленных букв слово.

 - Назовите гласные звуки, согласные звуки.

(НА ПРОЕКТОРЕ- 10слайд)

Звучит фонограмма «Шум более слабого ветра» появляется Солнце закрытое тучами, вторая туча улетает.

Звучит фонограмма «Звуковое письмо Ветра»:

«Следующее задание. Решите буквенную задачу».

(НА ПРОЕКТОРЕ- 11слайд)

- Отгадайте слово:

      3 2 1 4 5  Р А М К А

(НА ПРОЕКТОРЕ- 12слайд)  МАРКА

- На доске – карточка с примером:

МАРКА – КА + Т =

(НА ПРОЕКТОРЕ- 13слайд)

МАРКА – КА + Т = МАРТ

- Что обозначает слово «МАРТ»?

(НА ПРОЕКТОРЕ- 14слайд)

Звучит фонограмма «Шум слабого ветра» появляется Солнце закрытое тучами, третья туча улетает.

Воспитатель:

- Вот мы и справились с заданиями, поутих ветер, почти разлетелись наши тучи. Сразу стало веселей. Ой, что это? Это солнышко хочет с нами поиграть, посылает с неба своих солнечных зайчиков, в благодарность за то, что мы помогаем ему. ( Лазерный фонарик направляется на каждого ребенка)

Речевая игра: «Ассоциации» - придумывание предложений со словом КАК по схеме методом ТРИЗ «мозговой штурм».

Воспитатель: «Луч согревает как - одеяло, шарф,….

В снегу ноги утопают как в – каше, болоте ….

Ручей мчится как - автобус, ракета, поезд, ….

Шумит как - ребенок;

Листочки прилипают как – пластырь, смола, …

Птицы шумят, ссорятся как – дети, листва на дереве, погремушка, ветер…

Почки набухают как – каша, губка, ранка после ожога, ….

Сосульки капают как – слезы, …

Деревья покрываются листвой как – одеялом, шалью, …

(НА ПРОЕКТОРЕ- 15слайд)  Туча улетает, но солнышко грустное

Воспитатель: 

- Посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание на солнышко. Солнышко, какое? ( Грустное)

Дидактическая игра «Подбери слово»

- Чтобы к солнышку вернулась сила,  и оно заулыбалось нам, подарим ему ласковые слова. Назовите ласковое слово, лучик вернется к солнышку,  и солнышко будет светить ярче. Солнце, какое? (Лучистое, яркое, жаркое, теплое, золотое, весеннее, жёлтое, доброе, ласковое, приветливое, ясное, весёлое, озорное, круглое) 

(НА ПРОЕКТОРЕ- 16слайд)  Радостное Солнце с лучиками

- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам.

(НА ПРОЕКТОРЕ- 17слайд) Лесная поляна без зеленого цвета

Фонограмма (Шум листвы, поют птицы, шум ручья….)

Воспитатель: 

- Ребята посмотрите на нашу лесную поляну, что-то здесь не так? Это все проказник ветер сделал.

- Как вы думаете, какой самый главный цвет у Весны?

- Предлагаю вам нашей лесной полянке вернуть зеленый цвет. Вы согласны?

Нетрадиционное рисование  Кляксография (выдувание трубочкой)

«Трава на лесной поляне»

(НА ПРОЕКТОРЕ- 18слайд) Зеленая лесная поляна

 У нас все получилось!!!

 - А на какой весенний цветок похоже наше Солнце?

- Солнышко услышало нас и украсило нашу зеленую поляну одуванчиками.

(НА ПРОЕКТОРЕ- 19слайд) Зеленая лесная поляна с одуваньчиками

Воспитатель: Красиво у нас получилось! Вы просто молодцы! Помогли вернуть солнышко Весне. Так как без него не наступило бы Лето. А теперь пора возвращаться. Как бы мне хотелось сейчас отправиться в детский сад на воздушном шаре. Только где же его взять?

Дети:   Предполагаемые ответы.

Воспитатель: Тихо-тихо, одуванчик хочет мне что-то сказать:

(НА ПРОЕКТОРЕ- 20слайд)  Одуванчик

Если верить и мечтать,

Если быть послушным,

То за лето можно стать –

Шариком воздушным!

- А давайте, и мы помечтаем о воздушном шарике, и он обязательно появится!

Релаксационная пауза

Дети ложатся, закрывают глаза, загадывают желание.

Открывая глаза, выполняют  этюд  «Солнышко»

Вместе с солнышком встаем,                        Медленно встают и поднимают  

                                                                       руки вверх.

Вместе с птицами поем.                                Изображают клювики.

С добрым утром, с ясным днем,                      Повороты головы влево, вправо.

Вот как здорово живем!                                Наклон вперед, разводят руки

                                                                        в сторону                        

Воспитатель:   Посмотрите перед нами целая поляна из воздушных шаров!

Какого они цвета и формы?

Дети: Жёлтые и круглые! Как наш одуванчик и солнышко.

Воспитатель:   Получилось ли волшебство?

Дети:  Да!

Работа с шарами

Воспитатель:  А мы ведь дружные ребята!  Чтобы быстрее  в группу попасть, оживим шары – подарим свое хорошее настроение (работая с маркерами, прорисовывают улыбку, глазки и т.д.)

(НА ПРОЕКТОРЕ- 21слайд)  Ясное, голубое небо

Фонограмма  «Полет на воздушном шарике».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Ранняя весна"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Ранняя весна"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Весна идет, весне дорогу".

Возраст: подготовительная к школе группа.Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:Образов...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу»

Цель: Развитие связной речи у детей. Задачи: Закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать зн...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №7 «Непоседы» (с применением пальчиковой гимнастики) Тема занятия «Весна идет, весне дорогу»

Цель: развитие связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием дидактических игр по теме: «Поможем Незнайке»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием дидактических игр по теме: «Поможем Незнайке»...