Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: «Обитатели наших лесов» (по лексической теме «Дикие животные»)
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Цель: формирование  представлений детей об условиях среды, к которой приспособились животные и их детеныши     

Задачи:

Познание:

  1. расширять и активизировать номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ.
  2. закреплять  умение правильно употреблять предлоги «в», «с», «у», «от» при составлении предложений.
  3. развивать  мышление на материале описательных загадок.
  4. формировать умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
  5. развивать общую и мелкую моторики пальцев рук.

Коммуникация

-Закреплять умения составлять рассказ по опорным картинкам

Социализация

-         развивать у детей интерес к окружающему миру через игру.

Физическая культура

- формировать  положительные эмоции, снять усталость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dikie_zhivotnye_nashih_lesov.ppt2.19 МБ
Файл zanyatie_dikie_zhivotnye_nashih_lesov.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Конспект занятия

по развитию речи в старшей

логопедической группе (ОНР) на тему:

«Обитатели наших лесов»

(по лексической теме «Дикие животные»)

Составила

учитель – логопед

Махмудова З.А.

Покачи

2015

Цель: формирование  представлений детей об условиях среды, к которой приспособились животные и их детеныши     

Задачи:

Познание:

  1. расширять и активизировать номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ.
  2. закреплять  умение правильно употреблять предлоги «в», «с», «у», «от» при составлении предложений.
  3. развивать  мышление на материале описательных загадок.
  4. формировать умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
  5. развивать общую и мелкую моторики пальцев рук.

Коммуникация

-Закреплять умения составлять рассказ по опорным картинкам

Социализация

  •  развивать у детей интерес к окружающему миру через игру.

Физическая культура

- формировать  положительные эмоции, снять усталость.

     

Ход занятия

Вступительная часть

     Раздается стук в дверь.

     Логопед: Кто там?

     Появляется почтальон Печкин с письмом.

     Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес вам письмо от кота Матроскина и Шарика.

     Логопед: Спасибо тебе, Печкин!

     Отгадывание загадок

Логопед раскрывает конверт и  предлагает детям послушать, что написано в письме, в нем находятся загадки и отгадки в виде уже цветных изображений. Ребенок, отгадавший загадку, получает это изображение.

     Логопед:  Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

(Белка.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса.

Кто же это? (Лиса.)

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

(Медведь.)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

Кто зимой холодной

В лесу ходит серый, злой,

голодный? (Волк.)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёжик.)

     Составление предложений с предлогом «в»

     Логопед: Какие это животные? (Лесные, дикие.) Где живут эти животные?  (В лесу.) Правильно, все эти животные живут в лесу, но у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем.

     Игра «Кто где живет»

     На интерактивной доске мультимедийная презентация на которой изображены животные и их жилища.

     Логопед:

Где живет медведь» (В берлоге.)

 Где живет волк? (В логове.)

Где живет белка? (В дупле.)

 Где живут лиса, ёж?

(В норах.)

Где живет заяц? (Под кустом.)

     Отвечая на вопрос, ребенок должен подойти в интерактивной доске прикоснуться рукой к тому жилищу в котором живет животное.

Образование притяжательных прилагательных от существительных: дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?»

   На интерактивной доске изображены части  тела диких животных (хвосты, уши, лапы). Дети должны дотронутьмя до  изображение частей части тела и присоединить его к рисунку животного, у которого она отсутствует. Выполняя задание, дети отвечают на вопросы.

     Логопед: Чей это хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост.)

Чье ухо у тебя? (Медвежьи лапы, заячье ухо.)

Молодцы, вы правильно назвали части тела животных.

Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики

     Дети выполняют движения под музыку и стихи, которые читает логопед.

     Логопед: А теперь поиграем в «Теремок».

     Дети открывают теремок: разводят руки в стороны.

     Стоит в поле теремок, теремок,

Поднимают руки над головой.

Он не низок, не высок.

Приседают и поднимаются на мысочки.

На двери висит замок.

Пальцы рук складывают в замок.

Кто его открыть бы смог?

Делают движения запястьями вперед-назад.

Слева – зайка, справа – мишка –

Поворачивают голову.

Отодвиньте-ка  задвижку!

Пробуют потянуть замок в стороны.

Слева – ёжик, справа – волк –

Делают повороты головой.

Нажимайте на замок!

Сжимают, разжимают запястья.

Зайка, мишка, ёжик, волк

Открывают теремок.

Разводят руки в стороны.

Составление предложений с предлогом «у»:

дидактическая игра «Помоги детенышам найти свою маму»

     Дети должны запомнить названия животных и их детенышей.

     Логопед: Животные со своими детенышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Ребята, помогите детенышам найти своих мам и назовите их!

      Лисенок (лисята) – у лисицы;

Зайчонок (зайчата) – у зайчихи;

Бельчонок (бельчата) – у белки;

Ежонок (ежата) – у ежихи;

Волчонок (волчата) – у волчицы;

Медвежонок (медвежата) – у медведицы.

     Молодцы, помогли детенышам найти своих мам!

Составление рассказа по опорным картинкам 

     Логопед предлагает детям послушать рассказ «Охотник» и пересказать его по опорным картинкам, которые находятся на интерактивной доске.

     Логопед: Однажды охотник пошел в лес. Взял с собой ружье. Идет, идет, вдруг видит медвежью берлогу. В ней медведица с медвежатами спит. А рядом на дереве беличье дупло. Там живет белка с бельчатами. Идет охотник дальше. Увидел волчье логово. Там живет волчица с волчатами. Еще немного пошел и увидел лисью нору. В ней живет лисица с лисятами. Только у зайца нет жилища. Заячий дом – под кустом. Никого не потревожил охотник, потому что в руках у него было не охотничье ружьё, а фоторужьё. Это он делал снимки зверей на память.

     Дети пересказывают рассказ по цепочке и целиком.

 Развитие тактильных ощущений:

дидактическая игра  «Подарки от зверей»

     Логопед предлагает детям найти под елкой чудесный мешочек, в котором звери оставили подарки. Дети должны на ощупь отгадать, что лежит в мешочке, и сказать, от кого этот подарок. Например, орехи от белочки. В чудесном мешочке лежат орехи, морковь, капуста, бочонок меда, яблоки, ягоды.

В конце подводится итог занятия.

Ребятам в качестве  инструмента для оценки собственной успешности в процессе непосредственно образовательной деятельности было предложено выбрать звёздочку:

-  выбор красной звездочки означал - «считаю, что со всеми заданиями справился хорошо»

  • выбор зелёной - «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи учителя - логопеда»

Педагог  обратила внимание детей на то, что хорошие знания – одно из лучших приобретений человека и необходимость для успеха любого дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Дикие животные наших лесов.»

Конспект занятия предназначен для закрепления и обобщения темы: "Дикие животные наших лесов"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе «Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Программное содержание:активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;развивать навык словообразования;вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Домашние животные»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Домашние животные»...