Конспект занятия по развитию речи «Лес и его обитатели»
план-конспект занятия по развитию речи ( группа) на тему

Апостолюк Татьяна Евгеньевна

Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon z1_r.r.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное автономное дошкольное учреждение

                                 Детский сад № 80 «Светлячок»

              Конспект занятия по развитию речи

         

                     «Лес и его обитатели»                                                 

                     (для старших дошкольников)

                                                                Воспитатель:

        Апостолюк Т. Е.

                                     

                                   г. Нижневартовск

Программное содержание:

    Закреплять умение детей подбирать определения и однокоренные слова к существительному «лес»

   Совершенствовать фонематический слух: называть слова с определенным звуком, умение делить слова на слоги, внятно и отчетливо произносить их.

   Развивать умение анализировать состав предложения: количество слов и их последовательность, составлять схему предложения.

   Закреплять умение составлять схему слова «лиса», позицию

Звука в словах на слух.

   Развивать умение составлять распространенные предложения.

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.       Развивать творческую активность детей в процессе придумывания истории на тему: «Как звери подружились», начатую воспитателем. Учить ценить юмор. Воспитывать жизнелюбие, оптимизм, культуру речевого общения: сдержанность, тактичность.

        Конспект занятия.

Приглашаю детей к фланелеграфу, где расположены: трава, цветы,  грибы, ягоды.

- Послушайте загадку, если отгадаете ее, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

        Дом со всех сторон открыт,

        Он резною крышей крыт,

        Заходи в зеленый дом -

        Чудеса увидишь в нем!

        (лес)

Правильно, ребята, это лес. Сегодня все занятие будет посвящено лесу и его жителям.

Давайте вспомним правила друзей леса:

        Много леса – не губи,

        Мало леса – береги,

        Нет леса – посади!

Вам на фланелеграфе нужно сконструировать настоящий лес, я эту работу уже начала: посадила траву, цветы, грибы, а вы продолжите.

Скажите, что такое настоящий лес? (ответы детей: трава, цветы, деревья, грибы, ягоды, птицы, звери)                                                     Давайте начнем заселять лес с деревьев. Я буду загадывать загадки, о деревьях, а вы отгадывать.

        Клейкие почки, зеленые листочки,

        С белой корой – стоит под горой.        (береза)

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим,

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.        (ель)

        Красненькие кисти,

        Резные листья

        Стоит возле тына

        Что это?         (рябина)

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту,

Если я не на опушке – ветки только на макушке        (сосна)

Все загадки отгадали, молодцы! Но это еще не все. Назовите деревья, в названии которых есть звуки: «и», «з», «р».

Увидели звери красивые деревья и тоже захотели поселиться в

этом лесу.

Первая прибежала рыжая плутовка. Кто это? (лиса)

- Кто скажет, сколько частей в этом слове?

-Назовите первую часть - ли

-Назовите вторую –са. Правильно, а теперь самостоятельно составьте схему этого слова. Посмотрите друг у друга, правильно ли выполнено задание.

- Дети, а почему вы так выложили: зеленый, красный, синий, красный?

-Молодцы! Все справились с этим трудным заданием.

За лисой пришли звери, в названии которых только один слог. Найдите таких зверей и поселите в лес. Называйте, кто пришел.

За ними пришли звери, в названии которых два слога (3), дети выкладывают животных на фланелеграфе.

  Лес – большой дом и у каждого зверя есть маленький, свой дом.         А как эти домики называются, вы мне скажете в игре «Кто где живет?» (дети в кругу, воспитатель бросает мяч поочередно и называет животных, а дети называют их жилище).

За зверями в лес приползли, прилетели, пришли Кто?... (насекомые)

-А каких насекомых вы знаете? Найдите их у себя и составьте предложение по данной схеме (предлагается три схемы.

Молодцы!

Откройте тетради, сейчас я буду говорить предложение, а вы составлять его схему. Не забудьте про большую букву вначале предложения и точку в конце.

-Пчела летит. Муравьишка спешит домой. Строители построили новый дом.

-Молодцы, отлично справились и с этим заданием. Поселяйте своих насекомых в лес.

-А почему так тихо в нашем лесу? Если правильно соберете птиц из частей, то услышите, как они радостно запоют и тоже поселятся в нашем лесу, (даю целую птицу взамен собранной).

(Звучит запись «Голоса птиц»).

-Вот и получился лес – полон чудес!

-А какой лес бывает? (подбор определений: красивый, нарядный, зимний и.т.д.)

-Назовите слова, родственные слову –лес (лесок, лесочек, перелесок, лесничий, лесник и т.д.)

-А сейчас давайте представим, как животные леса подружились.

Представили? Давайте расскажем об этом. Получится интересная история (коллективный рассказ).

-Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями! За это я хочу вам открыть одну тайну леса.

-Вы все знаете, сколько вам лет? А вы можете узнать, сколько лет дереву? Хотите, я вас научу узнавать? (вношу спил дерева и показываю на годовые кольца – считаем вместе с детьми и делаем вывод – сколько колец, столько и лет дереву).

Много тайн хранит лес, кто больше хочет узнать о нем, обратитесь к этим книгам и вы будете приятно удивлены, какой интересной жизнью живет лес.

Спасибо всем! Вы меня очень порадовали! Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: «Обитатели наших лесов» (по лексической теме «Дикие животные»)

Цель: формирование  представлений детей об условиях среды, к которой приспособились животные и их детеныши     Задачи:Познание:расширять и активизировать номинативного и глагольног...

План-конспект занятия по развитию речи по теме "Обитатели воды- рыбы"

Конспект содержит обучающий материал для детей старшей группы....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Подводный мир и его обитатели"

Подробный конспект занятия в рамках тематической недели "Подводный мир и его обитатели"...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Обитатели морей и океанов».

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов».Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект занятия по развитию речи «Обитатели морей и океанов» в старшей группе

Цель: закрепить знания детей об обитателях морей и океанов, на основе систематизации ранее сформированных представлений.Задачи:Образовательные:Расширять и систематизировать знания детей о предст...

План-конспект занятия по развитию речи «Морские обитатели»

План-конспект занятия по развитию речи «Морские обитатели» Цель: расширять лексический словарь по теме «Морские обитатели»Задачи:Коррекционно – образовательные:...

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы "Обитатели морей и океанов"

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.        Задачи:        Продолжат...