Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Морские обитатели».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Репина Елена Викторовна

Цель: Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между.

Закрепить знания детей о море и морских обитателях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Морские обитатели».

Автор-составитель

 Воспитатель

Репина Е.В.

 Кропоткин 2018

Цель: Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между.

Закрепить знания детей о море и морских обитателях.

Использование современных образовательных технологий: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, коллективная работа - изготовление морского дна, проведение опытов экспериментов с водой.

Материалы к занятию: Аудиозаписи с музыкой, с шумом моря; схема рыбы, картинки на двустороннем скотче с морскими обитателями, тонированная бумага (ватман) голубого цвета, загадки о морских обитателях; предметы на морскую тематику, под которыми спрятаны загадки; полиэтиленовые пакеты, резинки.

Примерный ход НОД.

  1. Организационный момент

- Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо. А где же адрес, откуда оно? Всё размыто водой. Давайте посмотрим, что в нем. (Открывает письмо и читает его детям)

В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда.

- Что это? (Дети: море)

- Скажите, в море вода какая? (Дети: соленая)                                                                         1

- А в реках и озёрах? (Дети: пресная)

-Читаем дальше. «В море потерялись мои друзья, морские обитатели. Мне грустно без них и не с кем играть. Помогите мне, ребята, найти их». Поможем? Но  мы же с вами в садике, как нам быть? (Дети: отправимся в путешествие, поедем на море и т.д)

- Тогда нам надо встать и сказать волшебные слова:

Быстро, быстро кружимся,

С волшебством подружимся,

Хлопнули в ладоши и остановились,

На берегу теплого, синего моря все мы очутились.

Положить (заранее затонированный) лист ватмана голубого цвета. И включить аудиозапись с шумом моря.

-Вот мы и на берегу моря. Давайте посмотрим, что здесь интересного… но что-то странная здесь тишина?

- Как вы думаете, что могло случится?(Ответы-предположения детей)

2. Основная часть

Игра-задание «Оживи море».

-  Все водные обитатели спрятались, но если мы отгадаем о них загадки, то они появятся в нашем море и море снова оживёт.

- Попробуем? (Дети: да).

- Итак, первая загадка:

В воде мы живём,
Без воды пропадём.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток
. (Дети: рыбы)

-Как они двигаются? (Дети складывают ладошки вместе и волнообразными движениями поднимают в разных направлениях)

Воспитатель показывает картину со схемой строения рыбы:

- Посмотрите на схему и скажите, что есть у рыбы?

(Дети говорят: хвост, плавники, туловище, голова.)

- А чего у рыбы нет? (Дети: Шеи.)

Воспитатель показывает картинку с рыбой и спрашивает: Это кто? (Дети: рыба)

Воспитатель показывает ещё одну картинку только уже с другой  рыбой и спрашивает у детей: А это кто? (Дети: тоже рыба).

                                                                                                                                                       2

-Что вы можете сказать, глядя на этих рыбок? (Дети: у всех рыб есть голова, туловище, плавники, хвост. Все рыбы живут в воде).

(Предложить прикрепить детям картинки с рыбками к ватману)

Следующая загадка:

Конь не сеет и не пашет,

Под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок : рыбок друг - …  (Дети: морской конек)

 Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете.

- Как вы думаете, почему её так назвали? (Дети: похожа на лошадь, на коня).

(Прикрепить на  ватман)

Дальше:

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я - … (Дети: осьминог).

Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах.

- Как вы думаете, сколько у осьминога ног? (Дети: восемь).

Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Давайте посчитаем на пальчиках. Одна нога, две ноги, три ноги, четыре ноги, пять ног…

- А как мы скажем, если осьминог не один, а их много? (Дети: осьминоги)

(Ребёнок прикрепляет к ватману картинку с осьминогом)

Следующая загадка:

Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.

Её боится даже кит, а безопасна, если спит.

Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина?  (Дети: акула).

 - Акула какая? (Ответы детей).

Воспитатель обобщает: большая, быстрая и зубастая.

(Прикрепить картинку к ватману)

Следующая загадка:

Кто так медленно ползёт,

Словно груз большой везёт?

Панцирь твердый, очень прочный.

Защитит и днём, и ночью.

Но всегда дрожит от страха

Долгожитель…    (Дети: черепаха).                                                                                          3

- Что у черепахи на спине? (Дети: панцирь).

- Какой он? (Дети: очень твёрдый).

- А какая черепаха быстрая или медленная? (Дети: на суше медленная, а в воде быстрая).

Воспитатель обобщает: в воде они очень подвижны и быстры, а по суше передвигаются медленно-медленно.

- А как мы назовём черепаху ласково? (Дети: черепашка).

(Прикрепить картинку)

Следующая загадка:

Глубоко на дне она, словно на небе видна,

Но не светит и не греет, потому, что не умеет.  (Дети: морская звезда)

- А если их много, как мы скажем? (Ответы детей).

- Какого она цвета? (Ответы детей).

(Ребёнок прикрепляет картинку с морской звездой)

Дальше:

Для нее волна – качели, и плывет она без цели

Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода. (Дети: медуза).

- На что похожа медуза? (Ответы детей).

- А что может сделать медуза человеку? (Ответы детей).

 (Прикрепить картинку)

-Давайте с вами изобразим стайку медуз, которые качаются на волнах. (Предложить детям надеть полиэтиленовые пакетики на кулачок, зафиксировать резинкой. Под музыку качаемся на волнах).

И ещё одна загадка:

Вглубь ныряют, вверх взлетают...
Добрым нравом обладают.

Подставляют в море спины
Людям тонущим …
   (Дети: дельфины).

- Правильно! А если он один, как мы скажем? (Дети: дельфин).

(Ребёнок прикрепляет последнюю картинку на ватман)

-Послушайте-ка, ребята. Здесь ещё кое-что написано. «Молодцы, ребята, вы нашли всех моих друзей. Спасибо вам большое! А давайте все вместе станцуем дельфиний танец.»

(Звучит музыка).

4. Заключение и повторение.

В нашем подводном мире живут самые разные животные и рыбы.                                        4

-А вы знаете, кто еще живет на дне морском?  

(Дети по очереди прикрепляют картинки с водо

рослями и кораллами на ватман)

-А давайте посмотри, что у нас получилось!

- Кто плавает выше всех?

- Кто находится рядом с акулой?

- Кто плывёт над медузой?

- Кто плывёт между акулой и черепахой?

- Кто плывёт под красной рыбкой?

- А кто самый большой, маленький?

- Как мы можем назвать  всех вместе?

(Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут - обитают. Они обитают в воде, море. Значит, они морские, водные обитатели.)

- Мы сегодня замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Помогли дельфину найти его друзей. Вам понравилось наше приключение?

Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

Мы вокруг себя покружимся,

С волшебством подружимся,

Раз, два, три в детский сад,

Всех нас верни!

Вот мы с вами и в детском саду.

Итог: Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Кого мы там встретили? Хотите ещё поиграть с морскими обитателями? (Предлагаются дидактические настольные игры по теме).

                                                                                                                                                        5

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

Тема: «В мире животных»Цель:  уточнить и расширить знания детей о подготовке диких животных к зиме;Уточнить знание основных признаков осени;Развивать воображение детей, мышление, доказатель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Звуковая культура речи: звук з-зь. Познакомить со звком з-зь, научить его произносить, находить слова, где есть звук з-зь, формировать у детей интерес к устному народному творчеству, читоговоркам и за...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»

Цель: Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш.     Материал: кукла Звукознайка, предметы в ...