НОД по развитию речи в средней группе "Водные обитатели"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Лукаш Мария Сергеевна

Занятие по развитию речи в средней группе на тему: "Водные обитатели".

Задачей, которого является: расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, активизировать словарь по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_morskie_obitateli.odt20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 по развитию речи

 в средней группе

 «Водные обитатели»

Автор-составитель

 Воспитатель

Лукаш М.С.

 Санкт-Петербург 2017

Цель: Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между.

Закрепить знания детей о море и морских обитателях.

Задачи:

Образовательная область «Познание»: Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о внешнем виде, передвижении, желание у детей активно изучать подводный мир.

Активизация и актуализация словаря по теме

Развитие связной речи (учить строить небольшие предложения).

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Образовательная область «Коммуникация»: Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Развивать мелкую моторику рук.

Активизировать умственные способности детей, словарный запас: морские обитатели, морская черепаха, медуза, морская звезда, осьминог, коралл, водоросли и т. д.

Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

Образовательная область «Социализация»: Учить рассказывать о своих наблюдениях, приобщить к элементарным нормам и правилам общения в коллективе.

Использование современных образовательных технологий: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, коллективная работа - изготовление морского дна, проведение опытов экспериментов с водой.

Материалы к занятию: Аудиозапись с шумом моря, схема рыбы, картинки с морскими обитателями, тонированная бумага (ватман) голубого цвета, загадки на морскую тематику.

Примерный ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Организационный момент

- Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо, давайте посмотрим, что в нем. (Открывает письмо и читает его детям)

В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда.

 - Что это?

- Скажите, в море вода какая?

- А в реках и озёрах?

- Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в царство подводного мира, поговорить и поближе познакомиться с этим загадочным миром.

- Вы согласны?

- Тогда нам надо встать и сказать волшебные слова:

Быстро, быстро кружимся,

С волшебством подружимся,

Хлопнули в ладоши и остановились,

На берегу теплого, синего моря все мы очутились.

Положить (заранее затанированный) лист ватмана голубого цвета. И включить аудиозапись с шумом моря.

-Вот мы и на берегу моря. Давайте посмотрим, что здесь интересного… но что-то странная здесь тишина?

- Как вы думаете, что могло случится?

     2. Основная часть

Игра-задание «Оживи море».

- Я думаю все водные обитатели спрятались, но если мы отгадаем о них загадки, то они появятся в нашем море и море снова оживёт.

- Попробуем?

- Итак, первая загадка:

Крылья есть, а не летает,

Ног нет, а не догонишь!

Воспитатель показывает картины со схемами строения рыбы:

- Посмотрите на схему и скажите, что есть у рыбы?

- А чего у рыбы нет?

Воспитатель показывает картинку с рыбой и спрашивает: Это кто?

Воспитатель показывает ещё одну картинку только уже с другой  рыбой и спрашивает у детей: А это кто?

- Эти рыбы одинаковые?

- А что у них не одинаковое?

- А есть у них что-то общее?

Воспитатель обобщает: У всех рыб есть – голова, туловище, хвост и плавники. И все они живут где?

(Предложить прикрепить детям картинки с рыбками к ватману)

Следующая загадка:

Конь не сеет и не пашет,

Под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок : рыбок друг - …

 Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете.

- На что она похожа?

(Прикрепить на  ватман)

Дальше:

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я - …

Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах.

- Как вы думаете, сколько у осьминога ног?

Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

- А как мы скажем, если осьминог не один, а их много?

(Ребёнок прикрепляет к ватману картинку с осьминогом)

Следующая загадка:

Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.

Её боится даже кит, а безопасна, если спит.

Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина?

 - Акула какая?

Воспитатель обобщает: большая, быстрая и зубастая.

(Прикрепить картинку к ватману)

Следующая загадка:

Кто так медленно ползёт,

Словно груз большой везёт?

Панцирь твердый, очень прочный.

Защитит и днём, и ночью.

Но всегда дрожит от страха

Долгожитель…

- Что у черепахи на спине?

- Какой он?

- А какая черепаха быстрая или медленная?

Воспитатель обобщает: в воде они очень подвижны и быстры, а по суше передвигаются медленно-медленно.

- А как мы назовём черепаху ласково?

(Прикрепить картинку)

Следующая загадка:

Глубоко на дне она, словно на небе видна,

Но не светит и не греет, потому, что не умеет. 

- А если их много, как мы скажем?

- Какого она цвета?

(Ребёнок прикрепляет картинку с морской звездой)

Дальше:

Для нее волна – качели, и плывет она без цели

Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода. 

- На что похожа медуза?

- А что может сделать медуза человеку?

 (Прикрепить картинку)

И ещё одна загадка:

Над волной дугою взвился,

Спинкой чёрной заискрился.

Мимо Гагр плывёт… Афин!

Белобрюхий кто…?

- Правильно! А если их много, как мы скажем?

(Ребёнок прикрепляет последнюю картинку на ватман)

Молодцы, с загадками справились. Предлагаю немного подвигаться.

3. Физкультминутка

Рыбка рыбке говорила.

Плавничками шевелила:

«Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка».

4. Заключение и повторение.

В нашем подводном мире живут самые разные животные и рыбы.

-А вы знаете, кто еще живет на дне морском?  

(Дети по очереди прикрепляют картинки с водо

рослями и кораллами на ватман)

-А давайте посмотри, что у нас получилось!

- Кто плавает выше всех?

- Кто находится рядом с акулой?

- Кто плывёт над медузой?

- Кто плывёт между акулой и черепахой?

- Кто плывёт под красной рыбкой?

- А кто самый большой, маленький?

- Как мы можем назвать  всех вместе?

(Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут - обитают. Они обитают в воде, море. Значит, они морские, водные обитатели.)

- Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось? Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

Мы вокруг себя покружимся,

С волшебством подружимся,

Раз, два, три в детский сад,

Всех нас верни!

Вот мы с вами и в детском саду.

Итог: Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Кого мы там встретили? Что больше всего вам понравилось?

Дети сидят полукругом.

Дети слушают письмо – загадку.

Дети отгадывают, говорят, что это море.

Солёная.

Пресная, не солёная.

Дети соглашаются.

Дети встают, произносят слова вместе с воспитателем и выполняют движения.

Ответы – предположения детей.

Дети соглашаются.

Рыба.

Дети говорят: хвост, плавники, туловище, голова.

Шеи.

Дети говорят, что это рыба.

Тоже рыба.

Нет.

Ответы детей.

Ответы детей.

В воде.

Морской конёк.

Ответы детей.

Осьминог.

Ответы детей.

Осьминоги.

Акула.

Ответы детей.

Черепаха.

Панцирь.

Ответы детей.

Ответы детей.

Черепашка.

Морская звезда.

Морские звёзды.

Ответы детей.

Медуза.

Ответы детей.

Обжечь.

Дельфин.

Дельфины.

Дети все слова сопровождаются движениями, которые показывает воспитатель.

Растения - водоросли, кораллы.

Дети отвечают.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Морские обитатели».

Цель: Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Упражнять детей в образовании слов по аналогии.Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на...

конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе « Лесные обитатели- звери».

конспект интегрированного занятия по развитию речи  в средней группе « Лесные обитатели- звери»....

конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе « Лесные обитатели- звери».

конспект интегрированного занятия по развитию речи  в средней группе « Лесные обитатели- звери»....

НОД по Развитию речи в средней группе «На помощь обитателям леса»

Цель: Закрепление у детей  знаний  о диких животных....